Оксана Петровна Кащеева
Педагогический проект «Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных техник ИЗО»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Паспорт педагогического проекта
2. Актуальность проекта
3. План реализации проекта
4. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного
возраста с использованием нетрадиционных техник в ИЗО деятельности
Публикация «Педагогический проект „Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных техник ИЗО“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
5. Работа по использованию нетрадиционных техник изо деятельности в развитии
творческих способностей детей дошкольного возраста
6. Список используемой литературы
7. Приложения
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
Адресация проекта Проект предназначен для образовательной деятельности воспитателей с детьми подготовительной группы
Участники проекта Воспитатели, родители и воспитанники подготовительной группы
Цель проекта Создание картотеки нетрадиционных техник ИЗО деятельности способствующих творческому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи проекта
Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; Помочь овладеть навыками и умениями в работе этими техниками;
Развивать художественный вкус; интерес к нетрадиционным техникам рисования; формировать творческие способности: оригинальное воображение, продуктивность, разработанность и гибкость мышления; развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира; воспитывать творческую личность
Привлечь родителей к совместной деятельности в ДОУ.
Объединить усилия для развития творческих способностей детей.
Создать дружелюбную атмосферу взаимопонимания, общность интересов.
Сроки реализации Долгосрочный: с 1 октября 2015 г по 30 мая 2016 г.
Вид проекта Творческий, групповой
Особенности проекта Проект является одним из современных и перспективных методов, способствующих развитию детей и достижению целевых ориентиров.
Проект позволяет выстроить образовательный процесс в более интересной, нетрадиционной форме, направляя все силы на развитие ребенка
Итоги проекта
• Повысилась компетентность и заинтересованность родителей в вопросах развития творческих способностей своих детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
• Дети постоянно подводили своих родителей к выставкам и показывали им свои новые, необычные рисунки, тем самым удивляя каждый раз родителей в талантах детей, что в дальнейшем и подстегнуло родителей совместно с детьми с большим интересом участвовать в выставках рисунков. Каждому хотелось поделиться своими новыми умениями и знаниями в нетрадиционных техниках рисования с другими.
• У родителей с детьми появился единый круг общения, уровень общения возрос.
• Стеснительные ребята стали более уверенными в своих силах и возможностях.
• Отношения между родителями и воспитателями стали более доверительными.
Актуальность проекта состоит в том, что творческие способности особенно востребованы в XXI веке. Государство делает заказ на людей, проявляющих новизну и неординарность даже в решении повседневных вопросов. Нужны субъекты, нестандартно мыслящие, предвосхищающие, создающие шедевры. Именно они поднимут общество на более высокий уровень развития и подведут его к новому статусу. Поэтому последние годы в жизни российского социума были ознаменованы одним из важных событий – принятием Федерального Государственного Образовательного Стандарта, представляющего систему обязательных требований ко всему образованию в целом. Так дошкольную ступень он нацеливает на развитие познавательной активности и творчества ребёнка. Люди способные мыслить творчески интереснее и быстрее решают стоящие перед ними задачи, способны намечать точные цели, эффективнее преодолевать трудности, обеспечивая себя большей свободой действий и выбора, вследствие чего им удается более эффективно организовывать собственную деятельностью в процессе решения стоящих перед ними задач. Именно творческий подход к любому делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции подрастающей личности.
Согласно исследованиям изобразительная деятельность, а именно детское рисование заключает в себе огромные возможности. По мнению Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, детское изобразительное творчество является средством развития волевых, интеллектуальных и эмоционально-эстетических качеств ребенка. Во время процесса изодеятельности развиваются все психические функции ребенка, такие как мышление, память, воображение, представление, зрительное восприятие.
В изодеятельности воображение имеет тесную взаимосвязь с придумыванием и реализацией замысла, где дошкольник постепенно переходит от мысли к воплощению задуманного. Здесь ребенок выступает в качестве субъекта, получающего положительные эмоции от своих действий. Положительные эмоции способствуют зарождению интереса, мотивации и обеспечивают развитие творческих способностей ребенка.
Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: с 1 октября 2016 года по 30 мая 2017 года
Участники проекта:
Воспитатель группы № 4: Кащеева Оксана Петровна.
дети подготовительной группы № 4 (6-7 лет).
родители воспитанников.
Проблема: Формирование творческой личности – одна из важных задач образования, особенно в свете требований ФГОС к ДО. Стандарт диктует педагогам достижение детьми целевых ориентиров. Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира, эстетического восприятия, развития творческого потенциала ребёнка, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Все дети любят рисовать, лепить, наклеивать, создавать что – то новое, неповторимое. А использование нетрадиционных техник в рисовании интересно вдвойне.
Цель проекта: Повышение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности.
Задачи:
Для детей:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; Помочь овладеть навыками и умениями в работе этими техниками;
2. Развивать художественный вкус; интерес к нетрадиционным техникам рисования; формировать творческие способности: оригинальное воображение, продуктивность, разработанность и гибкость мышления; развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира; воспитывать творческую личность
Для родителей:
1. Привлечь родителей к совместной деятельности в ДОУ.
2. Объединить усилия для развития творческих способностей детей.
3. Создать дружелюбную атмосферу взаимопонимания, общность интересов.
Для педагогов:
1. Создать методические рекомендации для воспитателей по формированию творческих возможностей дошкольников инструментами нестандартных техник рисования
2. Создать картотеку нетрадиционных техник изодеятельности, способствующей творческому развитию детей, для использования в образовательной деятельности.
Гипотеза. Использование нетрадиционных техник изодеятельности повысят уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Методы и приемы:
Беседа, художественное слово, рассказывание, рассматривание иллюстраций, показ техники выполнения педагогом и детьми, объяснение последовательности выполнения, указания, напоминания, дидактические игры, использование мультимедийного сопровождения, анализ работ детей/
Объектом исследования является творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Методики исследования:
1. Тест «Составление изображений» Е. Е. Туник.
2. Тест «Дорисовывание фигур»О. М. Дьяченко.
3. Краткий тест творческого мышления (КТТМ) П. Торренс.
В основу проекта положены следующие принципы:
• Индивидуальный подход: у каждого ребёнка свой темп развития и свои особенности выполнения деятельности, поэтому каждый нуждается в оказании помощи словом, повторным показом или приёмом «рука в руку»;
• Наглядность: использование наглядного материала: картин, иллюстраций, презентаций, видео, аудиозаписи для восприятия материала всеми анализаторами, а также использование показа выполнения;
• Доступность: детям предлагается выполнить работу с опорой на Зону актуального развития, постепенно усложняя задачи, сначала лёгкие образы, состоящие из простых форм и требующие выполнения из тонкой бумаги, затем создание образов различной формы, дополнение работ более мелкими деталями, использование более плотной бумаги;
• Систематичность и последовательность: создание нового образа опирается на знания, полученные на предыдущем занятии;
• Прочность: приобретённые технические умения должны быть доведены до автоматизма: использование повторов для закрепления;
• Развитие сознательности и активности: формировать интерес к нетрадиционным техникам аппликации, желание самостоятельно создавать свой оригинальный продукт этими техниками, придумывать как можно больше дополнительных деталей, вырабатывать свои способы их воплощения, активно использовать приобретённые умения в разных условиях; выработать осознание приоритета таких работ над традиционными.
• Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
• Уважение к личности каждого ребенка.
Проект реализуется по трем направлениям:
Совместная деятельность с детьми.
Работа с родителями.
Взаимодействие с педагогами
Формы работы с детьми:
Индивидуально – фронтальная
Непосредственная образовательная деятельность.
Игровая деятельность.
Выставки.
