Светлана Москаленко
Проект «Развивающие игры — эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических знаний.»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект :
«Развивающие игры – наиболее эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических представлений.»
Эпиграф к обучению дошкольников экологии.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал:
“Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
Цель:
Публикация «Проект „Развивающие игры — эффективное средство по формированию у детей раннего возраста первичных экологических знаний,“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Младшая группа
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
знакомить детей раннего возраста с начальными элементами экологического воспитания, через различные развивающие игры, прививать детям любовь и бережное отношение к природе родного края.
Основные задачи по экологическому воспитанию :
1)Использование всех видов развивающих игр по экологии (предметные игры, настольно – печатные, словестные игры и игры – драматизации) для формирования у детей раннего возраста первичных экологических представлений;
2) Способствовать расширению формирования у ребенка целостной картины окружающего мира;
3) Расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
4) Способствовать развитию у ребенка познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе родного края, бережного к ней отношения;
4) Воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы, вызывать у ребенка положительные эмоции от общения с природой.
Актуальность:
Развивающие игры по экологии – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе родного края. Знания о природе, полученные детьми раннего возраста при помощи развивающих дидактических игр, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения и объектами “живой” и “неживой” природы, расширяют знания об окружающей действительности.
Введение:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это приоритетное направление, одна из основных задач по работе педагогов с детьми в нашем детском саду.
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь не зря было принято решение провозгласить 2019 год - годом экологии.
Для работы по формированию первичных экологических представлений были использованы:
• Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических игр;
• Словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
• Игровые методы:
• проведение разнообразных игр (развивающих, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
• загадывание загадок;
• Практические методы:
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформления гербария растений, плодов;
• постановка сказок, отрывков литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
Виды деятельности:
• Экскурсии;
• Наблюдения;
• Эксперименты;
• Игры;
• Труд в природе;
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
• Целевые прогулки;
• Сотрудничество с семьей
Работа с родителями.
В работе с родителями по формированию первичных экологических представлений у детей раннего возраста я использую различные формы :
-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
-Беседы с родителями о важности данной проблемы;
-Оформление выставок различных детских рисунков;
-Привлечение родителей к пополнению уголка природы;
-Участие родителей в различных детских конкурсах;
-Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности;
-Стендовые необходимые консультации.
Также для наших уважаемых родителей на сайте я выложила по моей теме по самообразованию сжатый перспективный план.
Дидактические игры по экологии помогают детям раннего возраста увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать и понять уникальность каждого объекта природы. Такие игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также целесообразное поведение в природе. В процессе экологического воспитания малышей используют следующие виды развивающих дидактических игр :
- Предметные;
- Настольно – печатные;
- Словесные;
- Сюжетно – ролевые;
- Игры – драматизации.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
“Узнай и назови”, “Птицы, рыбы, звери”.
“Мамы и детки”, “Когда это бывает?”; “Угадай по описанию”, “Чудесный мешочек”, «Кто это такой?»
Предметные игры (игры с природным материалом и игры для ознакомления с растительным миром).
Предметные игры для получения первоначальных знаний по сенсорике (использование матрёшки, пирамидки, выкладывание мозаики)
Настольно – печатные игры : интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки".
Настольно-печатные игры : «Зоологическое лото», «Подбери пару», «Что где растет», «Овощи и фрукты», «Растения», «Угадай дерево». Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.
лото “Овощи” “Фрукты”
“Вкладыши (различные) “Найди такой же предмет”
“Собери картинку” “Домашние и дикие животные”
“Собери урожай” “Разрезные картинки”
Словесные игры : «Кто летает, бегает, прыгает», «Кто как разговаривает», «Кто живет в лесу», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая», «Заинька», «Птицы и автомобиль». “Найди, о чем расскажу” “Береги природу (различные сюжеты картинки, “Осенний лес” “Найди домик животному”. Проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игры – драматизации (обычно подключаем “литературных” персонажей) : “Колобок отправляется в лес”, “Доктор Айболит “лечит больных зверей”, “Кто вытащил репку?” “Кто живёт в теремке?”
Основным условием для проведения с нашими детками игр- драматизаций, я считаю, является использование детской художественной литературы. Это необходимо не только для развития связной речи, пополнения словарного запаса, а также для расширения знаний об окружающем мире и о природе, но и для привлечения к театрализованной деятельности, тем самым вызывая у малышей положительные эмоции.
Основной целью игр – драматизаций по экологии является формирования предпосылок артистических способностей у детей раннего возраста.