Любовь Чепкасова
Педагогический проект «Мыльная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный. Все дети очень любят эксперименты. В процессе они приобретают новые знания и навыки, познают новое, делают первые открытия, учатся общаться.
Для расширения представлений детей о мыле и вовлечения детей в проектную деятельность, был, разработала проект «Мыльная история».
Публикация «Педагогический проект „Мыльная история“» размещена в разделах
Актуальность: Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность наблюдать, экспериментировать.
Экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя.)
Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы (3,5-4 -5лет, родители воспитанника, воспитатель.
Объект исследования: мыло.
Предмет исследования: свойства мыла.
Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, кукольная посуда, носовые платочки.
Практическая значимость: значимость данного проекта определяется потребностью развития личности в деятельности, а также непосредственным участием ребенка в производимых опытах.
Цель: Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
Для детей:
1. Определить свойства мыла.
2. Выяснить из какого мыла и как изготавливаются мыльные пузыри.
3. Выявить области необычного использования обычного мыла.
4. Развивать логическое мышление; познавательный интерес и творческие способности дошкольников; умение делать выводы и заключения; умение работать в группе.
Для родителей:
1. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности.
2. Взаимодействие между детским садом и семьей.
Для педагога:
1. Обогащение и пополнение предметно -пространственной развивающей среды по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение понятиями «мыльный», «жидкое», «скользкое», «душистое», «жидкое».
2. Выявление необычных способов использования обычного мыла и применение их на практике.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
1. определение объектов изучения, постановка цели предстоящей деятельности;
2. ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний в Интернете.
Проектировочный
1. Разработка плана проекта.
3. Мотивирование родителей, принимать активное участие в реализации проекта (помощь в сборе различного вида мыла - подборка художественной познавательной литературы).
Поиск и обработка художественной литературы о мыле, загадок о мыле.
Чтение произведения К. И. Чуковского "Мойдодыр", загадывание загадок.
Практический.
1. Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла.
Эксперимент: стирка платочка носовой мылом и простой водой.
Эксперимент: «мыльные пузыри» из какого мыла появляются быстрее и лучше (твердого, жидкого).
Эксперимент : каким мылом пользуются лучше дети, почему?
Заключительный.
1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
2. Презентация проекта.
Результат:
В ходе работы над проектом были собраны следующие материалы:
• Картотека опытов с водой, мылом и пеной.
• Художественное слово об умывании и д. р.
План реализации проекта.
Что такое мыло?
Мыло – жидкий или твердый продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное)
Эксперимент №1: «Изучение свойства хозяйственного мыла».
Цель: изучить и сравнить свойства мыла хозяйственного.
Содержание эксперимента: мы взяли носовой платок и постирали их в холодной воде.
Один платок носовой мы постирали обычным мылом.
А другой носок мы стирали в простой воде.
Вот, что мы получили в результате:
Вывод: результат показал, что платок носовой постиранный мылом был белее. Следовательно, мыла помогают достичь лучшего результата.
Эксперимент №2: «Пена в стакане».
Цель: научиться делать в домашних условиях мыльные пузыри.
Содержание эксперимента: в стакан наливаем воды, добавляем стружку от мыла и просим и подуем через коктейльную трубочку в получившийся раствор.
Вывод: результат над поверхностью воды образуется пышная пена,
Поверхностное натяжение мыльного раствора достаточно велико, поэтому пузырьки долго не лопаются, позволяя любоваться красивыми узорами и даже пускать мыльные пузыри.
Эксперимент №3: «Изучение свойств разных видов туалетного мыла».
Цель: сравнить свойства туалетного мыла, сравнивая обычное туалетное мыло с увлажняющим крем – мылом.
Содержание эксперимента: мы попросили помощника воспитателя Ирину Витальевну, помыть руки обычным туалетным мылом и мылом с увлажняющим кремом.
Сначала два дня мыла руки простым мылом и не пользовалась кремом. От обычного туалетного мыла кожа на её руках стала сухой.
А при использовании крем-мыла за тот же период времени, ее руки стали гладкими и мягкими.
Вывод: в ходе эксперимента мы выявили, что мыло с входящим в его состав увлажняющим кремом лучше питает кожу, делая её мягкой и шелковистой.
Так мы пришли к выводу, что свойства мыла зависят от его состава.
Формы и методы работы
Социально-личностное развитие (Социализация, труд, безопасность) Сюжетно-дидактические игры: «Купание куклы Кати», «Постираем платок».
Беседы: «Знакомство с мылом».
Трудовая деятельность: мытье игрушек.
Познавательно-речевое развитие
(коммуникация, познание, чтение художественной литературы) Беседы: «Да, здравствует мыло душистое», «Умывание каждый день», «Купаться любят все».
Отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы:
Чтение потешек: «Водичка, водичка». К. И Чуковский «мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». З. Александрова «Купание». В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо».
В. Бианки «купание медвежат».
Художественно - эстетическое развитие
(Художественное творчество, музыка)
Аппликация: «Мойдодыр».
Памятка для родителей «Польза мыла».
Заключение:
В результате нашей исследовательской деятельности мы:
1. Познакомились с историей возникновения мыла.
2. Рассмотрели виды мыла и выяснили, какими свойствами обладает мыло.
Литература.
1. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007.
2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М. : 1995
3. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 1979 .
4. Тарабаркина Т. И., Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. М. : Просвещение, 1999.
5. Названова Л. Чтобы зубки блестели. // Дошкольное образование. - 2004-№14-13.