Продукты проектной деятельности:
Картотека нетрадиционных техник рисования
План кружковой работы
Участие родителей совместно с детьми в конкурсе рисунков, приуроченных Дню Победы: «Я помню! Я горжусь»
Ожидаемые результаты:
1. Будут иметь представления о нетрадиционных техниках рисования;
2. Усвоят технические умения выполнения работ нетрадиционными техниками рисования;
3. Будут стремиться самостоятельно выполнять работу посредством разных техник рисования;
4. Появится потребность создавать свои работы с помощью нетрадиционных техник рисования;
5. Раскроются творческие способности:
- оригинальное воображение;
- дивергентное мышление.
6. Сформируются качества личности:
- целеустремлённости, настойчивости;
- самостоятельности;
- наблюдательности;
- познавательной активности.
7. Совершенствуется мелкая моторика рук.
8. Ребёнок станет творческой личности, способной воспринимать, оценивать красоту окружающего мира и создавать свои непревзойдённые шедевры.
Результаты проекта:
Создана картотека нетрадиционных техник изодеятельности.
Повысилась компетентность и заинтересованность родителей в вопросах развития творческих способностей своих детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Дети постоянно подводили своих родителей к выставкам и показывали им свои новые, необычные рисунки, тем самым удивляя каждый раз родителей в талантах детей, что в дальнейшем и подстегнуло родителей совместно с детьми с большим интересом участвовать в выставках рисунков. Каждому хотелось поделиться своими новыми умениями и знаниями в нетрадиционных техниках рисования с другими.
У родителей с детьми появился единый круг общения, уровень общения возрос.
Стеснительные ребята стали более уверенными в своих силах и возможностях.
Отношения между родителями и воспитателями стали более доверительными.
Итоговое мероприятие: Совместная с родителями выставка рисунков и участие в городском конкурсе
План реализации проекта
1 этап - Подготовительный (октябрь 2016 г.)
- Подбор художественной и методической литературы.
- Составление перспективного плана, подготовка к их проведению
- Мониторинг детей
- Планирование всего проекта
- Чтение художестсвенной литературы
- Рассматривание картинок и иллюстраций по темам проекта
- Подбор и оформление папок-передвижок для консультации родителей по теме проекта
- Привлечение родителей к изготовлению рисунков нетрадиционными техниками рисования для участия в групповых и городских конкурсах – выставках.
2 этап – Основной (ноябрь 2016 – апрель 2017 г.)
- ООД,
- Пополнение картотеки нетрадиционными техниками ИЗО деятельности
- Накопление конспектов ООД
-Взаимодействие с родителями детей
- Знакомство и освоение детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельности
-Тематические выставки рисунков, - Мастер-класс
- Конкурс семейных творческих работ
3 этап Обобщающий (май 2017 г.)
- Изготовление Альбома:
«Нетрадиционные техники рисования» - Анализ результатов мониторинга детей,
-Рекомендации для педагогов и родителей
- Показ презентации проекта на заключительном педсовете Выставка детских рисунков по темам проекта
- Родительское собрание
-Участие детей совместно с родителями в городском конкурсе рисунков, посвященным Дню Победы «Я Помню! Я Горжусь» с призовым местом одного из воспитанников.
Теоретические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного
возраста с использованием нетрадиционных техник в ИЗО деятельности
За время своей длительной истории проблема творчества во все времена выступала объектом пристального внимания педагогов, психологов и философов. Термин «творчество» впервые появился еще в трудах Аристотеля и Платона.
Отечественные психологи Я. А. Пономарев, А. Н. Леонтьев, Д. Е. Богоявленская рассматривают феномен творчества в качестве продукта мыслительной деятельности.
По мнению Л. С. Выготского творчество является необходимым условием существования человека, представляя собой все, что выходит за пределы рутины, все, что заключает в себе что-то новое. В научной литературе термин «творчество» определяется как деятельность, направленная на создание качественно нового, не существующего ранее по замыслу и материальному воплощению. Характеризуя творчество, исследователи приходят к выводу о том, что творчество является способностью, проявляющуюся и развивающуюся благодаря фантазии и воображению. Дошкольный возраст характеризуется как сензитивный период для развития художественного и творческого воображения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что возраст дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития у детей будущего творческого потенциала.
