Лидия КУлиш
Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Публикация «Педагогический проект „Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Современные исследования, посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др, осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др., восприятие детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края через творчество Павла Петровича Бажова.
Благодаря творчеству П. П. Бажова знакомство детей с красотой и богатством родного края будет более увлекательным, сказочным, интересным.
Среди просторов нашей большой земли есть край, где мы живем, где наш родной дом. И куда бы мы ни ездили, всегда будем вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки… Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов.
Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но так же учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла.
Знакомство со сказами Бажова развивает познавательный интерес, способствует обогащению и пополнению словарного запас детей. Ведь читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т. д.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с творчеством П. П. Бажова, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и анализировать исторические жизненные условия, культурные ценности с современными.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве со сказами Бажова станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Поэтому мне захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат Уральский край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края на основе творчества П. П. Бажова.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формировать понятия общечеловеческих ценностей на основе творчества П. П. Бажова :
- приобщать детей к культуре и истории родного края
- прививать любовь и интерес к богатой природе Урала
- воспитывать уважение к людям труда
- воспитывать патриотические чувства, гордости за место, где они живут, за «малую» Родину
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ :
- Сформировать интерес к жизни и творчеству П. П. Бажова, через биографические данные, знакомство с портретом и сказами.
- Познакомить с жанровыми особенностями сказов.
- Научить понимать сложный художественный текст сказов.
- Систематизировать знания о героях сказов.
- Формировать любовь и интерес к прошлому и настоящему родного края с помощью сказов Бажова.
- Воспитывать морально-нравственные, этические и патриотические качества личности.
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи,
к его культуре, к родному краю.
- Показать самобытность русского народа, проявляющееся в творчестве
П. П. Бажова.
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору,
«традициям» родного края.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от
рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через творчество П. П. Бажова.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ Мероприятие Дата
I Этап - Подготовительный
1. Разработка анкет для родителей по выявлению оптимальных способов знакомства дошкольников с родным краем через творчество П. П. Бажова
Июнь 2014
2. Повышение компетентности в этом вопросе. Июнь-август 2014
3. Разработка проекта Июль 2014
4. Обогащение предметно-развивающей среды группы, как средство приобщения к творчеству П. П Бажова. Август 2014
II Этап - Мониторинг
1. Проведение диагностики детей. Выявление уровня знаний о родном крае и творчестве Бажова 2-3 Сентября
2014 год
2. Анкетирование родителей 2-3 Сентября
2014 год
III Этап – Практический
1 раздел: «Уральский сказочник»
1. Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о внедрении проекта и привлечении к его реализации. 8 Сентября 2014
2. Знакомство детей с портретом П. П. Бажова 12 Сентября 2014
3. Знакомство с биографией П. П. Бажова Сентябрь 2014
4. Беседа «Наш Урал» 23 сентября 2014
5. Занятие: «Портрет Урала в сказах Бажова» 30 сентября 2014
6. Посещение краеведческого музея. 4 октября 2014
7. Посещение библиотеки «Шагаем по Уралу» Октябрь 2014
8. Рисование портрета Бажова. Выставка портретов. Октябрь 2014
9. Интеллектуальная игра «Исторический калейдоскоп». Октябрь 2014
10. Выставка книг, открыток, камней – «Богат наш край» Октябрь 2014
11. Аппликация и лепка «Богатства Урала»
Октябрь 2014
2 раздел «Сказы Бажова»
1.
Знакомство со сказом «Серебряное копытце».
