Смирнова Роза Борисовна
Педагогический проект «Хоровод дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Хоровод дружбы».
«Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир».
Концептуальные подходы по воспитанию толерантной личности.
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым.
Публикация «Педагогический проект „Хоровод дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты
- Хоровод дружбы народов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимое отношение к социальной несправедливости, отказ от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
На наш взгляд, толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. " (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". Дошкольное образование, неразрывно связано с социальными процессами и культурой общества.
Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, которое органично вобрало в себя много разных народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.
Город Советский - многонационален, и воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов, их нужно знать. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: ханты, ненцы, коми, русские, украинцы, татары и др. Педагоги детского сада формируют знания детей о национальных культурах и организуют в различных формах приобщение детей к традициям разных народов. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.
На сегодняшний день педагогическая наука, как и общество в целом, переживает переходный период, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. А. Г. Асмолов назвал современный этап развития науки «непройденным путем: от культуры полезности - к культуре достоинства». Следовательно, современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый со стороны окружающих. Поэтому, как для педагогической науки, так и для дошкольной практики важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, с другими людьми, умения строить взаимоотношения и процесс взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Таким образом, задачу по воспитанию толерантности у дошкольников мы видим в том, чтобы наши воспитанники ушли в школу не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и самостоятельные, обладающие толерантностью личности.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблем.
Актуальность проекта. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве. В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Новизна и значимость проекта.
Реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение во взаимоотношения детей и взрослых.
Идея проекта.
Мы живем в России. Для того, чтобы любить и уважать свою Родину, надо знать ее историю и традиции. Но Россия - страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свою культуру, традиции и обычаи. Поэтому, нам, педагогам, следует формировать в детях нравственные качества по отношению к людям других национальностей.
Гипотеза.
Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы, взрослые, воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
Тип проекта:
исследовательски-творческий
Вид проекта:
долгосрочный, групповой
Срок реализации:
март 2018 года – ноябрь 2018 года
Цель:
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей 2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа; культуре других народов 3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника 4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.
Индикаторами оценки эффективности
проекта будут служить следующие показатели:
1. Доля участия родителей в проводимых мероприятиях;
2. Успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
3. Положительный психологический климат в группе;
4. Участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию.
Предполагаемый результат.
1. Дети получат качественные знания о культурах различных народов, познакомятся с национальными особенностями. 2. У детей будет сформирован интерес к традициям разных народов. 3. Словарный запас детей будет обогащен новыми терминами, понятиями. 4. Дети будут уважительно относиться к представителям других народностей.
Направления работы по реализации проекта:
1. Работа с педагогическим коллективом 2. Работа с воспитанниками 3. Работа с семьями воспитанников ДОУ.
Работа с педагогическим коллективом
предполагает следующие формы работы:
1. Повышение профессиональной компетентности по толерантному воспитанию дошкольников (консультации) 2. Выявление, обобщение и распространение передового опыта среди педагогов ДОУ 3. Системное самообразование педагогов 4. 4. Проектная деятельность.
Организация работы с воспитанниками ДОУ.
1. Проведение тематических недель: 2. Неделя русской культуры 3. Неделя культуры народов ханты и манси 4. Неделя татарской культуры
Формы работы с воспитанниками:
1. Чтение народных сказок 2. Подвижные игры 3. Беседа о традициях и обычаях 4. Рисование, аппликация 5. 5. Досуг, развлечение
Основные формы работы с родителями
воспитанников ДОУ. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Формы работы с родителями:
1. Участие в тематических неделях 2. Консультации по толерантному воспитанию детей и взрослых 3. 3. Консультации по приобщению к народной культуре 4. Совместные развлечения 5. Семейная игротека (игры народов России).
.
Реализация проекта.
Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности педагогов учреждения при тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни участников проекта. Особая роль в реализации проекта отводится совместным мероприятиям детей с родителями.
План мероприятий по реализации проекта
Месяц Тема Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями
март – апрель Знакомство с русской культурой (чтение русских народных сказок, подвижные игры, беседа о традициях и народном творчестве, досуг)
1. «Мудрые русские сказки» - чтение сказок по возрастной категории
2. «Золотые руки мастеров» - рисование, аппликация с мотивами русского орнамента
3. «Игры и хороводы русского народа» - подвижные игры и хороводы по возрастной категории
4. Досуг «В гостях у Василисы»
1. Консультация «Воспитание детей через приобщение
к русской народной культуре».
2. Памятки «Русские народные игры»
3. Буклет «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка»
4. Участие в досуге «В гостях у Василисы»
май - июнь Знакомство с культурой народов ханты и манси (чтение сказок народов ханты и манси, подвижные игры, беседа о традициях и народном творчестве, досуг)
1. «Мудрые сказки народов ханты и манси» - чтение сказок по возрастной категории
2. «Золотые руки мастеров» - рисование, аппликация с мотивами орнамента народов Севера
3. «Игры народов ханты и манси» - подвижные игры по возрастной категории
4. Досуг «Югра – мой край родной!»
1. Консультация «Сохранение и развитие народных традиций в воспитании дошкольников ХМАО».
2. Памятки «Игры народов ханты и манси»
3. Буклет «Сказки народов ханты и манси»
4. Участие в досуге «Югра- мой край родной!»
сентябрь - октябрь Знакомство с татарской культурой (чтение татарских народных сказок, подвижные игры, беседа о традициях и народном творчестве, досуг).
1. «Мудрые сказки татарского народа» - чтение сказок по возрастной категории
2. «Золотые руки мастеров» - рисование, аппликация с мотивами татарского орнамента
3. «Игры татарского народа» - подвижные игры по возрастной категории
4. Досуг «Сабантуй»
1. Консультация «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
2. Памятки «Подвижные игры татарского народа»
3. Буклет «Татарские народные сказки»
4. Участие в досуге «Сабантуй»
2 ноября Фестиваль «Дружат люди всей земли» Конкурсно – познавательное мероприятие:
1. Национальный костюм
2. Национальные игры
3. Блюдо национальной кухни
4. Национальные песни и танцы
1. Участие родителей в подготовке и проведении фестиваля.
2. Папка – передвижка «День народного единства»
Ресурсное обеспечение:
1. Географическая карта России;
2. Государственные символы России: герб, флаг
3. Русские народные сказки, сказки народов ханты и манси, сказки татарского народа
4. Куклы в национальных костюмах
5. Альбомы с орнаментами
6. Канцелярские средства (бумага, краска, клей)
7. Аудиозапись
8. Информационный материал для родителей
Финансовое обеспечение проекта:
Финансирование проекта осуществляется за счет средств ДОУ: 1. Рациональное использование бюджета 2. Участие в конкурсах 3. Платные услуги.
Кадровое обеспечение:
1. Воспитатели старших и подготовительных групп 2. Социальный педагог 3. Руководитель по изобразительной деятельности 4. Музыкальный руководитель 5. Инструктор по физической культуре
Использованная литература:
1. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г. 2. Орлова М. «Формирование толерантности у дошкольников», журнал «Дошкольное воспитание», 2003 г. №11 3. Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования, М: УЦ Перспектива, 2014. 4. Интернет - ресурсы.