Ольга Афанасьева
Детско-родительский клуб «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жизни среди людей…»
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость.
Публикация «Детско-родительский клуб „Скоро в школу“» размещена в разделах
Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными.
Изучение семей, установление контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка мы осуществляем с помощью анкетирования, опроса, бесед. Проводим нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации. Так же проводим мастер-классы, круглые столы и т. д. привлекая к их организации социальные структуры: отдел по делам молодежи, отдел материнства и детства, детская библиотека, районный музей, отдел ГИБДД и т. д.
Все же одной из наиболее эффективных форм работы с семьёй мы считаем детско-родительские клубы.
Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства «детский сад - семья» в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках детско-родительского клуба «Растём вместе».
Целью разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении.
Программа предусматривает обучение родителей игровому взаимодействию с детьми, повышение психолого-педагогических знаний родителей и обеспечивает психологическую комфортность детей и родителей в дошкольном учреждении.
Родительский клуб работает в течение всего учебного года, встречи организуются 2 раза в месяц. На заседания клуба приглашаются специалисты: педиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, и другие. Встречи проходят в форме групповых дискуссий, круглых столов. Разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях является основным в работе с родителями. Вся работа направлена на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.
Главное в работе клуба это отношения между матерью и ребёнком. Педагогам отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка, и более легкому прохождению периода адаптации к детскому саду.
На программу детско-родительского клуба «Растем вместе» получена рецензия.
К рецензии так же готовится программа еще одного детско-родительского клуба «Скоро в школу», которая реализуется в подготовительной к школе группе.
На практике мы видим, как родители стараются максимально загружать детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т. п. На их взгляд, на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей. В школе такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это говорит о психологической незрелости ребенка на момент его поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане, необходимо сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться.
Таким образом в центре работы по подготовке детей к школьному обучению должны находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры. И поэтому с 2012 года мы решили часть работы по подготовке детей к школе осуществлять в рамках реализации детско-родительского клуба «Скоро в школу».
Цель которого заключается в том, чтобы установить сотрудничество, преемственность и согласованность коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.
Родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы - поступлению в школу. Здесь объединяются усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей. Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход игровой мотивации старшего дошкольника на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа детско-родительского клуба «Скоро в школу» основана на игровом методе обучения.
Данная программа состоит из разделов:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Совместная работа с родителями и детьми
Программа включает в себя 33 занятия с детьми, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня готовности к обучению в школе.
Встречи с родителями проводятся 1 раз в 2 месяца, продолжительностью 30-40 минут и чередуются с совместными встречами родителей и детей, которые так же проводятся 1 раз в 2 месяца, продолжительностью 25-30 минут.
На этапе выхода из детского сада педагог-психолог проводит психолого-педагогический мониторинг старших дошкольников с целью исследования уровня сформированности универсальных учебных действий как показателя гармонического развития личности воспитанников ДО на выпускном этапе.
В рамках работы опытно-экспериментальной площадки по теме «Полоролевой подход к организации предметно-развивающей среды» нами было запланировано открытие еще одного детско-родительского клуба «Школа пап», но к сожалению в полной мере он не работает. Мы столкнулись с такой проблемой: каждое утро и вечером мы видим множество пап, идущих со своими детьми, но как только мы начинаем их привлекать к совместной деятельности, они куда-то исчезают.
На наш взгляд это связано с закомплексованностью родителей – пап. И над этим нам предстоит еще поработать.
Но все же не смотря на это мы считаем, что детско-родительский клуб это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями, поскольку ее преимущества очевидны:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса процесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДО и семье.