Ольга Андреева
Педагогический проект «Развивающие игры»
▼ Скачать
МБДОУ «Детский сад №98 г. Чебоксары
Педагогический проект
«Развивающие игры»
Разработал:
воспитатель младшей группы
Андреева О. А.
г. Чебоксары 2019 год
Название проекта : «Развивающие игры»
Тема проекта : «Использование музыкально – дидактических игр в процессе музыкально – сенсорного воспитания детей младшего возраста»
Аннотация
Данный проект разработан для детей младшей группы детского сада;
Публикация «Педагогический проект „Развивающие игры“» размещена в разделах
Проект затрагивает вопросы развития музыкально - сенсорных способностей малышей 3 – 4 лет;
Необходимое время для проведения проекта : 2 месяца (август, сентябрь).
Актуальность
«Игра, сама по себе, развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания».
Э. Жак-Далькро
Важной задачей музыкального воспитания детей 3 – 4 лет в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости.
Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей, доступны для детского сознания, вызывают интерес и желание участвовать в них. Главная задача музыкально – дидактических игр – в доступной форме приобщить малышей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя и музыкального руководителя, и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Для успешного музыкального развития малышей недостаточно уделять время дидактическим пособиям и играм лишь на музыкальных занятиях. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию должна продолжаться непосредственно в группе, под наблюдением воспитателя. А для этого необходимо наличие в музыкальном уголке группы музыкально –
дидактических игр. Т. к. в торговой сети готовые музыкально – дидактические игры практически отсутствуют, то назрела необходимость самостоятельно сделать такие игры, с привлечением родителей воспитанников.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? Их ценность в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Проблема:
Неумение детей использовать настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной деятельности.
Цель:
Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей.
Задачи проекта :
• Научить детей совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно играть в музыкально – дидактические игры;
• Совершенствовать формы и методы обучения детей в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
• С помощью родителей воспитанников изготовить музыкально – дидактические игры и пособия, соответствующие возрасту и интересам детей, и использовать их в учебно-педагогическом процессе;
• Развивать активность детей, их общие музыкальные способности.
Ожидаемые результаты
• Дети с удовольствием примут активное участие в музыкально–дидактических играх, с большим интересом и успехом будут играть в них.
• Музыкальный уголок пополнится новыми самодельными инструментами и музыкально – дидактическими играми и пособиями;
• Музыкально – дидактические игры будут использоваться воспитателем в различных видах детской деятельности;
• Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении самодельных инструментов и музыкально – дидактических игр.
Сроки реализации проекта : август – сентябрь 2019г.
Участники проекта :
Воспитатели младшей группы №10 «Ягодка»
Дети младшей группы №10 «Ягодка»
Родители воспитанников
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный (август 2019 г.)
• Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;
• Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;
• Продумывание НОД по музыке с использованием музыкально – дидактических игр;
• Подготовка консультации для родителей на тему «Музыкально – дидактические игры и их значение в воспитании детей 3 – 4 лет»;
2 этап – Практический (август – сентябрь 2019 г.)
Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта :
• Цикл занятий с использованием музыкально – дидактических игр;
• Цикл вечеров совместной деятельности с детьми «Поиграем?»
• Выставка самодельных музыкальных инструментов «Делай с нами! Делай, как мы! Делай лучше нас!»
• Наглядная информация «Музыкально – дидактическая игра, как одно из средств общего развития ребенка».
• Консультация - практикум для родителей «Как научить ребенка играть в музыкально – дидактические игры и их роль в музыкальном развитии детей»;
• Организация выставки работ родителей «Вот как мы умеем!» на тему самодельные настольные музыкально – дидактические игры.
3 этап – Заключительный (сентябрь 2019 год)
• Проведение итогового занятия «Волшебный сундучок»;
• Выставка групповых музыкально – дидактических игр с учетом возрастных и обучающих задач;
• Организация фотовыставки для родителей
«Играя - учимся, играя - познаём, и вместе правильно поём», где можно увидеть в какие музыкально – дидактические игры играют дети в группе;
• Презентация проекта «Развивающие игры»
Итог:
• В конце проекта дети с удовольствием принимают участие в музыкально – дидактических играх, и с большим интересом и успехом играют в них самостоятельно;
• Родители познакомились со структурой музыкально – дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи игр детям;
• Музыкальный уголок в группе пополнился новыми самодельными настольными музыкально – дидактическими играми и музыкальными инструментами.
Использованная литература:
• С. Л. Новосёлова «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;
• М. Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;
• В. А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;
• В. А. Запорожец «Волшебный мешочек»;
• Н. А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;
• А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
• Е. Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;
• Журнал «Музыкальный руководитель».
• Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.
Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. Москва. «Просвещение» 1986 г.
Приложение
Музыкальные занятия с использованием музыкально – дидактических игр
«Наши погремушки – звонкие игрушки»
Программные задачи:
- Формировать умение двигаться соответственно силе звучания музыкального сопровождения в упражнении «Погремушки»;
- Развивать динамический слух детей, учить слышать изменения в силе звучания мелодии в дидактической игре «Громкие и тихие звоночки»;
- Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек: барабана, погремушки, металлофона, молоточка, дудки;
- Развивать умение выполнять танцевальные движения на мелодию «Как у наших у ворот».
Ход занятия
Под музыку дети парами заходят в зал и образуют круг. Воспитатель напоминает упражнения, с которыми дети познакомились на предыдущем занятии.
На прошлом занятии мы с вами звенели погремушками. Давайте покажем, как мы это делали. Вместе с воспитателем дети поднимают руки вверх с сжатыми кулачками-погремушками и имитируют игру на воображаемых погремушках (звенят, шуршат). Затем под музыку марша вновь шагают по кругу. Детей встречает Петрушка, который сидит на столе, среди музыкальных игрушек.
- Привет, ребята! А я вас жду. Видите, игрушки приготовил, будем сегодня с вами играть?
- Ребятки, среди Петрушкиных игрушек есть одна, с которой на прошлом занятии мы не играли. Посмотрите внимательно на игрушки, еще раз послушайте их звучание и отгадайте, какую игрушку вы слышите сегодня впервые…
Играет на музыкальных инструментах, дети отгадывают, а затем повторяют ритм, показанный на ритмических карточках.
- А с этой вот игрушкой мы уже играли?. показывает погремушку
- Это вы играли, а я не играл…
- Ты, Петрушка, не обижайся, хочешь сейчас с нами поиграть?.
- Хочу, хочу, хочу…
Игра «Тихие и громкие звоночки»
- Как наши погремушки сегодня звенели? Покажи, Петруша…
Игра «Угадай, какой звенит звук»
- Понравилась вам игра? А теперь снова вернемся к нашим музыкальным инструментам. Остался последний инструмент, голос которого мы еще не слышали. (берет со стола дудочку, играет на ней) Вот он, новый инструмент – дудочка!
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, я играю во дуду.
Комарики пляшут, крылышками машут.
Удивляется народ – что за странный хоровод!
Пляска «Как у наших у ворот»
- Ай, какие молодцы, наши малыши!
Наигрались и напелись, наплясались от души!
Наше занятие подошло к концу, до свидания, дети, до новой встречи!
- Пока, ребята! Я буду вас ждать!
«Мы сегодня музыканты»
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами в музыкально – дидактической игре «Познакомься с инструментами»;
- Совершенствовать умение различать инструменты по звучанию в музыкально – дидактической игре «Угадай, на чем играю»;
- Развивать динамический слух в музыкально – дидактической игре «Тихие громкие звоночки»;
- Формировать умение исполнять на музыкальных инструментах русскую народную мелодию «Как у наших у ворот»;
- Учить петь без напряжения, начинать и заканчивать пение всем одновременно.
Ход занятия
Дети заходят в зал и образуют круг.
Упражнение «Музыкальные игрушки»
При выполнении движений с воображаемыми погремушками музыкальный руководитель обращает внимание детей на силу звучания музыки (динамические оттенки)
При выполнении движений с маленьким и большим барабаном педагог обращает внимание детей на динамику и регистр.
Упражнение «Ходим – бегаем» Тиличеевой
- Здравствуйте, дети! Мы с Петрушкой рады вас всех видеть! А вы скучали по своему новому другу?.
- Ура! Петрушка радостно стучит и гремит по всем музыкальным инструментам, создавая неимоверный шум
- Тише – тише, Петрушка, успокойся. Так в музыкальные игрушки играть нельзя. Надо к ним бережно относиться, чтобы они не сломались.
- А как надо на них играть?
- Играть надо правильно, как музыкант.
- Это еще кто?
- Музыкант, это человек, который умеет играть на каком – либо музыкальном инструменте.
Музыкально – дидактическая игра «Назови инструмент»
- А вы, ребята, хотите стать музыкантами?
