Людмила Барышева
Педагогический проект «Дидактические игры с цветом»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей третьего года жизни через дидактическую игру».
Автор проекта :
Барышева Людмила Ивановна,
Актуальность проекта.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет.
Публикация «Педагогический проект „Дидактические игры с цветом“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Полноценное умственное развитие детей и как его результат - готовность к обучению в школе - в значительной мере зависит от сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в начальной школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
В современной педагогике и психологии сенсорное воспитание понимается как целенаправленное, систематическое, научно обоснованное развитие ощущений и восприятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ведущую роль в сенсорном воспитании играет ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами. Сенсорными эталонами цвета служат цвета радуги и ахроматические цвета - белый, серый, черный, а также оттенки всех цветов по светлоте и насыщенности.
Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть.
В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.
Поэтому одной из самых больших проблем является изучение цветовой гаммы с детьми, которое необходимо изучать как можно раньше. В этом возрасте у детей уже достаточно развита речь и поэтому у них развивается не только зрительная память, но и слуховая.
Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.
Незаменимым помощником в усвоении цветовой гаммы выступают дидактические игры как особая форма эстетического и экологического воспитания. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Очень важно связывать дидактические игры и упражнения на освоение цвета с наблюдениями в природе и различными видами детского изобразительного творчества. Это научит детей вдумчиво и творчески относиться к цвету.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Известный детский психолог А. В. Запорожец считает, что дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.
В моей группе наблюдения показали, что представление о сенсорных эталонах цвета находится у детей на низком уровне, большая часть детей не знает названия основных цветов.
Индивидуальные беседы с родителями и опрос показали, что они не задумывались над вопросом о сенсорном развитии детей, затрудняются в выборе игр и игрушек для закрепления основных цветов спектра.
Паспорт проекта :
Тип проекта : исследовательско -творческий.
По количеству участников: групповой (20 детей).
Участники проекта : дети третьего года жизни, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Форма представления: презентация.
Цель проекта : создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Задачи проекта :
- способствовать сенсорному развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей;
-формировать умения ориентироваться в свойствах предметов (цвете);
-подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;
-закреплять знания основных цветов;
-пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира;
-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
-развивать у детей воображение, фантазию, творческие способности, мышление, наблюдательность;
-знакомить с разнообразными изобразительными и конструктивными материалами, включая нетрадиционные; создавать условия для их самостоятельного исследования;
- обогащать словарный запас детей.
Проблема
Какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средство формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Гипотеза
Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных эталонах цвета будут успешными.
Ожидаемые результаты после реализации проекта :
У детей должен вырасти уровень сформированности представлений об основных цветах, познакомятся с эталонами цвета, в ходе игры сформируются социально-коммуникативные качества.
Должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию у родителей, они научаться создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их, будут заинтересованы в дальнейшем успешном развитии своих детей.
Этапы проекта.
1-й этап. Подготовительный.
-Изучение методической литературы по теме проекта.
-Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
-Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток, музыкальных произведений.
-Взаимодействие с родителями по подбору материала по теме проекта.
2-й этап. Основной.
- Проведение с детьми наблюдений, экскурсий, бесед об основных цветах в природе, экспериментирование.
- Рассматривание иллюстраций по теме «Цвета радуги».
- Чтение художественных произведений.
- Загадывание и отгадывание загадок о радуге, разноцветных кубиках.
- Обучение через дидактические, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
- Поиск информации и изготовление «Цветных сказок».
- Конструирование из кубиков.
- Лепка, рисование.
3 этап. Заключительный (обобщающий).
- Изготовление лепбука «Дидактические игры с цветом».
- Оформление выставки поделок и рисунков, фотоотчет для родителей по итогам реализации проекта.
- Развлечение «Шарики воздушные очень непослушные!»
-Презентация.
Содержание проекта.
Познавательное развитие.
Наблюдения и беседы.
- «Какого цвета снег?».
-«Какого цвета небо и облака?».
-«Что в группе такого же цвета, как и солнце?».
- «Какого цвета у нас одежда?».
Цель: формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей трех лет.
Задачи:
знакомить детей с цветовым спектром радуги;
учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Конструирование из строительного материала
«Разноцветный город».
Цель: помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками.
Задачи:
-развить элементарные навыки пространственной ориентации;
-учить строить элементарные постройки;
-развить представления о форме, величине, цвете;
-развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.
Экспериментирование
«Окрашивание воды».
Цель: ознакомить с приемами окрашивания воды.
Задачи:
-учить детей смешивать основные цвета;
-развивать внимание, наблюдательность;
-создавать положительные эмоции от проделанной работы
«Цветные льдинки».(замораживание и размораживание окрашенной воды).
Цель: формировать представление о том, что вода при охлаждении превращается в лед.
Задачи:
развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;
развивать наблюдательность, способность сравнивать;
развивать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;
Речевое развитие.
Презентация книг «Цветные сказки».
Загадывание и отгадывание загадок про радугу, разноцветные кубики.
Чтение художественных произведений:
С. Я. Маршак «Радуга-дуга», стихотворение «Мы начнем учить цвета», чтение и заучивание стихотворение про синий цвет.
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры :
Игры с контейнерами для сенсорики.
«Собери цветы»
«Бабочка»
«Подбери предмет к цвету»
«Жил-был Лес»
«Найди предмет желтого цвета».
Сюжетно-ролевые игры.
«Телефонный разговор»
«Кафе» ( приготовление коктейлей: малиновый, лимонный, апельсиновый - окрашивание воды).
Физическое развитие.
Подвижная игра «Цветные автомобили», подвижная игра с мячом «Кто дальше бросит мяч».
Физкультминутки «Лягушки», «Наши красные цветки».
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Задачи:
-развивать быстроту, ловкость;
-воспитывать самостоятельность, учить общаться со сверстниками и взрослыми;
-учить соотносить слова с действиями.
Художественно - эстетическое развитие.
Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи:
песня «Шарики воздушные», песня «Фантазия» из мультфильма «Маша и медведь».
Просмотр и обсуждение мультфильма «Картина маслом» (Маша и медведь).
Образовательная деятельность.
Рисование нетрадиционными способами.
Пальчиковое рисование
Тема «Апельсины для мамы»(смешивание цветов).
Рисование цветным рисом.
Рисование окрашенной водой на снегу «Чудесные узоры».
Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.
Задачи:
- познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- способствовать формированию восприятия, внимания, воображения, мышления;
- формировать социально-коммуникативные качества;
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
- поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Лепка из соленого теста.
Тема «Разноцветная пирамидка».
Цель: учить детей приемам лепки из соленого теста.
Задачи:
-развивать моторику, мышление, фантазию;
-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками;
-учить оценивать результат своей работы.
Развлечение «Шарики воздушные очень непослушные»
Цель: закрепить у детей знания об основных цветах.
Задачи:
-создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой детей;
-вызвать желание поиграть с воздушными шарами;
-развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Взаимодействие с родителями.
Беседа «Дидактические игры с цветом».
Папка-передвижка «Игры и игрушки для детей трех лет».
Консультация «Цветотерапия».
Изготовление контейнеров для сенсорного развития и дидактических игр своими руками.
Составление и изготовление книг «Цветные сказки».Презентация проекта.
Для детей: развлечение «Шарики воздушные очень непослушные!»
Для родителей: оформление выставки поделок и рисунков, фотоотчет для родителей по итогам реализации проекта.
Для педагогов : презентация,
изготовление лепбука «Дидактические игры с цветом».
Полученные результаты.
В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов:
были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые дидактические игры, у детей сформировались представления о сенсорных эталонах цвета, у родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию, приняли к сведению рекомендации по созданию дома условий для дидактических игр и подбирать их, заинтересовались в дальнейшем успешном развитии своих детей.