Ноябрь 2014
2. Рисование по сказу «Серебряное копытце». Ноябрь 2014
3. Знакомство со сказом «Огневушка – Поскакушка». Декабрь 2015
4. Аппликация по сказу «Огневушка-Поскакушка». Декабрь 2015
5. Знакомство со сказом «Голубая змейка». Январь 2015
6. Лепка «Голубая змейка». Январь 2015
7. Знакомство со сказом «Синюшкин колодец». Февраль 2015
8. Коллективная работа по сказу «Синюшкин колодец». Февраль 2015
9. Знакомство со сказом «Каменный цветок». Март 2015
10. Выполнение творческих работ в свободном стиле. Март 2015
11. Развлечение «Путешествие по сказам Бажова»
В библиотеки имени Гагарина Март 2015
3 раздел «Знатоки творчества П. П. Бажова»
1. Игры: «Придумай счастливый конец сказа»
«Узнай сказ по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку». Апрель 2015
2. Разгадывание загадок, кроссвордов и ребусов Апрель 2015
3. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры по сказам Бажова С декабря по апрель 2015
4. Выставка книг «Сокровища малахитовой шкатулки». Апрель 2015
5. Литературная викторина «Умники и умницы» Апрель 2015
6. Тематический выпуск газеты «Познаем Урал с Бажовым»
Апрель 2015
IV Этап заключительный
1. Проанализировать результаты проектной деятельности.
Оформить материалы с целью дальнейшей трансляции педагогическому сообществу. Май 2015
Предполагаемые результаты
1. У детей появятся знания о Бажове : внешность, биография, творчество.
2. Выяснят художественные особенности сказов.
3. Познакомятся с камнями Урала.
4. Возрастет умение детей высказывать идеи и предложения.
5. Сформируются знания о своеобразии Уральского говора, о культуре и традициях Урала, истории Урала, уральских промыслах.
6. Возрастет уровень развития морально-нравственных качеств личности.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1. Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
2. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе формирования понятия общечеловеческих ценностей на основе творчества П. П. Бажова, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе комплексно - тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ознакомление дошкольников с творчеством П. П. Бажова должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому – культурно - историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе Урала, через знакомство со сказами П. П. Бажова. То есть выбор детьми той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование и т. д.)
Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т. п.
Создание развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал:
• Постоянная экспозиция картин по творчеству П. П. Божова;
• Подборка изданий сказов Бажова, книги биографического
содержания;
• Портреты писателя;
• Открытки биографического содержания;
• Выставка уральских минералов;
• Организация работы с родителями.
•
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Работа над проектом началась в июне 2014 года.
Реализация проекта включает в себя несколько этапов.
На подготовительном этапе мной была собрана необходимая информация о Павле Петровиче Бажове, подобран материал для ознакомления детей с творчеством писателя, разработаны анкеты для выявления запроса родителей.
С целью оценки знаний детей по теме проекта была проведена первичная диагностика, которая показала, что 100% детей не знакомы с П. П. Бажовым и его творчеством, не знают, что такое сказ и чем отличается сказ от сказки, 50 % детей не знают названия родного края, 86% детей не знают ни одного названия уральских камней.
Исходя из результатов диагностики, мной был разработан план поэтапного ознакомления дошкольников с творчеством П. П. Бажова.
Первый этап знакомства с творчеством П. П. Бажова : Мотивация
1. Первое знакомство с портретом писателя должно быть необычным, интригующим. Для этого используется прием «Закрытого портрета».
Дети высказывают свои предположения о поле, возрасте, внешности, костюме писателя. Работают все, решая эту загадку, оживление, ожидание, иногда спор царит в группе. Открываю портрет – удивление, радость, узнавание, смех, всплеск эмоций.
Называю имя великого уральского сказочника, читаю пару цитат из высказывания его друзей.
2. Биографические зарисовки о детстве писателя.
3. География жизни Бажова. Этот прием предназначен закрепить краеведческие понятия: Урал, Свердловская область, познакомить с городами, где жил наш великий земляк, почувствовать сопричастность к этому человеку.
Красота и многообразие изданий сказов удивляют детей, появляется желание скорей познакомиться с содержанием книг.
Чтобы окончательно убедить детей в известности писатели берем интервью у прохожих города, педагогов, родителей. Делаем вывод – писатель известен всем.
Итог первого этапа: ребенок еще не знает творчество писателя, но благодаря каскаду мотивирующих приемов готов к его восприятию.
Второй этап знакомства с творчеством П. П. Бажова
Этап состоит из двух блоков:
Первый блок. Сказы, где главные герои дети.
Второй блок. Сказы о людях труда, о талантливых мастерах, о таинственной силе.
Технология ознакомления со сказом
1. Литературный жанр – сказ.
2. Название сказа отражает имя главного героя – оно необычно и
интригующе.
3. Рассмотрение обложки книги, повтор названия сказа.
4. Литературный пересказ, сопровождающийся чтением отдельных отрывков
и диалогов, чтобы дети слышали музыка великого мастера слова.
5. Словарная работа в процессе чтения.
6. Демонстрация иллюстраций по ходу чтения.
7. Беседа по содержанию
8. Знакомство с минералами, которые упоминаются в сказе. Это особенно
интригующий момент, который как не странно помогает запомнить
содержание.
Последовательность знакомства со сказами
Первый блок
1. «Серебряное копытце».
Сказ о доброте к детям сиротам, о любви к животным, о прекрасных качествах шестилетнего ребенка: смелость, трудолюбие, рассудительность, неуемное любопытство. Начинаю знакомить с минералами, которые летят из-под копытца волшебного козлика.
2. «Огневушка – Поскакушка».
Впервые акцентирую внимание на уральском говоре. Беседуем о бескорыстие и оптимизме героя, о необычном знаке на золото - огненной девочки.
3. «Голубая змейка».
Продолжаю знакомить детей с уральским говором.
Знакомлю детей с человеческими качествами: дружба, искренность, щедрость. Данный сказ способствует формированию представлений о традициях русского народа, воспитанию уважительного отношения к родным людям.
Вывод: все дети в сказах Бажова добры, веселы, трудолюбивы, не жадничают, ужасно любопытны и любознательны. Провожу аналогию – и мы такие же, не смотря на разделяющие нас века.
Второй блок.
1. «Синюшкин колодец».
Говорим об уральской природе, нашем болотистом крае, об уважении к памяти родных, о бедности горняков, об отношении людей труда к богатству.
2. «Каменный цветок».
Тема талантливых уральских камнерезов, красота уральской природы, которую нельзя воплотить в камне, даже самым знаменитым мастерам.
Знакомство с поделками из камня.
Третий этап обобщающий. Закрепление знаний о творчестве и жизни П. П. Бажова.
Приемы и методы закрепления – это самая интересная, увлекательная деятельность детей: они играют, показывают свои знания, радуются маленьким победам, здесь присутствует элемент соревнований.
1. Игровые приемы:
• «Придумай счастливый конец сказа»
• Узнай сказ по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку
«Словесные ключики» – подразумевают работу над художественно-выразительными средствами: историзмами, архаизмами, уменьшительно-ласкательными словами, пословицами.
• Разгадывание загадок, кроссвордов и ребусов
• Сюжетно-ролевые и театрализованные игры по сказам Бажова
2. Творческая мастерская и организация выставок по каждому сказу.
3. Выставка книг «Сокровища малахитовой шкатулки».
4. Литературная викторина «Умники и умницы»
5. Тематический выпуск газеты «Познаем Урал с Бажовым»
Взаимодействие с родителями
Клуб семейного чтения по сказам Бажова.
Вернисаж творчества родителей и детей.
Индивидуальные выставки.
Взаимодействие с родителями по обеспечению литературой, для дополнительного чтения дома.
Анализ результатов проектной деятельности.
Перспективы на будущее.
Благодаря реализации проекта мной были получены следующие результаты: 100% детей знакомы с П. П. Бажовым и его творчеством, 100% знают, что такое сказ и чем отличается сказ от сказки, 100 % детей знают названия родного края, 100% детей имеют элементарные знания о уральских камнях и ископаемых.
