Павловская Елена Владимировна
Педагогический проект по созданию «Семейного клуба «Радость моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа повышения квалификации
«Современные родители: педагогика сотрудничества»
Педагогический проект по созданию
«Семейного клуба «Радость моя»
(игровые сеансы с детско-родительскими парами)
Павловской Елены Владимировны
воспитателя МДОУ № 63 «Ладушки»
Рыбинск, 2019
Вид проекта : социально-значимый.
Публикация «Педагогический проект по созданию „Семейного клуба „Радость моя“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : 2019 — 2020 учебный год.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.
Постановка проблемы и ее актуальность:
В этом году я приняла новую группу детей. Возраст: 3-4 года. Новые не только дети, но и их родители. В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, так как не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. ФГОС ДО предполагает активизацию работы дошкольной образовательной организации с семьей. В рамках такого сотрудничества возможно не только теоретическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они в рамках тройственного союза «педагог-родитель-ребенок» выступают активными участниками гармоничного воспитания и развития детей.
Семейный формат объединения детей и взрослых дает широкие возможности для творчества не только ребенка, но также творчества педагога и родителей, как полноправных участников образовательного процесса.
Мое предложение — игровые сеансы с детско-родительскими парами — это попытка решить такие актуальные проблемы как психолого-педагогическая некомпетентность современных родителей, деформация семейного уклада воспитания, обозначившегося процесса редуцирования (исчезновения) детской игры и того, что взрослые не умеют поддержать игровую активность ребенка.
Цель «Семейного клуба» : создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними.
Цель игровых сеансов: социализация детей и приобщение родителей к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками.
Цель данного проекта : организовать социальную ситуацию (или дидактическую среду) развития ребенка так, чтобы воздействие взрослых соответствовало зоне ближайшего развития малыша (индивидуальным возрастным особенностям).
Задачи:
1. Создание условий для снижения уровня психического напряжения не только у ребенка, но и у родителя и педагога, которые в период адаптации также испытывают нервные перегрузки.
2. Обеспечение открытости, сотрудничества и взаимодействия педагога и родителей, гармонизации отношений в детско-родительской паре, что способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания.
3. Развитие новых форм дошкольного образования, направленных на оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития ребенка, а также выбора игровых средств, оборудования.
4. Обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования: знакомство с педагогической системой М. Монтессори и секретами монтессори-материалов, игровые сеансы с водой, песком, тестопластика, музыкальные пальчиковые игры по методике Екатерины и Сергея Железновых.
5. Развитие тактильно-мнемической чувствительности, которая активизирует центр речи в головном мозге ребенка, стимулируя речевое развитие.
Формы работы:
- Совместная творческая деятельность;
- Праздники;
- Выставки;
- Мастер-классы;
- Семейные презентации;
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Анкетирование, беседы, консультации.
Ожидаемые результаты:
Все ожидаемые результаты проекта можно разделить на две группы: результаты – творческие продукты (информационные буклеты, фотоальбомы, видео-презентации, изготовленные своими руками дидактические пособия и пр. созданные в результате совместной деятельности в рамках работы клуба «Радость моя») и результаты – педагогические эффекты (уровень знаний, уровень отношений и уровень приобретенного опыта).
У детей:
Гармоничное взаимодействие ребенка со взрослым в процессе освоения предметной игровой деятельности — закладывает основы фундаментальных способностей, ключевых качеств будущей личности: познавательной активности, доверия к миру, уверенности в себе, творческих возможностей, мотивации достижения и общей жизненной активности.
Постоянное участие детей в занятиях клуба поможет им :
расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазии;
узнать разнообразные игры, в которые можно поиграть дома с родителями и друзьями;
освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях;
научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых людей, вырабатывать коллективное мнение.
У родителей:
Родитель становится активным участником всего, что происходит в клубе. Клуб дает ему возможность проявить себя как личность, как родитель и как наставник ребенка:
повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
относиться к ребенку как к равному;
развить умение объективно оценивать свои поступки;
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в его воспитании;
проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
установить хорошие доверительные отношения с ребенком;
освоить разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье.
