Оксана Малышева
Духовно-патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Именно дошкольные учреждения формируют первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Духовно-патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Чувство Родины…Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, поэтому свою работу мы начали с закрепления знаний о семье, совместно с родителями оформили альбом «Мама, папа я – дружная семья» разучили пальчиковую гимнастику «Дружная семейка»
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют большую роль в становлении личности патриота. Поэтому следующим нашим шагом по патриотическому воспитанию была экскурсия по микрорайону Королёва. Рассказали детям, что микрорайон был назван в честь выдающегося авиаконструктора, который построил первый спутник и космический корабль, сопроводив свой рассказ стихотворением Г. Виеру «Ракета». Побывали в школе, где уточнили представления детей о профессиях людей, работающих в школе. Посетили парк А. С. Пушкина. Объяснили, что этого поэта называют «солнцем русской поэзии», его знают и любят во всём мире. Поиграли в игру «Поэтическая гостиная», в игре пользовались ранее разученными стихотворениями. Следующим этапом нашей работы было знакомство с городом и родным краем. На занятиях: «История возникновения города», «Белогорье моё», в беседе: «День рождение города» показали, что город и край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Познакомили детей со стихотворением Ларкевич «Край любимый – наше Приосколье», Н. Шульги «Белгород», с устным народным творчеством: «Сказание о Белгородском киселе». Оформили выставку детских работ: «С днём рождения любимый город» и совместно с родителями фотовыставку: «Осень в моём городе». В играх «Поэтическая гостиная», «Путешествие» дали представление о том, что наша страна огромная и красивая, используя художественное слово стихи: Т. Коти «Родина моя – Россия», В. Степанова «Необъятная страна», А. Прокофьев Люблю берёзку русскую». Своеобразной энциклопедией для детей стала книга С. Баруздина «Страна, где мы живём». Из неё они почерпнули информацию о том, что наша страна большая, богатая и сильная. Неотъемлемую роль в духовно – нравственном воспитании играет русский народный фольклор. Сказки волнуют, увлекают ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Они передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребёнок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит его народ. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране, поэтому в утренние и вечерние часы мы разучивали потешки, заклички, читали сказки, проводили дидактические игры: «Из какой сказки строчки», «Кто в кого превращается». Следующим этапом нашей работы стало знакомство детей с понятием «защитники Отечества». На занятиях, в беседах и играх знакомили с былинными героями: Ильей Муромцем, Никитой Кожемякой, Добрыней Никитичем, стараясь воспитать гордость за своих предков, дать почувствовать причастность к истории нашего народа. Для закрепления, полученных знаний рассматривали репродукцию В. Васнецова «Три богатыря», играли в игру «Одень богатыря». Получили знания об исторических личностях, защищавших древнюю Русь: Дмитрии Донском и Александре Невском. Используя художественную литературу - рассказы Л. Кассиля «Твои защитники», Н. Никольский «Солдатская школа», Я. Доголянского «Что могут солдаты» уточняли преставления об армии, родах войск. Особое внимание уделила Дню освобождения города Старый Оскол от фашистских захватчиков и 9 мая. Были проведены занятия: «Старооскольцы не забудут эту дату» и «Великий и светлый День Победы», где детей познакомила с боевым прошлым нашей страны, зачитывали письмо солдата с фронта, показывала фотографии военных лет, слушали знаменитые тех лет песни «Катюша», «Война священная». Проводила экскурсии к памятникам боевой славы с обязательным возложением цветов к ним. Работа по духовно – патриотическому воспитанию будущих граждан России не была бы полной без знакомства с произведениями классиков русской литературы. В досуге: «Идёт волшебница зима» и на занятии: «Идёт матушка Весна, отворяй ворота» читались стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока. Воспитание патриотизма проходило и через наиболее интересные и доступные их пониманию праздники: Новый год, День защитника Отечества, 8 – Марта, День космонавтики так постепенно через родное слово, музыку к детям приходило понимание того, что они живут в стране, не гордиться которой - нельзя. В свою работу по воспитанию духовно - патриотическому воспитанию включили знакомство с символами России - флагом, гимном, гербом, с объяснением значения. Совместно с родителями организовала и провела выставку детских работ на тему: «День российского флага», с целью закрепления полученных знаний, а также вовлечение родителей в учебный процесс. Для родителей подготовили консультацию: «Из истории флага российского».
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что показ через малое - большое, показ зависимости между деятельностью одного человека и жизнью всех людей вот что важно для воспитания нравственно - патриотических чувств.
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» /
Н. В Алёшина - М. УЦ «Перспектива» 2008г. - 238с.
2. Бадарина Т. А. «Знакомство детей с русским народным
творчеством» /Т. А. Бадарина - С. Петербург «Детство – Пресс» 2008г.
- 393с.
3. Кичигин В. И. «Народная культура России – опыт систематизации
этнофольклорного материала Белгородской области» /В. И. Кичигин
Белгород 2000г. – 407с.