Лучший педагог года

Педагогический проект «Русский уклад» для детей старшего дошкольного возраста

Алёна Федина
Педагогический проект «Русский уклад» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект «Русский уклад»

Детей старшего дошкольного возраста

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г. Н. Волков

Тип проекта : творческо-игровой, долгосрочный, групповой, межгрупповой.

Участники проекта : дети, педагоги, родители воспитанников.

Публикация «Педагогический проект „Русский уклад“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Направление проекта

Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициями обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину : знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.

Актуальность реализации проекта

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

Гипотеза реализации проекта

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Цель проекта

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

Задачи проекта

1. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.

2. Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: наречение имени, коляда, масленица.

3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.

Предполагаемый результат проекта

• Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;

• Имеют представления о традициях русского народа;

• Осознают принадлежность к своему народу;

• Используют в активной речи устный народный фольклор;

• Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

• Имеют представления о национальном костюме русского народа;

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

• Диагностика;

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом

• Составление плана основного этапа проектирования;

• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

• Создание развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

• Знакомство с устным народным творчеством русского народа;

• Совместная деятельность с детьми;

• Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;

• Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.

3. Завершающий этап

• Совместная с детьми деятельность;

• Участие в праздниках, обрядах;

• Диагностика;

• Оформление материалы проекта;

• Подготовка презентации для выступления из опыта работы.

Обеспечение проекта

1. Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;

2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;

3. Наглядно-дидактическое:предметы русского быта,фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

Формы организации

• Беседа, общение.

Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

• Моделирование.

• Экскурсия.

• Слушание и разучивание фольклорных произведений.

• Развлечение.

Содержание проекта

Тема Содержание Работа с родителями Срок выполнения

Диагностика Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях и обрядах: наречение имени, коляда, масленица, национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров Анкетирование Сентябрь

Рукам работа – душе праздник Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа

Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей

Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки

Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями

Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» -воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность

Сюжетно-ролевая игра «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности

Подвижные игры: «Капуcта», «Бой петухов» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость Пополнение мини музея «Русский уголок» предметами быта и рукоделия

Консультация «Устное народное творчество»

Изготовление поделок к ярмарке Октябрь

Мило тому,

у кого много всего в дому Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Экскурсия в мини музей «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа

Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом»- закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа

Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность

Посиделки «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»

Стендовый доклад «Русское чаепитие» Ноябрь

Русский наряд Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

Моделирование русского костюма – развивать умения устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды

Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения

Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

Подвижные игры «Заря», «Краски» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу»,

альбом «Русский народный костюм» Декабрь

Веселая Коляда Общение с использованием презентации «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания

Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную и знать порядок их исполнения

Игры:«Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры

Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями Консультация «Как колядовали в старину»

Помощь и участие в рождественских колядках Январь

Масленица-Комоедица Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины

Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа

Разучивание закличек - развиватьэмоциональное восприятие текста, чувство родного языка

Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности,воспитывать доброжелательные, партнерские отношения

Развлечение «Веселая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями Консультация «Масленичная неделя»

Помощь и участие в проведении праздника Февраль

Полна хата детей, так

и счастливо в ней Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми

Рассказывание сказки «Никита Кожемяка» с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки

Слушание и разучиваниеколыбельных песен, прибауток, скороговорок с именами - обогащать эстетические чувства и впечатления детей к русскому фольклору : песням, прибауткам; умение использовать в собственной речи образные сравнения, олицетворения

Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре

Обыгрывание обряда «Наречение имени» - обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен Папка-раскладушка «Имя – не просто слово»

Общение родителей с детьми «История твоего имени»

Изготовление паспорта «Мое имя»

Помощь в организации и участие в обряде Март

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов в ходе реализации проекта

Фамилия, имя ребенка Проявляет интерес к изучению русской народной культуры Имеет представление о старинных предметах быта и их назначение Умеет играть в народные игры. Использует малые фольклорные жанры Имеет представления о национальном костюме русского народа (сарафан, рубаха, кокошник, платок пояс, лапти, валенки) Имеет представления о традициях проведения Колядок, Масленицы, обряда наречения имени Итоговый показатель

Итоговый показатель

Используемая литература:

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

2. Рубец, Е. А. Воспитание духовности у подрастающего поколения в русской народной педагогике : диссертация к. п. н. Пятигорский гос. лингв. университет, Пятигорск, 2012г.

3. Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М. : Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость) https://az.lib.ru

Публикации по теме:

«Русский чай». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста к международному женскому Дню 8 марта «Русский чай»Сценарий для детей старшего дошкольного возраста Посвящёный международному женскому дню 8 марта. Цели: - Развивать творческую.

Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Русский национальный костюм» Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Русский национальный костюм» Цель: приобщение детей дошкольного возраста.

Педагогический проект «Безопасность на дороге» для старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Безопасность на дороге» (старший.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Будь здоров малыш» Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №87» Педагогический проект для детей группы №6 старшего дошкольного.

Педагогический проект для детей старшего возраста «Родительский патруль и ПДД вместе с Юпид» Педагогический проект «Родительский патруль и ПДД вместе с ЮПИД» для старших дошкольников Цель: воспитание азбуки безопасного поведения.

Педагогический проект «Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста» Педагогический проект по формированию основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ правового.

Педагогический проект «Космическая даль» для детей старшего дошкольного возраста Разработала проект: воспитатель Душкина Наталья Генриковна Продолжительность: краткосрочный. Содержание: ребёнок и удивительный мир. Метод:.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Педагогический проект «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Педагогический проект «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Основание проекта Дошкольное детство - очень важный.

Педагогический проект «Жизнь и творчество Рудольфа Нуреева» для детей старшего дошкольного возраста «Нуреев был первой величиной. И хотим мы того или нет: Его звездная колыбель останется пустой. Надолго ли? Может, надолго. Может, навсегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Русский уклад» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2019 в 21:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Русский уклад» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Федина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД