Приложение МААМ

Педагогический проект «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»

Амплеева Рахиля
Педагогический проект «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Публикация «Педагогический проект „Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников“» размещена в разделах

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Основной проблемой младшего дошкольника : низкий уровень развития речи, общей и мелкой моторики.

Тип проекта : педагогическое проектирование

Сроки реализации: среднесрочный (3 месяца)

Возрастная группа: дети от 2-3 лет

Цель проекта : развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр

Задачи:

- обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности;

- способствовать развитию речи детей,

- развивать мелкую моторику руки

- обогатить словарный запас;

- вызывать положительные эмоции;

- прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Участники проекта : педагог, дети и их родители (лица их замещающие)

План реализации проекта :

Этап проекта Мероприятия Цель Сроки

организационный этап Изучение проблемы, диагностическое обследование, определение цели, задач. Поиск решения задач проекта, формирование предпосылок игровой деятельности. Август, 2019 г.

этап апробации Работа с детьми

Проведение пальчиковых игр, направленных на умственное развитие и развитие речи детей 2-3 лет. Развитие речи и пополнение словарного запаса. Развитие коммуникативных отношений. Развитие мимики, моторики пальцев рук.

Август, 2019 г. Октябрь, 2019г.

Работа с родителями

Теоретическая и практическая осведомленность родителей по проблеме развития речи детей в раннем возрасте Повышение уровня педагогической компетентности родителей по проблеме проекта Сентябрь, 2019г. –Октябрь, 2019г.

этап аналитический Диагностическое обследование (вторичное) Определить эффективность проектной деятельности. Октябрь, 2019г.

заключительный этап Выступление на педагогическом совете (презентация) Апробация передового опыта среди коллег Октябрь, 2019г.

Размещение информации и фотографий на сайде ДОУ Апробация передового опыта среди общественности

Colnyshko.caduk.ru

Октябрь, 2019г.

Перспективный план работы с детьми

по проекту «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»

Месяц

Цель

Деятельность

Август.

- знакомство с пальчиками;

Разучивание игры "Дом"

Закрепление игры «Дом»

- учить разгибать пальчики;

- слушать и понимать речь воспитателя. Разучивание игры «Моя семья»

Закрепление игры «Моя семья»

-научиться ориентироваться в таких понятиях, как "вверх-вниз"

- формировать умение зажимать пальчики в кулачок. Разучивание игры «Ладошки»

Закрепление игры «Ладошки»

-учить менять положение пальцев рук, слушая текс стихотворения;

-развитие внимания. Разучивание игры «Моя ладошка»

Закрепление игры «Моя ладошка»

Сентябрь.

-учить выполнять действия по тексту;

- развивать умение сжимать поочередно пальчики в своем кулачке. Разучивание игры «Пальчики»

Закрепление игры «Пальчики»

-активизировать моторику рук;

-формировать умение управлять своими движениями;

- развивать способность согласовывать движения и речь. Разучивание игры «Маленькая мышка»

Закрепление игры «Маленькая мышка»

-развивать умение понимать речь воспитателя и действовать в соответствии с текстом. Разучивание игры «Капустка»

Закрепление игры «Капустка»

- развивать умение менять положение пальцев рук и кистей;

-расширить представления ребенка об окружающем мире Разучивание игры «Еж»

Закрепление игры «Еж»

Октябрь.

- развивать умение играть с пальчиками, действуя по образцу, в соответствии с текстом Разучивание игры «Поросята»

Закрепление игры «Поросята»

- учить «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке

- формировать умение сгибать к ладошке и разгибать пальчики Разучивание игры «Приходите мыши»

Закрепление игры «Приходите мыши»

- развивать умение слушать и понимать текст,

- побуждать повторять звуки Разучивание игры «Комар»

Закрепление игры «Комар»

- развитие умение менять положения пальцев рук и кистей;

- имитировать и проговаривать текст Разучивание игры «Червячки»

Закрепление игры «Червячки»

Перспективный план работы с семьями воспитанников

по проекту «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»

№ Мероприятия Сроки

1 Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры» Август 2019г.

2 Буклет " Как правильно проводить пальчиковые игры" Август 2019г.

3 Оформление стенда «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Сентябрь 2019г.

4 Консультация на тему " Развиваем мелкую моторику в домашних условиях" Сентябрь 2019г.

5 Памятки «Пальчиковые игры : учите вместе с нами» Октябрь

Формы подведения итогов реализации проекта : Обыгрывание сказки "Репка" в пальчиковом театре.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Дети от 2 до 3 лет должны:

- проявлять интерес к пальчиковым играм;

- пополнить словарный запас;

- развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение

Предполагаемый результат проекта для родителей :

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

Возможности проекта для воспитателей :

- улучшение отношений между детьми;

- укрепление связи с родителями.

Приложение 1

Название игры Содержание игры

«Дом» Стук -стук- постук,

раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат-

вот с такою крышей, (ладошки над головой)

вот с такими стенами, (ладошки около щечек)

вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

и вот с таким замком! (сцепили ручки)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли!

«Моя семья»

Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,

Этот пальчик – дедушка начиная с большого)

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)

«Ладошки»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

«Моя ладошка» (1) Моя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(2) Моя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(3) Моя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(4) Моя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(5) Моя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке

2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.

4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак

5 - осторожно переступать пальцами обеих рук

«Пальчики»

(1) Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём :

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей,

Этот пальчик - всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

(2) Вместе – это пять друзей

(3) Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей и т. д.

(4) Каждый пальчик мы возьмём

И сожмём, сожмём, сожмём.

Этот - всех красивей, и т. д.

(5) Каждый пальчик мы возьмём,

На подушечку нажмём

Этот - всех красивей, и т. д.

1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику

2 – погладить сразу все пальчики

3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать

4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке

5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца

«Маленькая мышка» Маленькая мышка

По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка

И пальчиком грозит : Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку? Руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку

А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок", под другую щечку

Такого непослушного

Я буду щекотать!" Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку

«Капуста»

(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву

2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней

3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением

4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

«Ёж»

- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)

на пригорке (показать руками жест – горку)

- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)

устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)

- А под листьями шуршат

пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

«Поросята»

Этот толстый поросёнок (Мизинцы)

целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок (Безымянные)

спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)

поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)

поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)

носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)

что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)

- лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец

и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)

«Приходите, мыши»

(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,

Вот для вас площадка на моей ладошке.

(2) Вот вам карусели – можно покружиться,

Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.

(3) Вот висят качели, можно покачаться,

Вы не упадёте, нечего бояться.

(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,

Покатайтесь мышки, это так приятно!

(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,

Можно на песочке мышкам поваляться.

(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье

Помашу рукою: мышки, до свиданья!

1 - махать ручкой

2 - «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке

3 - сгибать к ладошке и разгибать пальчики

4 - гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя

5 - пощекотать ладошку

6 - махать ручкой

«Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)

Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу)

Каркает:"Вот и обед"

(указательный и большой пальчики "каркают".)

Глядь (разводим ручками,

а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

«Черепаха» Шла по полю черепаха (идем пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)

Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!

(большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

«К Кате гости прибежали» К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна (большой и средний)

Рад, Серёжа (большой и безымянный)

Рад, Снежана, (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик? (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок? (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

«Перчатка»

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

«Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«В комнате» Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком,

Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом.

Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.

Кошка коготками лавочку скребёт,

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

Курочка рябая пол крылом метёт.

Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.

Катя варит кашу для зверят своих

Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

Кашки наварила, с ложки кормит их

"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой, протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).

«Радуга» Гляньте: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

«Дом»

Я хочу построить дом,

Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

"Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

«Дружные пальчики» Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Приложение 2

Конспект занятия: «Пальчиковый театр Репка».

Цель:

Развитие речи детей средствами устного народного творчества.

Задачи:

1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;

2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра;

Материал:

Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка».

Предварительная работа:

• Чтение потешки о кошке;

• Разучивание игры «Кот и мыши»;

• Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка».

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.

- Ребятишки, а вы любите сказки?

- Да любим (ответ детей).

- Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р. Поехали пых - пых - пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

- Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

- Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались? Никого не видно?

- Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли? Да конечно деда с бабой. Где же они? Да вот они наши дед с бабой. А где же их внучка? И внучка вот она. А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка? Правильно это «Репка». А где же репка? Ребятишки посмотри те, а репку кот Василий спрятал и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Он хочет, чтобы мы с ним поиграли.

Воспитатель подходит и берет кота, читая потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые

Зубки белые.

Воспитатель обращается к коту: «Кот Василий садись в кружок, и мы с тобой поиграем», а мы ребятишки представим, что мы маленькие мышки.

Проводится игра «Кот и мыши» - 2 раза

Воспитатель, вот как славно поиграли Васька кот нам репку отдал, но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось? Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала,

Но про важные дела,

Начинается как надо:

Жили были дед да баба,

Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка,

Рядом деда огород,

Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр «Репка»).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь.

Вот поехал паровоз,

Деток в садик он повез.

Ту – ту – ту.

Публикации по теме:

Проект «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» Описание проекта: Очень важной частью работы по развитию речи.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста В сентябре 2018 года мы взяли младшую группу. Деткам исполнилось только по три года. Выбрали для себя вместе с Натальей Алексеевной тему.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Консультация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей» В период дошкольного детства происходит активное развитие ребенка. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребёнка, оказывающее.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраст Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной.

Проект «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» . Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи для педагога: подготовить.

Пальчиковые игры как средство всестороннего развития дошкольников. Мастер-класс для родителей Цель: познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. Обучить родителей этапам разучивания.

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» План работы по самообразованию. Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе».

Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников План по самообразованию воспитатель – Лукьянович Екатерина Александровна Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 18:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Амплеева Рахиля (УИ 1835154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД