Ефимова Ирина Анатольевна
Работа семейного фольклорного клуба
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель начальных классов
ГБОУ школы №594
Ирина Анатольевна Ефимова
Семейный фольклорный клуб «Лада»
В начальных классах родители учеников чрезвычайно активны, они с удовольствием участвуют в совместных праздниках, экскурсиях, игровых программах. Однажды после экскурсии в Этнографический музей у моих ребят возникла мысль создать свой классный фольклорный клуб…
У нас все получилось, клуб стал семейным и работает уже 17 лет!
Публикация «Работа семейного фольклорного клуба» размещена в разделах
С помощью Лады – богини Любви, Красоты и Семейного очага древних славян - мы совершаем путешествие во времени. На общих сборах Клуба мы погружаемся в жизнь предков: инсценируем народные гуляния, праздники, посиделки.
Ну, скажите, разве это не интересно: разыграть старинные русские осенние посиделки «Капустинская вечерка», когда в избе собираются добры молодцы, да красны девицы, чтобы помочь хозяйке заготовить на зиму капусту? Проводятся конкурсы загадок про овощи, инсценируются русские народные сказки, выбирают «Лучшую капустницу» и «Лучшего морковника». Опытные хозяйки, мамы и бабушки, показывают, как можно украсить овощные салаты и угощают всех капустными пирогами да яблоками. Проводятся эти посиделки 27 сентября.
А 27 октября вновь все собираются на посиделки «Параскева Пятница», которые издавна посвящались льницам и пряхам. Начинает праздник девичий хоровод, воздается хвала льну – главному культурному растению русских мастериц. К встрече готовятся костюмы - расшиваем бисером и бусами головные ленты девиц и пояса молодцев. Во время посиделок каждый хочет похвалиться своим умением. Проводим конкурсы на лучших мастера по плетению и мастерицу-пряху. Мамы показывают свои работы по шитью, вязанию и вышиванию. На праздник является Кикимора болотная, которая всегда старалась запутать нитки у мастериц, но у нее, конечно, на этот раз ничего не получается - во всех играх побеждают ребята. Посиделки продолжают старинные пословицы о труде, терпении, прилежании.
14 ноября наступает срок первых зимних посиделок, которые называются "Кузьминки" или Курьи именины. Их главный символ - белый петух, он является глашатаем солнца. О нем и обо всей петушиной семье звучат шутки, прибаутки, небылицы, загадки. Проводятся "петушиные игры" с определением самого задиристого, крикливого, заботливого. В деревнях в этот день было принято совершать такой обряд: делали из соломы чучело, наряжали его в мужскую рубаху и штаны, а затем несли в лес. На поляне совершали обратные действия: чучело раздевали, растаскивали его тело по соломинке, разбрасывали эту солому по сторонам и на ней исполняли веселые пляски. Таким образом "зазывался" на поля урожай будущего года. На наших посиделках мы тоже исполняем этот обряд. Завершает посиделки застолье, во время которого каждый может отведать блюда из куриного мяса.
Веселые зимние гулянья "Колядки" проводим в январе. Заходим в "дом" и к директору школы, и к завучу, и к ребятам других классов. Колядующие поют, приплясывают, разыгрывают сценки про медведя и про козу бородатую (символы нового нарождающегося года). А в конце своих похождений угощаемся тем, что наколядовали. Обычно всевозможных вкусностей набирается целый мешок.
Встреча весны- "Масленица" - это целая неделя гуляний. Стараемся представить все дни: Встреча, Заигрыши, Лакомка, Разгуляй, Бабушкины блины, Проводы. В первый день мы все вместе изготавливаем двухметровое чучело, в середине недели во дворе школы устраиваем санные гонки, перетягивание каната, взятие снежной крепости, также печем птичек-закличек весны и каждый день дома угощаемся блинами. Кульминация недели - Проводы Масленицы. На праздник приходит и Мороз Красный нос, и Весна Красна. Роль главного поджигателя обычно поручаем дедушке. Хороводные песни вокруг чучела, исполнение обряда очищения (в карманы передника Масленицы кладем записочки, в которых пишем, от чего хотели бы в следующем году избавиться - их надо обязательно сжечь) и сжигание чучела, сопровождаемое весенними закличками.
В апреле - "Радоница". Это день памяти предков. Род - воплощение единства потомков одного предка. Мы на посиделках, конечно, ограничиваемся рамками одной семьи. Дети составляют свою родословную, ищут объяснение значения своего имени, пишут рассказы о самых знаменитых членах своей семьи, приносят в класс семейные реликвии, старинные фотографии. Уместен в этот день и разговор об архаизмах, и путешествие по толковому словарю В. И. Даля, и знакомство со сказками в обработке А. И. Афанасьева.
. Вот так в рамках семейного фольклорного клуба мы узнаем о календарных праздниках древних славян.
Сценарии всех праздников писали сами на основе материалов экскурсий в Этнографический музей, чтения книг домашних и районных библиотек, воспоминаний наших бабушек.
В работе клуба всегда принимают участие родители не только в качестве оформителей и зрителей, но и в качестве самых активных членов. Они и угощения готовят, и играют, и поют, и пляшут, и разыгрывают старинные обряды вместе со своими детьми. Это прекрасная возможность почувствовать дух своего рода, своей семьи и всего русского народа.
Всем педагогам советую в своей внеклассной работе как можно шире использовать потенциал семей воспитанников. Взрослые видят своих детей в иной социальной роли, а значит начинают лучше их понимать. При этом сами родители возвращаются в мир детства, причем с большим удовольствием.