Лилия Сергеевна Бариева
Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина — от реальности к фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина – от реальности к фантазии».
Аннотация проекта. Педагогический проект «Пейзажи И. И. Шишкина – от реальности к фантазии» реализован на занятиях с детьми 6-7 лет в изостудии «Цветик-Семицветик» ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ» г. Йошкар-Ола. Автор проекта представляет опыт оригинальной техники создания с детьми фантастических пейзажей путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина средствами приемов фантазирования.
Публикация «Педагогический проект „Пейзажи И, И, Шишкина — от реальности к фантазии“» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Проекты, проектная деятельность
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Автор: Бариева Лилия Сергеевна, педагог дополнительного образования.
Место работы автора: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола.
Место реализации проекта: изостудия «Цветик-Семицветик» для детей 5-8 лет.
Направление проекта: предметное.
Актуальность проекта.
На занятиях в изостудии «Цветик-Семицветик» обучающиеся 6-7 лет знакомятся с понятием пейзаж, с видами пейзажа. Узнают о трех планах пейзажа, учатся передавать элементарные правила перспективы в рисунках. В своей работе мы столкнулись с проблемой: дети не могут по воображению нарисовать фантастический пейзаж.
Причины видятся в следующем:
- нет у детей опыта восприятия фантастических пейзажей;
- не знают дети, что можно нарисовать;
- не знают дети, как можно нарисовать фантастический пейзаж.
Таким образом, необходимость разработки педагогического проекта вызвана противоречием между необходимостью создания детьми фантастических пейзажей, когда на занятиях в изостудии идет речь о полетах в космос, о других планетах, и отсутствием у детей знаний, умений в изображении фантастических картин.
Все вышеперечисленное вызвало необходимость в разработке комплекса взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению системы занятий в изостудии в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и к конечному продукту.
Цель проекта: развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством обучения применению в рисовании приемов фантазирования на материале пейзажей И. И. Шишкина
Задачи.
Образовательные:
- расширять кругозор детей путем знакомства с картинами И. И. Шишкина;
- закреплять знания детей о пейзаже, как изображении природы;
- формировать у детей представления о фантастическом пейзаже;
- учить детей использовать в рисовании приемы фантазирования.
Развивающие:
- развивать творческое воображение детей;
- развивать умение подчинять воображение стоящей перед ребенком задаче;
- развивать оригинальность изобразительных замыслов детей;
- развивать у детей способность к использованию цвета с целью передачи оттенков и художественной выразительности изображения;
- развивать у детей способность к соблюдению пропорций с учетом масштаба при использовании некоторых приемов изображения перспективы;
- развивать у детей способность к разработанности идеи в создании художественного образа;
Воспитательные:
- формировать у детей интерес к творческой деятельности;
- развивать у детей стремление добиваться положительных результатов в рисовании.
Основное содержание проекта.
Тип: смешанный (практико-ориентированный, творческий); долгосрочный; предметный (изобразительное искусство); групповой.
Ресурсы:
временные — пять лет, с 2018-2019 учебного года по май 2023 года, режим занятий в изостудии;
информационные — ресурсы сети интернет в домашних условиях 960 рублей в месяц;
кадровые – педагог дополнительного образования изостудии «Цветик-Семицветик», методист.
материально-технические — программное обеспечение Microsoft Power Point 2010. Специально оборудованный для занятий рисованием дошкольниками кабинет (столы-мольберты, стулья, доска). Проектор, ноутбук, экран. Гуашь 12 цветов, акварель 18 цветов, карандаши простые, бумага для акварели формат А3, стиральные резинки, палитры, стеки, ёмкости для воды, салфетки (по количеству детей в каждой группе).
Финансирование проекта осуществляется из бюджета образовательного учреждения.
Консультант: Роман Стефанович Флоре ску - искусствовед. Член Союза Художников Республики Молдова с 2005 года. Директор общеобразовательной средней школы № 2 (ныне - гимназии № 2) г. Бельцы с1995 г. Художник- педагог высшей дидактической категории, экспериментатор и исследователь технологии изобретения искусства с позиций ТРИЗ.
