Рязанова Лариса
Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Л. В. Рязанова
Инструктор по физической культуре
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Публикация «Педагогический проект „Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Форма представления проекта : презентация на педагогическом совете детского сада, сайте ДОУ.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные при организации НОД в интересной и увлекательной форме, расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.
Актуальность данного проекта определяется рядом существующих противоречий:
• между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
• между необходимостью перехода на новые методы оздоровительных мероприятий и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;
• между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью.
ПРОБЛЕМА
Разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему: поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Я полагаю, что целенаправленная работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
• пропаганда здорового образа жизни;
• поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;
• разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий;
• создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;
• развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;
• воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка;
• гармонизация детско-родительских отношений;
• повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА
1. Организация образовательной деятельности по физической культуре по тематике;
2. Праздники, досуги, развлечения, туристические мини – походы с привлечением родителей;
3. Специальные игровые задания;
4. Мониторинговые процедуры (отчет, анкетирование).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информационные ресурсы
1. https://www.iteach.ru – сайт программы Intel ® «Обучение для будущего»;
2. https://festival.1september.ru/
3. https://www.doshcolniki.ru./innovations/
4. Maam.ru
Методическое
1. Л. И. Пензулаева “Физическая культура в детском саду» по группам
2. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр»
3. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
Дидактическое
1. перспективный план;
2. конспекты организации образовательной деятельности по физической культуре;
3. конспекты досуговых мероприятий;
4. консультации для родителей;
5. конспект родительского собрания.
СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ Трошковский детский сад №13 «Колосок» :
разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий оказывающих положительное влияние на формирование здорового образа жизни у детей;
с детьми – в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей :
• организация образовательной деятельности по физической культуре с включением валеологического компонента (цикл);
• проведение праздников, досугов, дней здоровья;
• проведение подвижных игр;
• специальные игровые задания;
• использование на физкультурных мероприятиях нестандартного оборудования, личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми.
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад» :
• анкетирование родителей;
• проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
• проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• будет разработана система оздоровительных досуговых мероприятий;
• будут созданы необходимые условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщения ребенка к здоровому образу жизни;
• обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
• у детей повысится интерес к физической культуре и спорту;
• у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
• сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
• у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный
II этап – практический
III этап – заключительный
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (НОЯБРЬ)
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
3. Организация физкультурно-оздоровительной среды : изготовление нестандартного оборудования, составление картотеки игр;
4. Анкетирование родителей;
5. Диагностика физической подготовленности детей;
6. Анализ полученных результатов, выводы;
7. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;
8. Подготовка цикла тем с включением валеологического компонента.
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ (КОНЕЦ НОЯБРЯ – МАЙ)
1. Организация образовательной деятельности с включением валеологического компонента.
2. Проведение Дней здоровья с участием родителей.
3. Проведение физкультурных праздников и развлечений.
4. Организация туристических мини-походов в лесной массив с участием родителей.
5. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.
6. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
(КОНЕЦ МАЯ)
• Диагностика детей
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Результатом реализации проекта стало :
• сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
• выросли показатели физической подготовленности детей;
• грамотное использование детьми разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
• осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
• повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ;
Презентация проекта на педагогическом совете детского сада, сайте ДОУ.
Продукт проектной деятельности :
1. Конспекты, методические рекомендации, разработанная программа и т. д.
2. Перспективный план организации физкультурно - досуговой деятельности
3. Банк игр:
• Игровые упражнения с элементами спорта;
• Малоподвижные игры;
• Подвижные и сюжетно – инсценированные игры;
• Подвижные игры;
4. Конспект спортивного развлечения «Путешествие в загадочные джунгли».
5. Консультация для родителей «Активный отдых в кругу семьи».
6. Анкета для родителей «О здоровье всерьез».
7. Сводная таблица анкетирования родителей «О здоровье всерьез».
8. Конспект физкультурного досуга «Мой забавный мяч».
9. Конспект организации образовательной деятельности «Сердце я своё сберегу, сам себе помогу».
10. Конспект Дня Здоровья : музыкально – спортивного праздника «Чистота для здоровья нам нужна».
11. Конспект физкультурного досуга «Здравствуй Зимушка – зима».
12. Конспект спортивного праздника «Новогоднее спортивно – оздоровительное шоу».
13. Конспект летнего спортивного развлечения «Уральские забавы».