Татьяна Горбачёва
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе «Как быть здоровым?»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 11»
141345, Московская область, Сергиево-Посадский р-он, с. Сватково, д. 7а
тел. /факс 548-91-72
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в 1-й младшей группе
"Как быть здоровым!"
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Подготовил воспитатель I кв. категории
Горбачева Т. А.
2017-2018гг.
Содержание проекта
1. Паспорт проекта.
2. Пояснительная записка.
3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, ожидаемый результат, модель реализации проекта.
4. Этапы реализации проекта : организационный, практический, заключительный.
5. Список литературы.
Паспорт проекта
Тема «Формирование привычки к здоровому образу жизни в младшей группе».
База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11».
Вид проекта : долгосрочный (октябрь-май 2017-2018 учебный год).
Тип проекта : обучающий, игровой.
Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Мы растём здоровыми».
Условия реализации проекта :
- реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- реализация различных форм систематической работы с родителями;
- развивающая среда ДОУ:
1) физкультурно- музыкальный зал;
2) физкультурные центры в групповых комнатах;
3) спортивная площадка (на участке детского сада);
4) медицинский кабинет «Айболит»;
5) методический кабинет «Энциклопедия мудрости».
Пояснительная записка
В свете ФГОС содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
М. Монтель.
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одна из основных задач детского сада. Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни, поэтому мы считаем, что одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Обоснование проблемы:
- малоподвижный образ жизни родителей и детей/плохая двигательная активность;
- невнимание родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Цель: довести до сознания детей и родителей важность здорового образа жизни.
Задачи
• Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
• Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
• Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.
• Развитие физических качеств.
• Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Предполагаемый результат
Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность, улучшение показателей социального здоровья.
Принципы реализации проекта
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей.
Реализация проекта
«Здоровье»
Ежедневная профилактическая гимнастика:
- плоскостопия;
- дыхательная;
- улучшения осанки;
- гимнастика после сна.
Социальное развитие:
- беседа «О здоровье и чистоте»;
- беседа «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься утренней гимнастикой»;
- беседа «Уточнение назначения предметов личной гигиены»;
- дидактическая игра «Я – человек»;
- сюжетно-ролевая игра «Семья».
Планирование работы
1 Этап: Организационный
- Диагностика детей и выделение уровней адаптации детей к ДОУ.
- Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.
- Дидактическое и методическое оснащение проекта.
2 Этап: Практический
1 Блок. «Я - человек».
Цель: Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты себя; показать модели социального поведения.
1. Конспекты НОД по социальному развитию:
- «Я человек».
- «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».
- «Кто мы?»
- «Какие мы?»
- «Мы живые».
2. Дидактическая игра «Я человек».
3. Игра «Найди отличие».
4. Дидактическая игра «Где чьи вещи».
5. Беседа «Я и другие люди».
Творческие мастерские совместно с родителями, совместные праздники:
«8 марта», «Новый год», «Золотая осень», выставки поделок и др.
Продуктивные виды деятельности.
Изготовление папки-передвижки «Моя семья».
2 Блок. «Наш день». Соблюдай режим дня.
Цель: Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания.
- «Айболит проверяет здоровье детей». (НОД)
- Игровая ситуация «Накормим куклу и уложим спать».
- Лепка витаминов для игрушек.
- Твой «режим дня» (беседа).
- «Зачем соблюдать режим дня».
- «На зарядку становись».
- «Мои увлекательные занятия».
3 Блок. «Опасность». Соблюдай правило «нельзя».
Задачи: Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «нельзя».
- «Ребенок дома».
- «Спички не тронь, в спичках огонь».
- «Действия при возникновении пожара».
- «Электроприборы».
- «Удобная обувь, одежда».
- «Правила поведения на улице».
- «Светофор».
- «Будь внимательнее!»
- «Я маленький пешеход».
4 Блок. «Мойдодыр!» Соблюдай правила гигиены.
Задачи: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
1) Беседы на темы:
- «Наши верные друзья»;
- «Чистота – залог здоровья»;
- «Водные процедуры по утрам»;
- «Умывание»;
- «Купание»;
- «Уход за телом»;
- «Правила поведения за столом»;
- «Чистота игровой комнаты»;
- «Что такое хорошо, что такое плохо».
2) Чтение художественной литературы:
- Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
- К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;
- Н. Мигунова «Почему нужно чистить зубы».
3) Конспекты НОД на темы:
- «Учим куклу Дашу мыть руки»;
- «Почистим зубки»;
- «Нам водичка добрый друг»;
- «Научим Хрюшу умываться»;
- «В нашем саду растут витамины».
4) Игры:
- игра "Кукла заболела";
- игра «Вымой кукле руки»;
- игра «Мыльные перчатки. Пузырики»;
- игра «Кукла Маша обедает».
5 Блок. «Физкультура!»
Задачи: Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения) .
Физкультурные досуги:
- «Репка»;
- «В гостях у матрёшки»;
- «Не боимся мы мороза»;
- «Если хочешь быть здоров – закаляйся»;
- Тематическая неделя «Зимние развлечения»;
- «У солнышка в гостях»;
- «Мы весёлые цыплята».
Конспект НОД на тему: «Прогулка в осеннем лесу».
Оформление уголка здоровья для родителей.
Привлечь родителей к проведению Дня здоровья.
Оформление папки «Оказание первой помощи».
Памятки для родителей:
«Правила хорошего тона во время беседы».
«Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
Советы «Формирование культурно-гигиенических навыков».
Беседы:
«Закаливание детей в современных условиях»;
«Создание эмоционально – комфортного климата в группе»;
«Движение – основа здоровья»;
«Влияние физических упражнений на развитие организма ребёнка»;
«Рациональное питание – залог здоровья у детей»;
«Здоровый Образ Жизни ребёнка – профилактика многих болезней».
Консультации:
«Режим и его значение в жизни ребёнка»;
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;
«Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»;
«Как приучить ребёнка к аккуратности»;
«Наставником пусть будет предусмотрительность».
Буклет «Организация здоровьесберегающей среды дома».
Буклет «Играем дома».
Наглядная агитация «Безопасность детей в быту».
Родительские собрания :
«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»;
«Формирование привычки к здоровому образу жизни»;
«Пример взрослых – залог безопасности движения»;
3 Этап: Заключительный
• Диагностика детей.
• Анализ полученных результатов.
• Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы - развлечение «Мы растём здоровыми».
• Рекомендации родителям.
Риски:
- непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации;
- слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Результативность
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.
Список литературы
1. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко; Москва 2006г.
2. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр, автор Т. А. Тарасова, Л. С. Власова; Москва 2008г.
3. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
4. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т. С. Никонорова, Е. М. Сергиенко, Воронеж 2007г.
5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
7. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А. П. Щербак.
8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
9. Программа «Здоровый малыш» под редакцией З. И. Бересневой, Сфера, 2004.
10. Моргунова О. Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006.