Александра Кружальская
Педагогический проект по психологическому сопровождению дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по психологическому сопровождению дошкольника при подготовке к школьному обучению
«Скоро в школу"
Разработчик: Кружальская А. С., педагог-психолог МБДОУ ДС ОВ № 40 «Дюймовочка» г. Туапсе
Тип: Развивающий
Срок: Долгосрочный. 1учебный год.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.
Публикация «Педагогический проект по психологическому сопровождению дошкольника при подготовке к школьному обучению „Скоро в школу!“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Проблема: у ребенка не сформировано понятие «школьная зрелость», в ее состав включены произвольность поведения, интеллектуальная, социальная, эмоционально- волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых может рассматриваться в качестве общего показателя школьной готовности.
Актуальность: именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая : приоритет отдается уровню развития мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность.
Ведущая педагогическая идея : реализация системы педагогической работы
разнообразные методы и приемы.
Цель: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.
Задачи:
• развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
• развитие произвольности поведения;
• снижение уровня тревожных переживаний;
• развитие навыков общения в коллективе;
• развитие самоконтроля;
• развитие творческого воображения;
• поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Принципы работы с детьми:
• принцип научности;
• принцип развивающего обучения;
• принцип воспитывающего обучения;
• принцип наглядности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип осознания процесса обучения.
Методы реализации программы:
• сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;
• беседа;
• элементы сказкотерапии;
• элементы изотерапии;
• элементы телесно ориентированной терапии;
• психологические этюды;
• релаксационные упражнения;
• психогимнастика;
• проблемные ситуации.
Организация программы:
• Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
• Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.
• Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.
• Вся деятельность имеет единую структуру:
Подготовительный этап :
Работа с родителями:
1. Родительское собрание по теме :
2. Анкета для родителей:
«КАК ВЫ ГОТОВИТЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?»
Работа с детьми:
Диагностика познавательных потребностей:
-Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
-Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.
-Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций
-Тест на уровень развития познавательной деятельности
-Тест «Кругозор» оценка уровня развития познавательной деятельности
-Тест «Нарисуй человека»
-Тест «Повтори»
-Тест «Круг»
-Тест Керна - Иерасека.
-Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н. И. Гуткина)
Работа с родителями;
Тест для родителей:
«Хочет ли ваш ребенок идти в школу?»
Основной этап.
Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, И. В. Дубровина.
Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.
Программа включает 8 тематических блоков (на каждый 4 занятия, каждое занятие состоит из 3—4 упражнений. Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка. Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:
1блок — тема «Знакомьтесь — это Я!»
2 блок — тема «Я-сам и Я-другие»;
3 блок — тема «То, что я чувствую»;
4 блок — тема «То, что меня окружает»;
5 блок — тема «Мои любимые занятия»;
6 блок — тема «Мы все разные, мы все удивительные»;
7 блок — тема «Давайте жить дружно!»;
8 блок — тема «Смотрите, что я умею!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Работа с родителями;
Консультация для родителей «На пороге школы»
Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников.
Работа с детьми:
Диагностическое обследование на развитие познавательных процессов.
Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта.
Работа с педагогами :
Презентация педагогического проекта по психологическому сопровождению дошкольника при подготовке к школьному обучению
«Скоро в школу!»
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• позитивным отношением ребенка к занятиям;
• отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии,
тревожности, враждебности);
• выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и
сверстниками,а также устойчивым социометрическим статусом, пониженным уровнем школьной тревожности, высокой произвольностью поведения и направленностью мотивационной сферы на учебную деятельность.
Для педагогов :
• качественное освоение педагогами инновационных технологий,
повышение профессионального уровня педагогов.
• дать педагогам представления об уровне готовности детей к обучению в школе.
Для родителей :
• познакомить с вариантами игр, направленных на развитие познавательной сферы ребёнка;
• способствовать созданию родителями положительного образа своего ребёнка-ученика.
• акцентировать внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребёнка к школе, показать роль родителя в формировании этой сферы.
Дальнейшее развитие проекта : изучение и распространение опыта работы в дошкольных группах ДОУ.
Адресность: педагоги ДОУ, родители.
Вывод: