Наталия Хоминич
Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
III этап.
Подготовительная группа детского сада. Ставим следующие задачи об-разовательной деятельности:
1. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осоз-нания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
2. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, ген-дерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотно-шений взрослых и детей.
Публикация «Педагогический проект „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“ (часть 3)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
3. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
4. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступ-ки.
5. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать граж-данско-патриотические чувства.
6. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
7. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
8. Развивать толерантность по отношению к людям разных национально-стей.
Содержание образовательной деятельности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях.
Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразия социальных и профес-сиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их поведения, зна-ний, действий, личных качеств, обучения в школе.
Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети уважают стар-ших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.
Освоение представлений ребенка о себе — своих имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания. Освоение пред-ставлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родст-венников, памятные события, традиции семьи. Овладение представлениями об осо-бенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жиз-ни.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии улиц, не-которых архитектурных особенностях, достопримечательностях Понимание назна-чения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представ-лениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление инте-реса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым вы-дающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных наро-дов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в празднова-нии государственных праздников и социальных акциях страны и города.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многооб-разии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности, на-циональной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к ми-ру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев наро-дов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Для реализации третьего этапа я предлагаю включить в режимные моменты жизни детей следующие блоки:
«Одногруппники» Формирование представлений о том, что дети под-готовительной группы — самые старшие в детском саду. Развитие интереса к свер-стникам, их увлечениям; выработка правил организации жизни и совместной дея-тельности в группе; формирование дружеских отношений и представлений о груп-пе. Варианты 1. «Визитная карточка группы» — подготовка материала к сайту дет-ского сада, оформление электронного варианта. 2. Оформление визитной карточки группы в форме коллажа или альбома (обложка и первые страницы). 3. Оформле-ние «Кодекса лучшего друга» в электронном варианте (для сайта) или на странице группового альбома.
«Дружат люди всей земли» Сравнение традиций, образа жизни рос-сиян и жителей некоторых других стран (на примере стран, в которые дети ездят отдыхать летом, примере жизни людей в произведениях детской художественной литературы, на картинах). Воспитание уважения к традициям разных народов. Вы-работка правил отношения к людям из других стран. Оформление карты мира с изображением героев художественных произведений — представителей разных стран, фотографий летнего отдыха из семейных архивов. Составление «Кодекса друга» : дружба людей разных стран.
«Если бы я был президентом волшебной Страны детства». Зна-комство с государственным устройством России. Знакомство с волшебными стра-нами в произведениях детской художественной литературы. Сравнение устройства сказочной и реальной стран. Придумывание страны-мечты, пожеланий жителей этой страны своему президенту. Оформление материалов в форме карты «Волшеб-ная страна». Презентация карты. Режиссерская игра с использованием карты.
Мини-проект «Пожилые люди в жизни страны и семьи» Воспитание уважения к пожилым людям: как к своим бабушкам и дедушкам, так и ко всем представителям старшего поколения. Ознакомление с профессиями бабушек и де-душек, наградами за профессиональную деятельность и другие достижения, с ро-лью старшего поколения в семье. Изготовление и презентация совместного детско-родительского альбома «Старшее поколение нашей семьи» ко Дню пожилого чело-века. Социальная акция «Подарки для пожилых людей». Дополнение проекта «Ви-зитная карточка группы» — достижения бабушек и дедушек нашей группы (награ-ды, достижения, заслуги перед Отечеством).
«Знаменитые люди малой родины» Подготовка в совместной с роди-телями деятельности: подбор фотографий улиц малой родины (города, поселка, изображений знаменитых соотечественников, поиск информации о них, составле-ние рассказов «Почему так названы.». Игра-экскурсия «Почему так названы.» Презентация фотовыставки с рассказами детей о памятниках знаменитым людям малой родины (совместно с родителями).
Мини-проект к празднику «День матери» Подготовка сценария му-зыкально- литературной гостиной, подбор музыкальных и литературных произве-дений. Музыкально-литературная гостиная для мам.
«Игрушки детей разных стран» Ознакомление детей с играми и иг-рушками их сверстников в других странах. Подготовка к социальной акции «Яр-марка игрушек» (покупка игрушек членами семьи и взрослыми, перечисление де-нег детям из детского дома). Презентация альбома «Игрушки детей разных наро-дов». Открытие выставки игрушек, сделанных детьми. Социальная акция «Ярмарка игрушек» (поможем детскому дому).