Целевая аудитория: обучающие изостудии дети 6-7 лет первого года обучения.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
Обучающиеся будут знать:
название и назначение приемов фантазирования.
Обучающиеся актуализируют умения и способности:
1. умение отстаивать и выражать свою художественную идею;
2. умение управлять своей фантазией в изобразительном искусстве и в повседневной жизни;
3. умение использовать знания о сочетании цветов в рисунке;
4. способность работать планомерно, контролируя свою деятельность;
5. способность к воспроизведению и синтезированию нового художественного образа.
Обучающиеся приобретут:
1. опыт сотворчества;
2. опыт самостоятельной творческой деятельности по созданию нового оригинального художественного произведения;
3. стремление к новому, неизвестному в изобразительном искусстве.
Для педагога.
1. Создана база образцов с изображением фантастических пейзажей.
2. Отработана технология создания с детьми 6-7 лет фантастических пейзажей с применением приемов фантазирования путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина.
Критерии оценки проекта.
1) Представление творческих работ обучающихся по теме «Фантастический пейзаж» на ежегодных итоговых выставках.
2) Заинтересованность детей процессом и результатом создания фантастических пейзажей путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина.
Процесс реализации проекта.
Сроки реализации проекта. Ноябрь 2018 г. – май 2023 г.
Этап 1 – Подготовительный.
Срок исполнения: ноябрь 2018 г. – май 2019г.
Проектные мероприятия: определение противоречий, проблем, требующих разрешения. Выдвижение идей. Определение общего замысла проекта, цели его реализации. Определение задач, существующих и необходимых ресурсов, условий реализации проекта.
Разработка критериев отбора картин И. И. Шишкина для творческого преобразования.
Разработка системы знаково-символических средств для обозначения приемов фантазирования.
Апрель 2019г. Апробация техники создания с детьми 6-7 лет фантастического пейзажа путем творческого преобразования картин И. И. Шишкина.
Промежуточный результат: сформулированы цель, задачи, проблемы, решаемые в ходе реализации проекта. Подобраны пейзажи И. И. Шишкина для творческого преобразования «Ручей в лесу», «На севере диком…», «Рожь», «Мельница в поле», «Песчаный берег», «Лесное озеро» (выражена плановость картины; наличие одиночных объектов на картине, наличие объекта с линейной перспективой). Разработаны и апробированы знаково-символические средства, обозначающие приемы фантазирования. Успешно проведена первая серия занятий с детьми.
2 этап – Основной.
Срок исполнения: сентябрь 2019 г. – май 2022 г.
Создание фантастических пейзажей путем преобразования картин
И. И. Шишкина посредством приемов фантазирования.
Проектные мероприятия: приобретение у Р. С. Флореску методической литературы. Анализ полученной методической информации.
Отработка технологии создания фантастического пейзажа с детьми путем творческого преобразования пейзажей И. И. Шишкина посредством применения приемов фантазирования.
Последовательность анализа объектов, составляющих пейзаж
И. И. Шишкина и применяемые к ним приемы фантазирования.
Эскиз.
1. Линия горизонта – увеличение-уменьшение (поднять или сделать ниже, вынесение (жесткое, мягкое или комбинированное).
2. Земля - увеличение-уменьшение (поднять или сделать ниже, переместить с лева направо и наоборот, вынесение (жесткое, мягкое или комбинированное).
3. Объекты на небе – изменить форму, размер, внесение-вынесение.
4. Объекты дальнего плана – изменить форму, размер, внесение-вынесение.
5. Объекты среднего плана – изменить форму, размер, внесение-вынесение.
6. Объекты переднего плана – изменить форму, размер, внесение-вынесение, сделать наоборот.
Работа в цвете.
1. Закрашивание - изменить цвет.
2. Добавит какой-либо объект, при необходимости!
3. Сделать наоборот – перевернуть картину. Посмотреть, может быть, так лучше!