В связи с этим можно сделать вывод, что реализация проекта прошла успешно. Дети овладели знаниями о Бажове. Легко узнают его портрет среди портретов других писателей, знакомы с биографией писателя: называют дату его рождения, город, где он родился, рассказывают биографию его жизни. Знакомы со сказами Бажова : называют главных героев сказов, могут пересказать сказ, угадывают сказ по обложке, иллюстрациям.
Знают что такое сказ и чем отличается сказ от других литературных произведений. Различают камни и полезные ископаемые Урала по внешним признакам. Могут охарактеризовать камни, встречающиеся в сказах.
Обоготились, расширились знания детей о своеобразии уральского говора, дети понимают смысл старинных слов, могут объяснить его.
Появились более точные знания о культуре и традициях Урала, истории Урала, уральских промыслах.
У детей возрос познавательный интерес. Дети стали проявлять интерес к камням, находят на улице интересные камни, рассматривают их. Проводим аналогию с известными уральскими камнями.
Во время сюжетно-ролевой игры организовали на участке поиск глины.
Так же знакомство со сказами способствовало развитию воображения и фантазии.
Так как сейчас у меня выпускная группа и к нам прейдут дети младшей группы, то на будущий год планирую организовать тематические выставки в центре музея по Уралу и сказам Бажова с целью знакомства с Уралом и уральским сказочником, мотивирования детей на дальнейшую деятельность по данной теме.
А более глубокое знакомство с творчеством писателя начать не с подготовительной группы, а со старшей.
Приложение 1
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Какие вы знаете приемы ознакомления возраста с родным краем?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Вопросы для оценки уровня знаний детей о П. П. Бажове
1. Кто такой П. П. Бажов?
2. Назови сказы, которые написал П. П. Бажов
3. Что такое сказ?
4. Чем отличается сказ от сказки?
5. Как называется край, в котором мы живем?
6. Чем богат Урал?
7. Назови уральские камни.
Приложение 3
Викторина по сказам Бажова.
Выбрать правильный ответ:
1. Ее еще недавно называли малахитнецей. А как называл ее Бажов?
А) Бабка Лукерья
Б) Медной горы Хозяйка
В) Настасья, Степанова вдова
2. Сколько веточек было на рогах у серебренного копытца?
А) Три
Б) Пять
В) Семь
3. Какие три перышка (поминок от бабки Лукерьи для Ильи) зацепились в решетке?
А) Белое, серое, голубое
Б) Белое, черное, рыжее
В) Белое, пестрое, черное
4. «…С той поры чуть не каждый день Данила в лес стал бегать.» Что он искал?
А) Малахитовую шкатулку
Б) Каменный цветок
В) Каменную вазу
Кроссворды по сказам Бажова :
Кроссворд 1.
По горизонтали – названия сказов Бажова :
1. Она главная в этом месте.
2. несчастный тот человек, кто этот цветок увидит.
3. Илюха видит – на поляне окошко круглое, а в нем вода, как в ключе, только дна не видно.
4. Эту поделку сделал мастер Василий Торокин.
По вертикали – герои сказов Бажова.
5. Она знай все песенку поет: «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно…»
6. Мальчик-сирота в сказе «Синюшкин колодец»
7. Имя деда в «Серебряном копытце»
8. От этой бабки ему особый поминок достался – перья.
9. Имя девчонки в сказе «Серебряное копытце»
Кроссворд 2.
По вертикали – герои сказов Бажова.
2. Он стал мастером у старика Прокопьича.
3. Герой сказа «медной горы Хозяйка».
4. Старик, который учил Данилу своему мастерству.
5. мальчик, которому бабка собирала по улицам перья на подушку.
6. Кошка из сказа «Серебряное копытце».
7. Фамилия, имя мастера каслинского литья в сказе «Чугунная бабушка».
По горизонтали – названия сказов Бажова :
1. Сундучок, в который вошли сказы Бажова.