У воспитателя:
На более глубокий уровень выходят отношения педагог-родитель. При этом их взаимоотношения складываются намного более естественно и гармонично. Повышение педагогической компетентности.
Основными результатами деятельности можно считать следующее:
наличие среды, достаточно безопасной для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия;
организована жизнь клуба;
получен новый профессиональный опыт.
Способы оценки:
- Анкетирование родителей;
- Педагогические наблюдения;
- Сравнительный анализ анкетирования;
- Отзывы родителей.
Условия реализации проекта :
- Материальное обеспечение;
- Заинтересованность родителей и детей;
- Регулярность и систематичность работы клуба.
Содержание деятельности по этапам проекта :
1 этап: Организационно-подготовительный
1. Беседы с родителями с целью привлечения к участию в проекте.
2. Анкетирование родителей (вопросы организации клуба).
3. Разработка и создание этапов проекта, на основе анализа анкетирования.
2 этап: Практический
1. Взаимодействие с детско-родительскими парами.
Длительность игровых сеансов не превышает 30–40 минут (редко 1 час).
План-программа игровых сеансов.
Период
Содержание
Сентябрь вторая неделя
Анкетирование родителей
Сентябрь четверная неделя
Пальчиковые игры как способ позитивного общения. Игровые сеансы с водой.
Октябрь вторая неделя
Пальчиковые игры. Игровые сеансы с водой.
Октябрь четвертая неделя
Музыкальные пальчиковые игры. Игры с песком и другими сыпучими материалами.
Ноябрь вторая неделя
Подражательные музыкальный сказки. Игры с песком. Социальные навыки (по системе М. Монтессори).
Ноябрь четвертая неделя
Пальчиковые игры. Игры с прищепками.
Декабрь вторая неделя
Тестопластика — занятие интересное и полезное. Творческий продукт — результат труда.
Декабрь четвертая неделя
Праздничное чаепитие «Новогодние настроение». Музыкальные сказки.
Январь вторая неделя
Знакомство с системой М. Монтессори
Презентация заданий «Помоги мне сделать это самому». Умение поддерживать порядок.
Январь четвертая неделя
Игровые пособия своими руками. Семейная презентация.
Февраль вторая неделя
Оригами — игрушки из бумаги. Сотворчество — «рука в руке». Готовый продукт. Выбор игр-монтессори ребенком самочтоятельно.
Февраль четвертая неделя
Мамины руки не знают скуки. Готовый продукт.
Март вторая неделя
Праздник весны. Чаепитие.
Март четвертая неделя
Саморазвитие ребенка в дидактически подготовленной среде. Выбор игр-монтессори ребенком самостоятельно.
Апрель вторая неделя
Игротренинги с использованием сенсорных модулей (цветотерапия и музыка).
Апрель четвертая неделя
Наши пальчики играют-говорить нам помогают. Самостоятельная игровая деятельность детей. Анкетирование родителей.
Май вторая неделя
Творчество родителей (инсценировка сказки для детей).
Май четвертая неделя
Фотоотчет. «Как мы жили-были.»
3 этап: Обобщающий
1. Анкетирование родителей и сравнительный анализ результатов анкетирования подготовительного и заключительного этапов проекта.
2. Подготовка презентации проекта.
3. Награждения участников проекта.
ИТОГИ:
Первый результат проекта, его подготовительного этапа, достигнут – создан сам проект.
Анкетирование родителей, проведённое на первом и заключительном этапах проекта, позволит оценить динамику развития ценностных ориентаций в деятельности клуба. Данный проект, несмотря на свою краткосрочность, способен вызвать долговременный резонанс, в том плане, что «Семейный клуб «Радость моя» будет жить, так как – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Литература:
Галой Н. Ю. «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами» Комплексы игровых упражнений и действий Волгоград Издательство «Учитель» 2015.
Орлова Д. «Большая книга Монтессори» Система раннего развития, которая потрясла мам Санкт-Петербург 2008.
Сыворотка И. А. «Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду в соответствии с ФГОС» Молодой ученый. 2016 №12.6. С. 119-121.