Ольга Ильина
Педагогический проект для детей второй младшей группы «Осень, Осень, в гости просим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Педагог может помочь найти ответ на интересующие «первооткрывателя» вопросы, на которые ребёнок не может самостоятельно ответить. В 3-4 года у ребёнка уже достаточно развита способность к анализу и синтезу, что даёт большие возможности для развития творческого познавательного мышления. Важная задача педагога поддержать попытки ребёнка сравнивать и анализировать то, что он видит вокруг себя, делать заключения о взаимозависимости различных явлений и предметов. Крайне важно учитывать роль речи, с помощью которой ребёнок уточняет и обобщает увиденное и услышанное, она помогает ему в развитии коммуникативных навыков. Интегративная проектная деятельность вполне может помочь педагогу решить эти поставленные задачи.
Публикация «Педагогический проект для детей второй младшей группы „Осень, Осень, в гости просим!“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Тема: «Осень, осень, в гости просим!»
Тип проекта : Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации: 1 месяц - сентябрь
Актуальность проекта :
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы : «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатели решили проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Проблематизация
Осень — прекрасное, яркое время года, помогающее многопланово решать ряд задач, связанных с вышеуказанными проблемами. Здесь главное помнить! Память в этом возрасте непроизвольна, преобладает узнавание. Её объём будет зависеть от того насколько изучаемый материал вызвал сильный эмоциональный отклик и увязан в смысловое целое, а не остался в виде разрозненных, ни чем не связанных фактов.
Яркие и живые представления о природе ребёнок получает непосредственно во время прогулок, а вместе с тем и богатый сенсорный опыт. Здесь большую роль играет работа с родителями, напоминание о том, как важно обращать внимание малыша на различные природные явления и их обсуждение. Это подарит нужное и полезное общение и будет способствовать более быстрому усвоению нового, поскольку в этом возрасте наиболее прочно усваивается то, что он слышит много раз.
Огромный энтузиазм и позитивный эмоциональный отклик у детей вызывает сбор природного материала, тем более, с последующим использование его в декоративно-прикладном творчестве, причем не только на занятиях в детском саду, но и дома.
Младшие дошкольники сравнивают и анализируют в наглядно-действенном плане. Таким образом, путём собственных наблюдений и с помощью объяснений взрослого, ребёнок получает знания о природе и в частности о времени года. Происходит естественное закрепление знаний полученных на занятиях по развитию речи. Восполнение наглядного материала недоступного наблюдению, можно отчасти компенсировать просмотром тематических видеоматериалов. