Марина Тихомирова
Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам»
1. «ФГОС» - развивать интерес к народным традициям и промыслам;
Цель работы с детьми в данном направлении
2. Методы и технологии – проектная деятельность
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
3. Закон об образовании. Родители-участники обр. процесса. -вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы;(Родители должны быть ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ воспитателя, полноправными участниками образовательного процесса)
Т. о. мы выбрали направление «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам».
Это направление наиболее удобно раскрыть через проектную деятельность. Так у нас родился среднесрочный детско-родительский проект «Народные игры и игрушки».
Он проводился в течение 1 месяца в феврале.
Проект предназначен для детей средней группы, педагогов, родителей, в целях приобщения к русским народным традициям и промыслам.
Цель проекта: разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей и родителей к народным традициям и промыслам.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, дети с помощью родителей собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
Задачи проекта:
- расширять знания детей и их родителей о культуре народа (традиции, праздники, конкурсы, народные игры, загадки, поговорки, потешки)
- познакомить детей и их родителей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)
- учить изготовлять народных кукол
- развивать навыки игрового взаимодействия, творческого воображения
- развивать речь детей, расширять словарный запас
- воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду
Этапы проекта
1 этап подготовительный
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.
Выбраны информационные технические ресурсы для работы с родителями. Подготовлены сопроводительные материалы для работы с родителями.
2 этап основной
Содержание работы по направлению. На февраль месяц.
Тема Цель Форма работы
Работа с родителями «Народная кукла в играх современных детей» Наладить взаимодействие с родителями в организации совместной деятельности по теме «Народные игры и игрушки» проведение консультации
Работа с родителями Экскурсия в музей Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю. Познакомить с образом народной куклы, историей создания куклы и ее предназначением Карта музея
Работа с детьми «Кукла-бессонница» Знакомство с народной куклой бессонница
Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением
Беседа,
рассматривание куклы
Работа с детьми Фольклор,
Колыбельные песни Знакомство детей с народными традициями, народным фольклором, посредством
колыбельных песен обучение игровым действиям с куклами Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная»
Работа с детьми Досуг на прогулке «масленица» Объяснить детям значение наряда, головного убора.
Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла. Детали русского наряда и их значение
Расширять представления детей о значении природы и ее
явлениях в народных традициях Обучение народным играм Работа с детьми Хороводная игра «У бабушки Меланьи»
Беседа «Русские традиции»
Знакомство поговорками и приметами о весне
Работа с детьми Игры с лоскутками Знакомить детей с народными играми Русская народная подвижная игра «Платок»
Работа с детьми «Растения, которые нас лечат» Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания. Беседа.
Рассматривание гербариев, иллюстраций с лекарственными растениями
После того, как мы определились с целью и направлением, возник вопрос, как сделать этот проект интересным для родителей. Мы решили внедрить в практику работы с родителями квест.
Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»)
В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей
Анализ результата проекта.
Этапы
проекта Деятельность тв. группы Деятельность детей и родителей.
1 этап Создание карты.
Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта. Путешествие в этнографический музей по карте-«Выставка кукол».
Фотоотчет.
2 этап Изготовление разноцветных клубков с игрой-головоломкой. «Волшебный клубок» -игра-головоломка.
«Разноцветные лоскутки в гости к нам пришли!».
3 этап 1. «Лоскутная мозаика.» - презентация для детей.
Лоскутная мозаика-«Сказочный платочек».
Д/и «Собери узор», р. н. п/и «Платок»
4 этап Знакомство «Обереговая кукла-Бессонница».
Цель: Знакомство детей с народными традициями, народным фольклором, посредством
колыбельных песен, развивать интерес к народной кукле.
Изготовление куклы-Бессонницы.
Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество Совместная творческая деятельность воспитателей и детей
Совместное изготовление куклы-Бессонницы. (воспитатели и дети)
Цель: Научить детей изготавливать куклу-Бессоницу способом скрутки, развивать интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы
Разучивание колыбельной песни.
5 этап Подружить куклу-Бессонницу с любимыми игрушками.
Изготовление свитка
«Кукла-Бессонница» Фотоотчет.
6 этап Шифровка ребуса на тему: «Рецепт приготовления травяного чая».
Отгадывание ребуса.
Изготовление чашки с рецептом семейного травяного чая.
7 этап Мастер-класс по изготовлению «Кубышки-Травницы»
Изготовление свитка на тему: «Кубышка-Травница»
Конкурс – «Лучший рецепт семейного чая». Совместное изготовление «Кубышки-Травницы» (воспитатели-родители).
Чаепитие, (Лучший рецепт семейного чая)
Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России и Коми.
В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 90% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов «Куклы наших бабушек»
Дальнейшее развитие проекта:
- использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:
- участие в конкурсах, выставках, акциях;
- публикации
Для привлечения внимания родителей нами используются различные формы работы с ними:
- тематические родительские собрания;
- брифинги
- дни открытых дверей;
- фольклорные праздники;
- семейный квест;
- семинары-практикумы
- составление тематических альбомов;
- совместные экскурсии
- индивидуальные консультации;
- анкетирование, «Почтовый ящик»;
- педагогическая библиотека для родителей;
- информационные уголки, папки, листовки, выставки совместного творчества;