Ольга Васильева
Педагогический проект «Осень — славная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети подготовительной группы, воспитател, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность: позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний в практической изобразительной деятельности. Реализация проекта позволяет развивать у детей познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Публикация «Педагогический проект „Осень — славная пора“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Цель проекта : расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
• Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период.
• Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).
• Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).
• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков
• Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
• Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, лепка, поделки).
- Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
1 этап – подготовительный
Методическая работа.
- Подбор методической литературы по данной теме;
- Составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- Разработка конспектов занятий, экскурсий;
- Подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)
- Подбор дидактических пособий (наборы игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы»);
демонстрационного материала, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему; обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.) .
- Подбор аудиозаписей по данной теме.
2 этап – реализация проекта
Образовательные
области Формы работы с детьми Формы работы с родителями
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим:
• «Осенний лес. Дары леса»
• «Приметы осени»
• «В гости к осени»
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?».
Цикл наблюдений:
— за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
— за цветником
— за перелетными птицами
— за насекомыми
— за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени».
Экспериментирование:
«Опыты с глиной и песком».
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?» Мероприятия по работе с родителями:
• Стендовая информация для родителей, консультации
• «Влияние природы на духовное развитие ребенка»;
«Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
•
• Круглый стол с родителями «Воспитание доброты к природе»
•
• Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
•
• Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
•
•
• Организация выставок детских работ;
• Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;
•
• Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»
Речевое
развитие Творческое рассказывание детей по темам:
• «Мы гуляли на участке»
• «Что я видел в парке?».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Словесные игры:
«Опиши словами осень!»,
«Осень в лесу»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
• Пословицы, поговорки, загадки об осени
• А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
• А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
• А. Плещеев «Скучная картина»
• К. Бальмонт «Осень»
• Н. Сладков «Осень на пороге»
• Е. Благинина «Улетают, улетели»
• Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень» «Белка готовится к зиме»
• А. Ерикеев «Наступила осень
• Л. Толстой «Дуб и орешник»
• З. Федоровская «Осень»
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
• Рассказы В. В. Занков «Почему осенью листья деревьев меняют свой цвет и опадают».
В. А. Сухомлинский «Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», «Как начинается осень».
Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин семян»,
«Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».
Дидактические игры:
«Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…» «Овощная фантазия», «Сварим борщ и компот».
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,
«Знатоки осенней природы», «Следопыты».
Игры – драматизации:
«Репка»,
«Под грибом»,
«Прятки» (Д. Коренева)
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность:
сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы
подготовка клумбы группового участка к зиме.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Художественно – эстетическое развитие. Аппликация:
«Осенние деревья»
«Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
«Что нам осень подарила».
Рисование:
«Нарядные грибочки»
«Золотая осень» (пейзаж)
Лепка
«Деревья осеннего леса»
«Овощи»
«Грибочки».
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень».
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Ветка рябины»
«Чем нам осень нравится»
«Наш участок осенью»
«Деревья осенью».
Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…».
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Пение:
- «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
- «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой
- «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой
Музыкальная игра с пением:
- «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
- Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя».
Досуги, развлечения:
- «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»
- «Осенний праздник».
- «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени) •
Физическое развитие. Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров».
Подвижные игры:
«Съедобное — несъедобное!»
«Я знаю 5 названий!»
«Осенние листочки»
«Вороны и собачка!»
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди».
Игры – соревнования:
«Кто быстрее обежит лужи».
Физкультминутки:
«Клён».
— Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
— Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы» :
— Дети утром рано встали,
за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали –
белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята,
наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три,
и в лукошко набери!
Вон на дереве орех –
кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили,
все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь –
дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с
(дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул…
(подуть на пальцы)
Полетели, закружились
(вращение кистями рук)
И на землю опустились
(кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать:
(стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил,
(стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл.
(крепко прижать ладони к столу).
3 этап – подведение итогов
Презентация
Продукт проектной деятельности :
- семейные рисунки и поделки из овощей, фруктов, природного материала;
- работы детей на тему «Осень»;
- выставка совместных работ;
- Конкурс рисунков, поделок и чтецов на тему: «Разноцветная осень»
Презентация проекта :
• Досуг «Заглянула Осень в сад»;
• Выставка «Осенняя фантазия»
Результаты проектной деятельности :
• В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• В процессе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
• в реализации проекта.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
2 «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н. В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005
3. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова Харьков 2008
4. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвяшение 1981
5. «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005
6. «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
7. «Словесные игры в детском саду» А. К. Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
8. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвящение» 1991
9. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981