Маргарита Колычева
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в младшей группе «Малыши-крепыши»
▼ Скачать + Заказать документы
едагогический проект
по формированию здорового образа жизни в младшей группе
«Малыши-крепыши!»
воспитатель МДОУ поселка Ягельный
Детский сад «Лесовичок»
Пяк Маргарита Владимировна
2018 год
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в младшей группе
«Малыши-крепыши!»
Публикация «Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в младшей группе „Малыши-крепыши“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Содержание проекта
1. Паспорт проекта.
2. Пояснительная записка.
3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, ожидаемый результат, результативность.
4. Этапы реализации проекта : подготовительный, основной, заключительный.
5. Список литературы.
Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни в младшей группе».
База исследования: МДОУ поселка Ягельный детский сад «Лесовичок».
Вид проекта : долгосрочный (июнь, июль).
Тип проекта : познавательно-игровой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Итоговое мероприятие: Выставка семейных фотогазет «Мы за здоровый образ жизни».
Условия реализации проекта :
- реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- реализация различных форм систематической работы с родителями;
- развивающая среда ДОУ:
1) физкультурный зал;
2) тренажерный зал;
4) спортивная площадка (на участке детского сада);
Актуальность
В свете ФГОС содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
М. Монтель.
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одна из основных задач детского сада. Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни, поэтому мы считаем, что одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Обоснование проблемы:
- малоподвижный образ жизни родителей и детей, плохая двигательная активность;
- невнимание родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Цель проекта : формирование культуры здоровья у детей; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи
Дети
Образовательные :
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
Ожидаемый результат: Обогащение опыта детей о здоровом образе жизни.
2. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Ожидаемый результат: Укрепление здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий, таких как сюжетно-ролевые игры «Больница», «Полезный завтрак»; Беседы «Где живут витамины?», «Безопасность в группе»; Рассматривание алгоритма умывания при КГН; гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»; подвижные игры на улице и т. д.
Развивающие:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
Ожидаемый результат: Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.
2. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Ожидаемый результат: Умение выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
Ожидаемый результат: Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.
Родители
1. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемый результат: Укрепление связи между детским садом и семьей.
2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к ЗОЖ.
Педагог
1. Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс (игротерапия, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, закаливание, физкультурные занятия, пальчиковая гимнастика, динамические паузы).
Ожидаемый результат: Сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
2. Разработать перспективный план и систематизировать материал для работы по формированию мотивации у детей к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат: Разработка перспективного плана для работы по формированию мотивации у детей к ЗОЖ.
Принципы реализации проекта
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей.
Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.
Работа с родителями
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».
Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
• Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в холодное время года.
• Создание рубрики в родительском уголке «Если хочешь быть здоров».
Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.
Планирование работы
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
7. Привлечение родителей к реализации проекта.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Физкультминутки
• Подвижные игры в группе, на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоговое мероприятие
• Выставка семейных фотогазет «Мы за здоровый образ жизни».
• Результат по проекту здоровый образ жизни.
• Результат по анкетированию для родителей «Здоровый образ жизни в семье».
Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.
Содержание работы по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
• Дидактическая игра «Правила чистюли».
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
• Д/и «Искупаем пупсика».
Цель: Формирование представления о культурно-гигиенических навыках.
• Беседа «Безопасность в группе».
Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.
• Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.
• Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак»
Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
• Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы».
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Подвижные игры в группе и на улице
• Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики.
• Физкультурные занятия.
• Утренняя гимнастика
• Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду».
Цель: уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.
• Ситуативный разговор «Где живут витамины?»
Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
• Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.
• Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»
Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов
• Игра «Собери в корзинку овощи, фрукты и ягоды»
Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.
Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктах.
• Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
• Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
• Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Доктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Аппликация «Корзинка с витаминами».
• Лепка «Огурец и морковь.
Заключение
• Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
• Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
• Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Риски:
- непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации;
- слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Результат по проекту здоровый образ жизни
Здоровье является критерием взаимоотношения детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливание детей, занятий, бесед, соблюдение правил СанПина. В первой смешанной группе 13 детей имеют I группу здоровья, 5 детей – II группу здоровья, один ребенок с ОВЗ.
В течение двух месяцев проводилась оценка физического развития. На основе мониторинга можно сделать вывод, что дети имеют представление о здоровом образе жизни. 85% детей имеют высокий уровень освоения знаний по проекту, 15 % детей имеют низкий уровень.
Воспитатели группы выполняют работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий. Педагогами ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни.
Задачи проекта, поставленные в начале проекта, максимально выполнены.
1. укрепила и охраняла здоровье детей;
2. сформировала навыки здорового образа жизни;
3. сформировала первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
4. управляла правильным физическим развитием детского организма, повышала его сопротивляемости инфекциям;
5. воспитала у детей привычку к аккуратности и чистоте, привила культурно
-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
6. повысила интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Запланированные виды деятельности были осуществлены.
Обратила внимание на риски проекта и устранила их все формы организации проекта были выполнены ежедневно.
В результате реализации данного проекта, поставленные задачи были реализованы в полном объеме. Повысился уровень физической подготовленности детей.
Родители проявили большую заинтересованность в данном направлении, это выразилось и в желании оказывать помощь разного рода:
Изготовление своими руками семейных фотогазет.
Заполнение анкеты «Здоровый образ жизни».
Ознакомление с информацией по закаливанию на информационном стенде.
Вывод по анкетированию для родителей «Здоровый образ жизни»
Из проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что родители уделяют внимание проблеме здоровья детей и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка. Причиной заболеваний являются предрасположенность детей к заболеваниям.
18 родителей отметили, что занимаются физкультурой и спортом. Большая часть родителей считает, что питание в семье рациональное. У 16 родителей в семье отсутствуют вредные привычки. 18 родителей имеют представление о здоровом образе жизни, так как читают данную литературу. Здоровым образом жизни родители считают физкультуру, полноценный отдых, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, режим, закаливание.
№ вопроса Вопрос Количество человек
1 Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни? 18 -иногда
1 -да
1-нет
2 Используете ли вы полученные знания в воспитании ребенка? 17 -да
3 – иногда
3 Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? 16-да
1-иногда
3-нет
4 Делаете ли вы утреннюю зарядку? 13-да
2-иногда
5-нет
5 Есть ли у вас или у других членов семьи вредные привычки? 16-нет
1-иногда
3-да
6 Как вы организуете питание в вашей семье? 16-питаются регулярно
3-полноценное питание
1-предпочтение отдаете каким –то одним видам продуктов
7 Как воздействует на вашего ребенка климат в семье? 20-положительно
8 Воздействуете ли вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? 18-да
2-иногда
9 Занимаетесь ли вы физической культурой и играми вместе с детьми? 18-да
2-иногда
10 Занимаетесь ли вы закаливанием детей? 14-да
2-иногда
4-нет
11 Вы сами здоровы? 19-да
1-нет
12 Часто ли болеет ваш ребенок? 8-да
12-нет
13 Каковы причины болезни вашего ребенка? наследственность
предрасположенность к болезням
14 Что вы считаете здоровым образом жизни? физкультура, полноценный отдых, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, режим, закаливание
Список используемой литературы:
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
• Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
• Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
• Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
• Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
• Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007г.
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.