Елена Шуршилина
Педагогический проект по речевому развитию. Детско-родительский клуб «Тризобретатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Детско-родительский клуб «ТРИЗобретатели".
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-интеллектуальный
Участники проекта : воспитанники, воспитатель, родители
Срок выполнения: долгосрочный
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Возраст: 4-6 лет
Актуальность педагогического проекта
Публикация «Педагогический проект по речевому развитию, Детско-родительский клуб „Тризобретатели“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и их родителями.
Методические условия реализации проекта
1. Создание игровых пособий и условий для их использования.
2. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, реализация его в течение года.
3. Привлечение родителей к совместным мероприятиям. Использование различных форм и средств для организации совместной деятельности.
Цель проекта - создание системы работы с участниками образовательных отношений, направленной на развитие творческих способностей детей.
Задачи проекта :
Повысить компетентность родителей по формированию у дошкольников творческого воображения. Познакомить с методами технологии ОТСМ-ТРИЗ -РТВ. Научить применять их в игровой деятельности с детьми.
Разработать систему работы с участниками образовательных отношений, направленную на повышение уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии;
Создать развивающую среду для повышения уровня творческого воображения детей.
Ожидаемые результаты:
-повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах творческого развития детей;
-возрастёт активность детей при совместной работе с родителями;
-будет создана развивающая среда для развития творческого воображения детей.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
Разработка перспективного планирования на год.
Анкетирование родителей.
II этап – основной рабочий
Реализация основных видов деятельности.
Разработка программно-методического комплекса.
Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми и родителей.
III этап – аналитико-обобщающий
Сбор и обработка методических, практических материалов.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
I этап - подготовительный
В результате анкетирования родителей получены следующие результаты:
Вопросы для родителей Ответы родителей в %
Да Нет Затрудняюсь ответить
Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? 57 9 34
Важна ли совместная деятельность детей и родителей для всестороннего развития ребёнка? 95 - 5
Знакомы ли вы с методами и приёмами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ? 1 69 30
Хотели бы Вы освоить приемы и методы технологии ТРИЗ? 100 - -
Анализ результатов анкетирования: родители организуют работу направленную на развитие воображения, мышления и речи детей, но у них недостаточно знаний. С этой целью было решено создать детско-родительский клуб «ТРИЗобретатели».
План работы детско-родительского клуба «ТРИЗобритатели».
№ Мероприятия Формы работы Цель Сроки проведения
1. Исследования по организации деятельности клуба «ТРИЗобритатели» Анкетирование родителей «Роль семьи в развитии речи, мышления и воображения детей».
• Выявление уровня компетентности родителей в вопросах развития речи, воображения и мышления детей. Сентябрь
2. Педагогический всеобуч для родителей
«Что такое ТРИЗ?» Показ презентации «Что такое ТРИЗ?».
Анализ результатов анкетирования по выявлению знаний и умений родителей для развития творческого воображения у детей.
Выставка пособий по ТРИЗ технологии, используемые в ДОУ.
• Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие творческого воображения детей.
•Установить контакт с членами семьи.
Составить «дорожную карту» клуба. сентябрь
3. Методическая копилка
«Для вас, родители!» Создание ТРИЗ центра «Окно в ТРИЗ» (консультации и памятки для родителей, картотека игр, проблемных ситуаций).
• Формирование знаний о методах и приёмах технологии ТРИЗ.
• Осуществление обратной связи с родителями. октябрь
4 День открытых дверей
«Приходите в гости к нам». Участие родителей в ТРИЗ играх и тренингах. Привлечение родителей к деятельности клуба. Рекламная акция. в течении года
5. Почтовый ящик «Родители просят совета». Консультации для родителей.
Обратная связь с родителями. Анонимность в проблемных вопросах в течении года
6. Мастер-класс «ТРИЗ игры в саду и дома». Игровой тренинг. Показать значимость технологий ТРИЗ во всестороннем развитии детей.
Помочь овладеть приемами игр ТРИЗ. ноябрь
7. Творческая копилка
«А что у вас?»
Совместная деятельность взрослых и детей. Пополнение творческой копилки (сказки, загадки, рассказы,
стихи). Развивать творческие способности детей.
Распространение и обмен опытом творческой деятельности детей и родителей. в течении года
8. Зарядка для ума
«Минутка загадок» Разгадывание сочинённых загадок детьми младших групп. Повышение интереса детей к творчеству.
Развивать коммуникативные навыки-в течении года
9. Круглый стол «Детское словотворчество». Обсуждение различных точек зрения по теме. Обобщение знаний родителей о методах и приёмах технологии ТРИЗ.
