Наталья Куплинова
Проект по формированию здорового образа жизни «Малыши-крепыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Публикация «Проект по формированию здорового образа жизни „Малыши-крепыши“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
Цель проекта :
Формирования основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- Обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития, а также целенаправленные оздоровительные воздействия и формирование основ здорового образа жизни.
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей.
- Вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Материальное обеспечение проекта :
Спортивный инвентарь, ортопедическая дорожка, изготовлены дорожки «здоровья», мешочки с песком, тренажеры для дыхательной гимнастики, «колпачки», разнообразные воланчики, маски – шапочки.
Участники проекта :
- дети группы раннего возраста
- педагоги группы
- родители детей
Принципы реализации проекта :
- Учёт индивидуальных особенностей
- Учёт основных стилей восприятия
- Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий
Сроки реализации проекта :
Проект краткосрочный- 3 месяца (с 1 марта по31 мая)
Этапы реализации проекта :
Первый этап - начальный:
-определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме.
Второй этап – продуктивный:
-планирование и осуществления совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта
Третий этап – результативный:
-анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы; прогнозирование дальнейшей работы, разработка методических рекомендаций для родителей по теме проекта.
Содержание работы по реализации проекта.
№
п/п Название формы организации проекта Дата проведения
1. Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, зрения). Ежедневно
2. Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». Ежедневно
3. Воздушное контрастное закаливание. Ежедневно
4. Игры в «сухом бассейне». 2 раза в неделю
5. Прогулки и игры на свежем воздухе. Ежедневно
6. Практикум для родителей «Коррекционно-оздоровительные игры» 05.05.2018г.
7. Круглый стол «Роль семьи в формировании культуры здоровья детей» 15.05.2018г.
8. Родительское собрание в формате «круглого стола» на тему: «Скоро лето» 26.05.2018г.
9. Информирование родителей с помощью размещения актуальной информации в папках для родителей.
10. Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Пальчиковая гимнастика: проводится индивидуально либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции.
Пальчиковая игра «Домик», «Семья», «Сорока – Ворона»
Подвижные игры используются непосредственно в течение всего дня.
Игра «Догони мяч», «Принеси игрушку», «Пройди – не упади». И более сложные игры: «Каравай», «Пузырь», «У медведя во бору». Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения.
Игра «По ровненькой дорожке», «Сбей кеглю», «Поймай мячик»
Игра в раннем возрасте помогает:
1) Обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;
2) Освоить групповые правила поведения;
3) Наладить контакт между взрослыми и детьми;
4) Развить ловкость и координацию движений
Игры с ходьбой: «По дорожке», «Пройди к флажку»
Игры с бегом: «Солнышко и дождик», «Птичка и птенчики»
Русская народная игра «Зайка»
На все слова игры им итируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша, игровые упражнения.
Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения
«Самолетики», «Лошадки», «Паровозик».
Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без такого упражнения как: «Собачки догоняют мяч». Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами «Мяч в корзинку», «Попади в цель».
В группе раннего возраста появляется новое основное движение- прыжки на двух ногах. Игровые упражнения такие как: «Прыгни как зайчик», «Кто выше».
Гимнастика после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.
Игровые упражнения: «Потягушки», «Велосипед», «Играем носками», «Воробей», «Черепаха», «Ёжик и цапля».
Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнения: «Подуй на ленточки» (дети дуют перед собой на привязанные к палочке ленточки).
Утренняя гимнастика способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.
Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта.
Круглый стол: «Роль семьи в формировании культуры здоровья детей»
С целью актуализировать и дополнить представления родителей о проблемах формирования культуры здоровья у дошкольников организовать обсуждение для выявления оптимальных методов семейного воспитания.
Практикум для родителей «Коррекционно-оздоровительные игры»
Цель: познакомить родителей с различными видами коррекционно-оздоровительных игр, учить проводить игры, нацеленные на тренировку носового дыхания, дыхательной мускулатуры, способствующие улучшению местного кровообращения, обеспечивающие профилактику заболеваний верхних дыхательных путей.
Круглый стол «Скоро лето»
Цель: обогащать представления родителей о методах закаливания в летний период, о формах проведения досуга, организации летнего отдыха детей. Организовать обмен опытом по данной проблеме.
Итоги реализации проекта :
Ожидаемые результаты проекта :
Результативность профессиональной деятельности:
Образ конечного результата Критерии оценки
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивация семей к здоровому образу жизни. - активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности;
- анкетирование родителей;
- отзывы родителей.
Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. - блок нестандартного оборудования;
-массажеры;
- дорожки здоровья;
-картотека опытов «Моё тело»;
- картотека дидактических игр.
У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания. - наблюдения за детьми.
Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.
В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни, который способствует сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста.
Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.
В жизни есть важное правило :"Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т. д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;
- потребность строго соблюдать режим дня;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :
- положительная динамика физического состояния ребенка;
- снижение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов. Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.