Песня «Угадай, на чем играю»
Игра «Тихие и громкие звоночки»
- А теперь давайте про мою игрушку споем, про мой барабан!
Песня «Барабан»
- А на дудках мы еще не играли!
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, я играю во дуду.
Комарики пляшут, крылышками машут.
Удивляется народ – что за странный хоровод!
Пляска «Как у наших у ворот»
- Очень мне понравилось быть сегодня музыкантом!
- Тогда давайте с вами вспомним, на каких музыкальных инструментах мы сегодня играли…
Дети перечисляют названия музыкальных инструментов и находят на столе карточки с их изображением.
- Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам отправиться в группу и посмотреть, какие из этих инструментов есть в вашем музыкальном уголке.
«У каждой птички своя песенка»
Программные задачи
- Совершенствовать навык ходьбы под музыку марша;
- Развивать умение различать мелодии контрастного характера;
- Учить выполнять движения в соответствии с характером музыки;
-Различать песню, танец в музыкально – дидактической игре «Весенняя песенка»;
- Формировать умение имитировать голоса птиц, подстраиваясь к голосу педагога в игре «У каждой птички своя песенка»
Ход занятия
Под музыку дети входят в музыкальный зал и выполняют
Упражнение «Птички летают и клюют зернышки»
- Ребята, сейчас мы с вами прослушали музыку про птичек, скажите, как вам показалось, птичкам грустно или весело?. Правильно, птичкам весело, потому, что они радуются наступлению весны и вкусному угощению.
Музыкальный руководитель показывает детям иллюстрацию, на которой изображен хоровод птиц на лесной проталинке.
- Ребята, что вы видите на картинке?. Давайте придумаем рассказ по этой картинке.
Совместно с воспитателем дети составляют рассказ по картинке
- Птички радуются теплой весне, жаркому солнышку, все вместе веселятся, пляшут и поют.
«Пляска птиц» Римского – Корсакова
- Сейчас мы с вами слышали, как поют птички все вместе, хором, а теперь я предлагаю вам послушать, как каждая из них поёт свою, особую песенку.
Музыкальный руководитель показывает картинки с изображением разных птиц и разным голосом (высоким – низким) поет их песенки
- Слышите, у всех птиц разные голоса и разные песенки. У вороны голос низкий: «Кар! Кар! Кар!» У воробья – высокий: «Чик – чирик!» У гусей – низкий: «Га-га-га!» У птенцов – высокий: «Пи-пи-пи!». Но когда они собираются все вместе, как на нашей картинке, то начинают петь хором, все вместе, веселую птичью песенку на разные голоса.
Песня «Кап – кап, кап, вода»
- А где веселая песенка, там и задорная пляска.
Танец «Полечка»
- Наплясались наши птички на весенней полянке, взмахнули крылышками и полетели в свою группу.
«Все мы музыканты»
Программные задачи
- Формировать навыки ориентировки в пространстве в упражнении «Жуки», развивать динамический слух детей;
- Учить запоминать слова и мелодию песни «Веселый музыкант», имитируя голосом звучание музыкальных инструментов – скрипки, барабана, балалайки;
- Совершенствовать умение различать тембр знакомых музыкальных игрушек в музыкально – дидактической игре «Угадай, на чем играю?»;
- Развивать умение самостоятельно выполнять плясовые движения в парах.
Ход занятия
Под звучание музыки дети входят в музыкальный зал и выполняют упражнения «Самолеты» и «Воробушки полетели»
- Ребята, мы с вами уже умеем летать, как самолеты и как птички, сегодня мы научимся летать, как жуки.
Упражнение «Жуки»
- А сейчас я предлагаю вам вновь превратиться в мальчиков и девочек, в веселых музыкантов.
Песня «Веселый музыкант»
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
Отгаданные инструменты воспитатель раздает детям и все вместе исполняют
«Полечку»
- На каких музыкальных инструментах мы сейчас играли?. Правильно, теперь мы умеем полечку не только плясать, но и играть её на музыкальных инструментах, как настоящие музыканты! А какую музыку вы сейчас играли, веселую или грустную?. Значит, какие вы музыканты – веселые или грустные?.
Музыкант, скорее в круг, приглашай подружку, друг.
Будем топать и скакать, будем полечку плясать!
Танец «Полечка»
Под музыку польки дети, попрощавшись, выходят из зала
«Волшебный сундучок»
Программные задачи
- Совершенствовать умение детей играть в знакомые музыкально – дидактические игры;
- Развивать активность детей, их общие музыкальные способности (звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма)
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал и сразу же обращают внимание на красивый сундучок
- Интересно узнать, что в этом сундучке? Давайте заглянем в него!
Приоткрывает крышку, звучит музыка
«Музыкальная шкатулка» Майкапара
- Ой, да наш сундучок не простой, а музыкальный!
Прикрывает крышку, музыка останавливается, открывает – вновь звучит.
- Какая удивительная, волшебная музыка! Наверное то, что находится в сундучке, тоже необыкновенное…
Достает из сундучка Петрушку, тот оживает в руках воспитателя
«Песня Петрушки» Р. Рустамова
- Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
К вам спешил совсем не зря, игрушки вам принес, друзья!
Игрушки не простые, музыкальные такие!
Раз, два, три, четыре, пять, мы сейчас начнем играть!
Петрушка по очереди достает из сундучка музыкально – дидактические игры, которые обыгрываются с детьми. Ребята с помощью воспитателя вспоминают правила игр. Петрушка помогает детям.
Музыкально – дидактические игры
«Веселая Матрешка»
«Кто в домике живет?»
«Ритмические карточки»
«Повтори ритм»
«Веселый паровозик»
- Вот как дружно мы играли, но еще не танцевали,
Все в кружок скорей вставайте, да за мною повторяйте,
Будем весело плясать, и друг друга развлекать!
Пляска «Калинка»
- Ой, ребятки, а про сундучок – то мы забыли… Может быть там еще что-нибудь есть?. заглядывает в сундучок и достает угощение для детей
Конфетами вас угощаю, и ко мне в гости приглашаю,
Приходите все, друзья, буду ждать вас в гости я!
До свидания, ребята!
Наглядная информация для родителей
Самодельные музыкальные инструменты.
Наиболее доступными, а потому любимыми детьми являются шумовые музыкальные инструменты. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Ребятишек привлекает не только звучание и внешний вид инструмента, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из него звуки.
Особенный интерес у детей вызывают инструменты, которые можно сделать своими руками. И это не случайно, ведь ребё нок получает возможность находить звуки и тембры буквально из всего: из крышек от бутылок, ключей, крупы, скорлупы от орехов, пуговиц, карандашей, ниток, целлофановых пакетов, бумаги, банок разных размеров, коробочки и т. д., т. е. любой бросовый материал, из которого можно извлечь звук, идёт в дело. Такие инструменты несложно сделать дома, и тогда можно создать целый шумовой оркестр, участниками которого могут стать родители и друзья ребёнка.
Очень важно не ограничивать фантазию ребёнка, ведь в процессе музицирования такими инструментами будут развиваться не только музыкальные способности, но и способность к творчеству!
Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть и играть. Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т. п. ; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен; и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. Главной задачей элементарного музицирования является импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах. Подобные игры со звуками являются первичной формой импровизации. Очень важно, что ваш ребёнок будет не исполнителем чьих-то идей, он будет сам их генератором и воплотителем!
Какие можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях.? Как уже говорилось выше, специальных материалов для изготовления инструментов не нужно, в ход пойдёт всё, что у вас есть под рукой. Вы с ребёнком можете сделать музыкальные инструменты как предлагаем мы, а можете, оттолкнувшись от наших рекомендаций придумать что-то новое и интересное. Наверняка, сам процесс совместного изготовления музыкальных инструментов принесёт вашему ребёнку не меньше радости, чем непосредственно само музицирование.
Консультация для родителей
Как научить ребенка играть в музыкально – дидактические игры и их
роль в музыкальном развитии детей
Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить малышей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, так как игры доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. А музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности. Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
С помощью музыкально-дидактических игр осуществляется развитие у детей музыкально-сенсорных способностей. Их назначение - в доступной игровой форме помочь малышам разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформленными и привлекательными.
Для того чтобы игра проходила весело и интересно, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.
1 этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.
2 этап: знакомство с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями.
3 этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством взрослых.
4 этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.
Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, можно предложить им следующую игру. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, которые требуют от детей большей упражняемости. А затем осваиваются игры, формирующие тембровое и динамическое восприятие,
Так в чём же ценность музыкально - дидактических игр? Их ценность в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.
Музыкально – дидактические игры и их значение
в воспитании детей 3 -4 лет
Виды самостоятельной деятельности детей в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Танцующая Матрешка», «Ритмические карточки», «Повтори ритм» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе музыкально – дидактических игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.