Таким образом, анализ исследований позволяет выделить шесть главных условий успешного развития творческих способностей в дошкольном возрасте:
1. Создание теплой дружеской атмосферы в детском коллективе и семейном кругу. Взрослые обязаны создать для ребенка безопасную психологическую базу, на основе которой он будет совершать собственные открытия и творческий поиск. Важным является стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его возможным неудачам, терпеливо относиться к идеям представляющимися странными в реальной жизни. Необходимо исключить из обихода осуждения и замечания.
2. Обеспечить ребенку свободу выбора собственной деятельности, продолжительности занятий одним делом, чередованием дел, выбором методов и т. д. Вследствие этого детское желание, эмоциональный подъем, интерес будут являться лучшей гарантией того, что большее напряжение умственных сил не вызовет у него переутомления и пойдет на пользу.
3. Предоставление ребенку такой свободы не исключает необходимость ненавязчивой доброжелательности и заботы со стороны взрослых, являющихся следующим условием успешного развития детских творческих способностей. Здесь главным является не превратить свободу во вседозволенность, а заботу в подсказку. Необходимо помнить, что не следует делать что-то за ребенка, если он способен сделать это сам. Не стоит полагать, что ребенок не способен сам додуматься до чего-либо.
4. Развитие способностей происходит успешнее и быстрее, если ребенок в процессе своей деятельности добирается до вершины собственных возможностей и постепенно приподнимает эту вершину.
5. Обеспечение необходимой обстановки, опережающей развитие ребенка. Необходимость окружить его стимулирующей системой и средой.
6. Обеспечение раннего физического развития ребенка: ранее хождение, ползание, гимнастика, плавание. Далее ранний счет, чтение, знакомство с различными материалами и инструментами
Работа по использованию нетрадиционных техник изо деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Одной из наиболее важных задач педагогической деятельности является формирование творческой личности ребенка. В настоящее время наиболее эффективным средством развития творческой личности является изобразительная деятельность. Она способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способностей к творческому отражению собственных впечатлений в графической и пластической формах. Кроме того, изобразительная деятельность является источником радости, способствует формированию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами собственной деятельности.
Научный интерес к нетрадиционным техникам изобразительного искусства вызван тем, что нетрадиционные виды изодеятельности способствуют использованию знакомых предметов в качестве художественных материалов, вследствие чего получаемые изображения удивляют своей непредсказуемостью, а ребенок получает положительные эмоции, проявляет свою фантазию и творческие способности.
Занятия проводились 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет – 25-30 мин.
В процессе работы с детьми использовались техники, знакомые детям ранее («Рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками») и новые техники, с которыми дети познакомились в этом году («Граттаж», «Рисование кляксами», «Рисование по мокрому», «Печать по трафарету», и др.).
Занятия проводились с детьми в форме совместной работы, в группе создавалась обстановка художественной мастерской. Пособия и оборудования находятся на видных местах. В процессе работы на занятиях дети могут свободно передвигаться по группе, брать те или иные материалы, тихо общаться между собой и по любым вопросам обращаться к педагогу.
Работая над изображением, дети дошкольного старшего возраста обучались целостно воспринимать образ предметов, выделять особенности, качества, внешние свойства, главные и второстепенные детали, сравнивать величину, передавать пропорции, правильно устанавливать и соотносить одни части предметов с другими, сравнивать свой рисунок с натурой и с работой товарищей по группе. В процессе рисования с натуры у детей происходило развитие внимания; в процессе рисования по представлению – память; свободное рисование развивало усидчивость, терпение, аккуратность и внимание.
Дети получали положительные эмоции как от процесса работы над рисунком, так и в результате деятельности.
В ходе занятий воспитанники узнали, что создание рисунков возможно красками, карандашами, фломастерами, свечой, пластилином и многими другими материалами. Дети учились планировать собственную деятельность и доводить ее до конца.
В процессе использования некоторых техник нетрадиционной изодеятельности необходимыми являются быстрота и точность движений (например, пока краска не высохла необходимо выполнить определённые действия – выдувание через трубочку, размыть изображение и т. д.). Изучение свойств материалов происходило в результате силы нажима на материал или инструмент.
Далее целесообразно указать основные направления, с помощью которых нами проводилась работа с детьми подготовительной группы нетрадиционными техниками изодеятельности:
- рисование отдельных предметов переходящее в рисование сюжетных эпизодов и далее в сюжетное рисование;
- от применения наиболее простых к более сложным видам нетрадиционных техник изображения;
- от работы с готовым оборудованием, материалом к применению самостоятельно изготовленных;
- от использования метода подражания к самостоятельному замыслу;
- от работы с рисунком в одном виде техники к использованию смешанных изображений;
- от индивидуального процесса работы к коллективному изображению.
Процесс работы с каждым из перечисленных методов является для дошкольника маленькой игрой, которая доставляет ему радость и положительные эмоции. Создание изображений, передача сюжета, является для ребенка возможностью отразить собственные чувства и свое понимание ситуации.
В процессе занятий с помощью нетрадиционных техник изодеятельности необходимо учить растущего человека думать, творить, фантазировать, мыслить смело, свободно, нестандартно, полноценно проявлять собственные способности и развивать уверенность в себе и собственных силах. Работа выстроена таким образом, чтобы постепенно увеличивать самостоятельность дошкольников, повышать их умственную активность. В процессе работы формируются способности создания сюжетной линии, определения темы рисунка, композиции, осуществления отбора предметов, персонажей будущего произведения.
Нетрадиционные методы изодеятельности необходимо использовать в собственной работе, т. к. анализ исследований показывает, что предлагаемых и разработанных занятий не достаточно для развития у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Это обусловлено тем, что не каждый ребенок способен работать с кистью или карандашом, некоторым трудно выразить себя с помощью линий. Процесс художественной работы у таких детей может вызывать отрицательные эмоции и вести к неуверенности в себе и собственных силах. Поэтому необходимым является внедрение в работу современных педагогов детских образовательных учреждений нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Занятия по кружку проводятся с дошкольниками в группе. Педагог учитывает возможность необходимость вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с дошкольниками. Продумывается оптимальная расстановка рабочих мест (полукругом, буквой «П», составлены в ряд).
Было составлено перспективное планирование для детей 6-7 летнего возраста. Работа проводилась от простого к сложному, методики нетрадиционных изотехник являются наиболее доступными для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Подбор необходимого материала осуществляется педагогом заранее и размещается наиболее рациональным способом на столах в доступных для каждого ребенка местах. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай если что-то будет испорчено, расположение данного материала – один из рабочих столов педагога. Второй стол педагога и мольберт используются для демонстрации наглядного материала и приемов изображения.
Дети рассаживаются на рабочих местах свободно.
Мониторинг проектной деятельности
Нами были получены следующие данные по тесту «Составление изображений» для оценки творческого мышления детей.
Рисунок. Результаты уровня развития творческого мышления по тесту «Составление изображений»
Таким образом, основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод, что после того как нами были использованы нетрадиционные техники изодеятельности, наблюдается по всем критериям положительная динамика.
В работах детей к концу учебного года наблюдаются такие элементы творчества, как фантазирование, дорисовывание уже с большей степенью самостоятельного творчества. К примеру, в дорисовывании треугольника, у детей были такие сюжеты, как Вини-пух, многоэтажный дом, мост и т. д. Используют дети и большую палитру красок, чем до начала эксперимента. Рисунки уже не выглядят скучными и однообразными, они яркие и индивидуальные.
Можно сделать вывод, что нетрадиционные техники изодеятельности способствуют эффективному развитию творческого воображения.
Необходимо так же отметить, что новизна обстановки, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора - вот, что обеспечивает развитие творческого воображения.