Максимова Наталья
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей I младшей группы «С любовью к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«С любовью к природе» в I младшей группе
«Давно и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора ли заглянуть и в себя? Какими видят нас настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы, властелины Земли? Чего мы хотим? И что мы творим? Глаза в глаза: человек и живая природа…». Н. И. Сладков
(Российский учёный, писатель)
Актуальность темы:
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию детей I младшей группы „С любовью к природе“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Человек веками был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её богатством, не задумываясь о последствиях. Экологические изменения, которые коснулись сейчас нашу планету: ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей, побуждают сейчас всех нас глубже вникнуть в суть этой проблемы.
Приобщать детей к миру природы необходимо с раннего возраста, так как у малышей недостаточно развито чувство бережного отношения к природе и мало знаний об экологии. Это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Ребёнок приходит в наш мир добрым, ласковым и весёлым. Он познает всё с великим удовольствием, интересом и желанием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Поэтому, в раннем возрасте так актуально заложить основы элементарных экологических представлений.
Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьёй, так как взрослые, порой не видят и не желают видеть экологические проблемы.
Данный проект «С любовью к природе» разработан с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов, где прослеживается интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта : способствовать формированию у детей раннего возраста первоначальных экологических представлений и бережного отношения к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
1. Создать условия для развития элементарных экологических представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязях - для формирования экологической культуры детей.
2. Заложить первые ориентиры в мире природы (растений, животных, как живых существ.
3. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе.
4. Вызвать эмоциональный отклик у детей, желание заботиться о растениях и животных.
5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых, привлечь внимание семей к проекту «С любовью к природе» и способам совместной реализации.
6. Повысить уровень экологических знаний родителей по вопросам экологического воспитания детей через участие в реализации проекта : ребёнок + семья + природа.
Участники проекта :
дети I младшей группы, родители, воспитатели.
Проект «С любовью к природе» - долгосрочный (рассчитан на 1 учебный год, практико - ориентированный.
Срок реализации проекта : сентябрь 2016 – май 2017 г.
Ожидаемый результат:
• Повышение у детей интереса к растениям и животным
• Умение проводить небольшие опыты и эксперименты по выращиванию лука и растений из семян
• Умение вести наблюдения
• Проявление у детей желания помочь в уходе за растениями
• Установление сотрудничества детей и взрослых в решении задач экологического воспитания
Этапы проекта :
1 этап – Подготовительный (выявление проблемы)
2 этап - Основной (организация совместной деятельности всех участников проекта)
3 этап – Итоговый
1 этап – Подготовительный
• Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей.
• Родительское собрание по вопросу выбора формы совместной деятельности и участия родителей в реализации проекта.
• Составление совместно с родителями перспективного планирования.
• Подбор дидактического материала.
• Пополнение медиатеки со сказками, детскими песенками, звуками леса и голосами домашних и лесных животных.
• Обновление оборудования прогулочного участка.
• Оформление уголка природы.
• Изучение методической литературы (Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др, О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», Н. А Рыжова Программа «Наш дом – природа», Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду», И. В. Нищева «На прогулку, детский сад!», С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»).
• Консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка», «Уголок природы дома и в детском саду», «Игры экологического содержания для малышей», «Художественная литература по экологии для чтения детям».
2этап – Основной (Организация совместной деятельности)
• Беседы с детьми: «Вот какие фрукты», «Вот какие овощи», «Какая сегодня погода», «Наши домашние животные», «Чудесная вода», «Осень проходит скоро зима», «Пришла зима», «Какие разные деревья», «Как мы будем беречь деревца и кустики», «Каких птиц мы знаем», «Какие птицы прилетают на кормушку», «Кто живёт в лесу», «Пришла весна», «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жучков и не обижаем их».
• Чтение русских народных сказок, рассказов, стихов и потешек: «Солнышко, вёдрышко», «Дождик, дождик полно лить…», «Дождик, дождик пуще.», «Ой, ду-ду-ду-ду-ду-ду», «Котя, котя, коток…», «Божья коровка», «Курочка рябушечка…», Е. Чарушин «Курочка», «Кошка», «Собака». «Е. Благинина «Дождик, дождик не дожди…», А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Снег», В Сутеев «Цыплёнок».
• Рисование: «Дождик», «На полянку на лужок тихо падает снежок», «Листопад», «Цыплята», «Лужи на дорожках», «Репка», «Лучики для солнышка», «Птичка», «Собачка».
• Лепка: «Яблоко», «Огурчик», «Мисочка для собачки», «Крошки для воробушков», «Косточка для собачки», «Божья коровка», «Ёжик», «Крошки для цыплят».
• Аппликация: «Консервируем овощи», «Листья жёлтые летят, скоро голым будет сад», «Большие сугробы», «Цветы», «Репка», «Поможем жучкам спрятаться в траве».
• Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов о природе.
• Наблюдения за растениями, животными, природными явлениями : луком, цветами на клумбе и в группе, ветром, снегом, птицами, животными и насекомыми.
• Опыты и эксперименты: «Тонет не тонет», «Вода льётся», «Разноцветная вода», «У воды нет запаха», «Вода холодная и горячая», «Снег тает от тепла», «Разноцветные льдинки», «Круги на воде», «Мокрый-сухой песок», «Испечём пирожки», «Секреты в песке».
• Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Где моя мама?», «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Покажи и назови», «Большая или маленькая», «Найди листок», «Назови дерево», «Назови птичку», «Разрезные картинки», «Кто как кричит», «Что лишнее?».
• Подвижные игры: «Дождик и солнышко», «Лохматый пёс», «Курочка и цыплята», «Мишка, мишка хватит спать…», «Мишка бурый», «1, 2, 3 к дереву беги!», «Зайцы и лиса», игра – хоровод «Цветы», «Воробушки».
• Экскурсии совместно с родителями: в парк живой природы Новгородского района «Воронцова слобода», уголок живой природы Центра экологического образования МАОУ Гимназии № 3.
• Создание совместно с родителями электронных презентаций «Домашние животные», «Лесные животные» «Что растёт на грядке и в саду».
• Проведение мастер-класса для родителей «Путешествие в Песочную страну».
• Участие в общесадовой акции «Сохраним планету голубой и зелёной».
3этап – Итоговый
• Пополнение оборудованием прогулочного участка
• Изготовление модуля «Времена года» для уголка природы
• В рамках акции «Сохраним нашу планету голубой и зелёной» :
выставка поделок из бросового материала «Игрушки своими руками»,
выставка поделок из природного материала «Лес полон сказок и чудес»
• Участие с воспитанником группы во Всероссийском творческом конкурсе «Кошки разные нужны, кошки разные важны!»
• Фотоотчёты по итогам экскурсий
• Театрализованное представление сказки «Репка»
Интеграция образовательных областей с экологией, которая проходила в проекте через многообразие видов деятельности, накапливает знания детей, как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура. Познание природы осуществлялось через картины, книги, электронные презентации, экскурсии, практическую деятельность, сопровождалось речью: беседами, вопросами-ответами. Познавая природу, малыши расширяли свой словарный запас, учились понимать и отвечать на вопрос, слышать ответы ровесников. Ухаживая вместе с детьми за растениями, ребята усваивали необходимость бережного обращения с живыми существами, а элементарный труд сплачивал детей. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждало малышей к художественно - творческой деятельности.
Подвижные игры способствовали закреплению знаний о растениях и животных, эмоциональному благополучию детей.
С помощью родителей обновился наш прогулочный участок, который мы назвали «В гостях у Машеньки». Теперь можно превратить прогулку для малышей в маленькое, но очень полезное и увлекательное путешествие: (на участке установлены фигуры ёжика, зайчика, белочки, медведя, птички, собачки и поросят). То мы отправляемся в гости к зайчику, то в гости к ёжику. На участке есть небольшой цветник, растут деревья, кустарники и растения нашего края. Экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. У детей есть возможность наблюдать за природой в её естественном виде.
В группе оформлен уголок природы, в котором установлен сменный развивающий модуль «Времена года». В I младшей группе обычный "Календарь природы" не подходит. Малыши путают времена года (особенно осень и весну). В модуле есть съёмные детали, которые позволяют изобразить времена года по очереди. "Календарь природы" для малышей выполнен родителем по индивидуальному эскизу. В пополнении уголка природы природными материалами для опытов и экспериментов активное участие принимали ребята с родителями.
Эффективная форма работы с родителями - выставки. Участвуя в них, родители смогли раскрыть свои (интересы) таланты и способности, о которых и сами не подозревали.
С большим успехом всегда проходят мастер – классы для родителей. Мастер-класс «Путешествие в Песочную страну» помог родителям организовать игры ребё нка с песком и водой: они смогли не только увлечь малыша, но и дали ему возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы : свойства такого универсального строительного материала, как песок, свойства воды и предметов, погружённых в воду.
Необходимо, чтобы дети могли знакомиться с природой не только по картинкам, а могли увидеть животных вживую. Поэтому, в рамках проекта пользовалась популярностью необычная форма работы с родителями и детьми - «Даже в выходные дни, не останемся одни». Была организована поездка в парк живой природы Новгородского района «Воронцова слобода». У раскрытых ворот «Слободы», нас встречала гогочущая стая гусей, красавец индюк, уточки, курицы, петухи. Увидели «корабля-пустыни» верблюда. Малыши с родителями смогли покормить морковкой, капустой коз с козлятами, ослика, барана, кроликов. А ещё в вольерах ребята увидели енотов и лисиц.
В рамках детско-родительского клуба «Наша дружная семейка», посетили с детьми и родителями уголок живой природы Центра экологического образования МАОУ Гимназии№3. Экскурсовод провела для малышей и родителей очень интересную и познавательную экскурсию. А потом мы смогли покормить животных и понаблюдать за ними. Экскурсии стали эмоционально значимым событием в жизни детей и их родителей, так как позволили поближе познакомиться с удивительным миром природы.
В работе по проекту использовала театрализацию. Мудрость, заключенная в сказках учит детей добру, формирует в сознании детей чуткое, внимательное, заботливое отношение и любовь к родине и к родной природе. В апреле в садике проходила театральная неделя, приуроченная ко дню Театра. Малыши группы показали ребятам других групп музыкальную сказку в стихах «Репка». Родители помогли сшить костюмы, нарисовать декорации. В сказке заняты были все дети: появились две бабочки, которые порхали с цветка на цветок, а собачка Жучка их догоняла. В сказке был и ветерок, солнышко и целых 3 репки (некоторые малыши ещё говорят только отдельные слова, но зато выполняли все движения под музыку).
Развитию совместного общения взрослых и детей помог целый цикл игровых встреч с родителями: кто-то строил с детьми дом для героев сказки «Репка», кто-то показывал и рассказывал эту сказку, используя разные виды театра (в этом году родители сделали теневой театр). Также рисовали репку, а кто - то в группе с детьми в песочнице прятал «Сюрпризы» : «сажал» пластмассовую репку в песок, приходили родители с музыкальной куклой, которая ребятам рассказывала сказки, в том числе и «Репку».
Завершился проект «С любовью к природе» театрализованным представлением сказки «Репка» для родителей.
Таким образом, сотрудничество с семьёй по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность образовательных отношений, но и внесли в эти отношения необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.