«Кто я, какой я?» Развитие у детей интереса к событиям своего дет-ства и своему будущему «Что будет в школе?», «Что я возьму с собой в школу», к жизни школьников. Учить словесно оформлять свои переживания «Я мечтаю о.», «Я жду, когда.» Оценка собственных умений: как я умею считать, измерять, ре-шать задачи, различать звуки и буквы. Продолжение создания индивидуальных портфолио «Я — будущий первоклассник» («портфель мечты», школьные атрибу-ты). Презентация материалов портфолио.
«Российская армия» Ознакомление с российской армией, ее функцией защиты Отечества от врагов, нравственными качествами воинов. Рассматривание эмблем разных родов войск (что рассказывают эмблемы о воинах, их деятельности и качествах). Подготовка сценария праздника, посвященного Дню защитника Оте-чества (подбор игр-эстафет, спортивных упражнений, заданий). Изготовление праздничных открыток-призов. Оформление коллекции атрибутов российской ар-мии (эмблемы, солдатики, фотографии, репродукции, изображения техники и пр.). Межгрупповая выставка «Наша армия». Спортивный праздник (для детей и пап, старших братьев). Региональный компонент: «Виртуальная экскурсия в музей ар-тиллерии и ракетной техники».
«Моя прекрасная леди» Развивать интерес детей к событиям жизни детей разного пола. Выделять добрые поступки мальчиков и девочек, вырабатывать правила отношений между мальчиками и девочками в группе. Формулирование пожеланий маме и рисование портретов. Оформление группового альбома «Кодекс отношений мальчиков и девочек, мужчин и женщин» (исторический и современный аспекты, разыгрывание сценок. Выставка портретов мам с пожеланиями детей.
«Загадки космоса» Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете. Проведение элементарных опытов и экспериментов. Разви-тие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами обитания человека в космическом пространстве. Изготовление и пре-зентация макета «Звездное небо».
«Дружат люди всей Земли» Знакомство с костюмами, традициями, этикетом разных народов. Формирование представлений о формах дружбы людей разных народов (спортивные Олимпиады, фестивали, Интернет, коммуникация с людьми разных народов — жесты, слова на разных языках). «Фестиваль дружбы народов».
«Праздник Победы» Развитие интереса к историческому прошлому России. Знакомство с подвигами людей — защитников Отечества, с традициями празднования Дня Победы в России. Подготовка социальной акции для людей старшего поколения. Социальная акция для людей старшего поколения — музы-кально- литературная композиция.
«Имею права и обязанности» Закрепление представления о правах ребенка. Обобщение представлений об обязанностях в семье и школе. Заполнение и презентация странички индивидуальных портфолио «Мои права и обязанности».
«К школе готов!» Самооценка готовности к школе (что я умею, знаю, какие трудности могут встретиться в школе, как их преодолеть). Развитие интереса к школьной жизни. Подготовка сценария выпускного бала. Игра-путешествие ««К школе готов!» и выпускной бал.
6 СЛАЙД
Ограничения проекта и риски (пути преодоления).
№ п/п Наименование риска проекта Ожидаемые последствия наступления риска Мероприятия по предупреждению наступления рис-ка Действия в случае наступления риска
1. Низкая актив-ность субъектов образовательного процесса, вклю-ченных в реали-зацию проекта (родителей, де-тей) Невозмож-ность реали-зовать проект в полном объ-еме Мотивация и кон-сультирование ро-дителей воспитан-ников, пропаганда патриотизма, се-мейных и нравст-венных ценностей, проведение совме-стных мероприятий Дополнительная моти-вация и консультиро-вание субъектов обра-зовательного процесса, проведение совмест-ных мероприятий с со-циальными партнерами
2. Недостаточно сформированная развивающая предметно-пространственная среда Внесение из-менений в проект по формирова-нию нравст-венно-патриотиче-ских чувств у дошкольников Изучение методи-ческих рекоменда-ций, нормативной базы по формиро-ванию РППС Изучение дополни-тельных источников (АПО, консультиро-вание с более опытны-ми коллегами, про-смотр вебинаров на со-ответствующую тема-тику
3 Дефицит финан-сирования Невозмож-ность реали-зовать проект в полном объ-еме Четкое определе-ние статей расхо-дов Привлечение родите-лей к изготовлению пособий
7 СЛАЙД
Вывод.
Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Поэтому так важно грамотно ото-брать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: при-рода и мир животных (детского сада, города, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубо-ко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становле-нии личности патриота.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстника-ми. И родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ма-лыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется толь-ко в детстве. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропу-щенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная»
Ж. Ренар