4. Оживление – нарисовать подобие глаз, ртов.
Тематика занятий с детьми по созданию фантастических пейзажей.
(Ежегодно - март-апрель).
Март-апрель 2020г. Ознакомление детей и родителей с фантастическим пейзажем в дистанционном формате.
Март-апрель 2021г.
1. Ознакомление детей с приемами фантазирования. Обозначение приемов фантазирования знаково-символическими средствами. Нахождение приемов фантазирования в сказках, игрушках, в опыте детей.
2. Сотворчество детей и педагога на основе творческого преобразования картины И. И. Шишкина «Рожь».
3. Самостоятельное творческое преобразование детьми картины И. И. Шишкина «Мельница в поле».
Март-апрель 2022г.
1. Ознакомление детей с приемами фантазирования. Обозначение приемов фантазирования знаково-символическими средствами. Нахождение приемов фантазирования в сказках, игрушках, в опыте детей.
2. Сотворчество детей и педагога на основе творческого преобразования картины И. И. Шишкина «Песчаный берег».
3. Сотворчество детей и педагога на основе творческого преобразования картины И. И. Шишкина «Лесное озеро».
4. Самостоятельное творческое преобразование детьми картины И. И. Шишкина «На севере диком…».
Рисунок Софьи З.
5. Самостоятельное творческое преобразование детьми картины И. И. Шишкина «Ручей в лесу».
Промежуточный результат:
- наблюдается большая заинтересованность детей процессом сотворчества с педагогом, когда педагог идет за предложениями, творческими находками воспитанников;
- дети успешно подбирают близкие цвета в изображении фона;
- с помощью цветового круга, подбирают противоположные цвета;
- педагогом отработана технология создания с детьми фантастического пейзажа путем творческого преобразования картин И. Шишкина.
Участие в творческих конкурсах.
3 этап – Заключительный.
Срок исполнения: сентябрь 2022г – май 2023г.
Подведение итогов проекта.
1. Качественные изменения в работе педагога?
2. Реализация цели проекта?
3. Обобщение, распространение опыта работы педагога.
Результаты педагогического проекта.
Ежегодно в проекте принимали участие четыре группы детей 6-7 лет по 10-12 человек в каждой.
Цель проекта достигнута. Обучающиеся изостудии дети 6-7 лет первого года обучения приобретают опыт сотворчества, опыт самостоятельной творческой деятельности. Дети испытывают массу положительных эмоций от процесса создания и результата рисования фантастического пейзажа.
Создан банк образцов с изображением фантастических пейзажей.
Перспектива деятельности по проекту «Пейзажи И. И. Шишкина – от реальности к фантазии».
Разработанные, в ходе реализации проекта, учебно-методические материалы
используются на занятиях в изостудии. В учебном плане дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра» двенадцать часов отводится на рисование по воображению «Фантастический пейзаж».
Использование приемов фантазирования применяется в работе с детьми второго года обучения при создании фантастических картин на материале творчества И. Левитана, К. Петрова-Водкина и др. художников.
Распространение информации о проекте и о его результатах.
- Ноябрь 2022 г. Публикация паспорта проекта в личном блоге педагога на образовательном портале maam.ru.
- Декабрь 2022 г. Выступление педагога на тему «Использование приемов фантазирования для развития творческого воображения детей 6-7 лет на материале пейзажной живописи И. И. Шишкина» в рамках работы секции «Новые подходы к развитию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» на Всероссийской Конференции по дополнительному образованию «Стратегические приоритеты и инновационные механизмы современного дополнительного образования» 9 декабря 2022 года.
- Апрель 2023 г. Проведение мастер-класса для заинтересованных педагогов и родителей.
Список литературы
1. Флореску Р. С. Программа действий по реализации творческих способностей детей 3-7 лет на основе элементов ТРИЗ + ИЗО, 1998, 2005.
2. Флореску Р. С. Изобразительное изобретение по правилам? Методический справочник: Часть первая. 3-е изд. – Бэлць: Издательство OOO “PRIMEX com”, 2005. – 100 c