Анализ результатов совместной деятельности детей и родителей. январь
10. Журнал «ТРИЗобритатели» Выпуск журнала Обобщение творческого продукта, формирование общего интереса к результату деятельности взрослых и детей. декабрь
февраль
апрель
11. Конкурс семейных талантов. Межсемейный театр. Инсценирование сочинённых сказок.
Выступление перед детьми и родителями группы. апрель
12. Блиц-опрос «Поможет ли ТРИЗ в развитии детей?» Приглашение к разговору. Оценка эффективности работы клуба. Анализ результативности клуба, планирование перспектив. май
II этап – основной рабочий
Внедрение педагогического проекта в работу с детьми. Использование методов и приёмов технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в процессе реализации проекта.
В процессе реализации проекта были использованы различные методы и приёмы технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и созданы пособия для работы с детьми.
Пособие «Кораблик ТРИЗобретателей»
Многофункциональное пособие для обучения детей составлению описательных рассказов, постановке вопросов, исследованию объектов.
Лото «Имя признака»
Игровое действие: Составление рассказа о сказочных героях или сказочных предметах.
Дидактическая игра «Составь вопрос»
Игровое действие: составление вопросов по алгоритму.
Обучение составлению сравнений и загадок.
При составлении загадок используем наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки для друзей». С детьми составляем загадки и загадываем их детям других групп, педагогам детского сада.
В качестве опоры используем схему Т. А. Сидорчук для построения загадки.
Составление сказок при помощи морфотаблицы.
Дидактическая игра «Сказочный экран».
Игровое действие: Составление сказок при помощи алгоритма.
Составление сказок при помощи модели часов.
Дидактическая игра «Волшебные часы»
Игровое действие: составление текста сказочного содержания соединяя репродукцию пейзажа и сказку.
Ступенчатый Эвроритм.
Формировать умение детей последовательно выполнять мыслительные операции, в соответствии с кодом этажа. В конце игры дети объединяют два объекта с разными функциями, выдвигают гипотезы применения объекта в реальной жизни.
Дидактическая игра «Кубик с секретом»
Обучение детей ориентировке в пространстве.
В кубе находится какой-либо объект, при помощи вопросов дети выясняют в какой части он находится.
Внедрение педагогического проекта в работу с родителями.
В ходе реализации проекта использованы разнообразные формы работы с родителями:
-анкетирование,
-клубная деятельность,
-беседы,
-консультации,
-открытые занятия,
-семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительские собрания.
Родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, обсуждение сложных ситуаций, интерактивные игры, чаепитие – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.
Педагогический всеобуч для родителей
«Что такое ТРИЗ?»
Цель:познакомить родителей и апробировать систему работы с игровыми пособиями по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ направленных на развитие творческого воображения детей
Выставка пособий по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, используемых в группе
День открытых дверей «Приходите в гости к нам».
Участие родителей в игровых тренингах.
III этап – аналитико-обобщающий
Создание ТРИЗ-центра
Цель: осуществление обратной связи с семьями воспитанников. Оказание методической помощи родителям в овладении приемами и методами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Все пособия, представленные в центре могут использоваться родителями в домашних условиях для игровой деятельности с детьми.
Зоны ТРИЗ-центра
1. Индивидуальные пособия (для совместных игр детей и родителей дома) :
«Загадки для друзей»- составление загадок по алгоритму.
«Сказочный экран»-составление текстов сказочного содержания по алгоритму при помощи морфотаблицы
«Волшебный экран»- составление рассказа об объекте в игровой форме.
«Этажи Эвроритма»-составление рассказа об объекте, создание необычных объектов.
2. Игровой материал: копилки «Объекты рукотворного мира», «Объекты природного мира», «Сказочные персонажи»,
«Значки имен признаков», «Значки типов вопросов».
3. Игротека: картотека ТРИЗ игр и проблемных ситуаций
4. Матрицы «Помощники Умной Головы» : таблицы для творческих игр, направленных на ознакомление с органами чувств, именами признаков.
5. Выставка совместных творческих работ детей и родителей: демонстрация творческого продукта детей и родителей.
ТРИЗ игры с родителями дома
В результате реализации проекта повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах творческого развития детей ;возросла активность детей при совместной работе с родителями; создана развивающая среда для развития творческого воображения детей.
Список использованной литературы.
Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008 Дыбина О. В. Что было до. М. : Творческий центр СФЕРА, 2004
Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.