Наталья Клипова
Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
М Б Д О У Д /С № 13 «В и ш е н к а»
Проект
в подготовительной группе
Тема: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
Составил: воспитатель
Клипова Н. Н.
Выкса 2017г.
Проект
Публикация «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На тему: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель:
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи:
1. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;
2. Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы;
3. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
4. Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;
5. Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;
6. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.
Вид проекта: Творческо-продуктивный
Продолжительность: среднесрочный. Данный проект осуществляется в течении 2 месяцев (декабрь-январь).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Организация взаимодействия с детьми реализуется через:
• Образовательную деятельность по ИЗО с интеграцией образовательных областей;
• Творческую мастерскую;
• Индивидуальную работу;
• Выставки детских работ.
Актуальность.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?
• Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились» ,а являются скорее экспериментальными.
• Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.
«Свобода, радость и успешность - художественное экспериментирование»
(И. А. Лыкова)
Планируемый результат:
В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Предмет изучения: нетрадиционные техники аппликации.
Гипотеза: если использовать нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей.
3. Обеспечение предметно-развивающей среды.
4. Для родителей организовать открытый просмотр занятия по изобразительной деятельности.
5. Участие детей в творческих конкурсах на базе ДОУ.
Реализация проекта
1 ЭТАП Подготовительный
- Изучение методической литературы и материалов по данной теме.
- Анализ многообразия нетрадиционных техник аппликации.
- Выявление уровня развития творческих способностей детей, разработка тематического плана занятий по теме проекта.
2 ЭТАП Основной
- Проведение запланированных мероприятий с детьми.
- Консультация для родителей «Аппликация в детском саду» .
- Выставка детских работ «Море творческих идей».
- Участие в творческих конкурсах на базе ДОУ.
3 ЭТАП Заключительный
- Анализ проективной деятельности, подведение итогов.
Тематическое планирование занятий.
№ Название Задачи
1. Пушистые зверята Формирование умения выполнять рисунок из разноцветных шерстяных ниток; развитие мелкой моторики рук.
2. Рыбки в аквариуме Совершенствование умений работать в технике оригами, дополнять работу по собственному замыслу. Развитие глазомера, мелкой моторики.
3. Сова Формирование умений детей составлять композицию, используя природные материалы; развитие творческого воображения, мелкой моторики.
4. Птицы на дереве Формирование умений составлять узор в технике обрывной аппликации; развитие чувства ритма, ловкости рук.
5. Белая береза Формирование умений детей скатывать салфетки в жгутики, составлять композицию. Развитие мелкой моторики, творческого воображения, логического мышления.
6. Город зимой Формирование умений детей изображать город с помощью цветной бумаги и ваты. Формирование умений выполнять работу
аккуратно, закрепление знаний о родном городе.
7. Зайцы на полянке Закрепление знаний детей о диких животных. Совершенствование умений детей выполнять рисунок из ватных дисков. Развитие образного мышления. Формирование умения соблюдать пропорции при составлении образа зайца.
Анализ проективной деятельности, подведение итогов.
В процессе реализации проекта дети овладели различными нетрадиционными техниками, обогатили знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысился интерес к художественному творчеству. Дети приобрели навыки совместного творчества. Оформлена выставка детских работ «Море творческих идей».
Нетрадиционные приемы способствовали активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызвала эмоционально-положительное отношение детей к творческой деятельности.
Список литературы
Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М. : Просвещение, 2003
Гильбух Ю. З. Внимание: одарённые дети. – М. : Просвещение, 2004
Григорьева Г. Г., Буякова Е. И., Боброва З. А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М. : ACADEMIA, 2001
Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 2003
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2007
Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М. : Просвещение, 2003
Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М. : Просвещение, 2006
Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – М. : Школьная Пресса, 2005
Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М. : Карапуз –
Дидактика, 2006
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М. : Просвещение, 2002
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М. : Просвещение, 2001
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М. : Творческий Центр, 2005
Комарова Т. С. Рисование для среднего и старшего дошкольного возраста из серии «Страна чудес». – М. : АСТ, 2005
Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Развиваем способности дошкольников. – М. : Творческий Центр, 2010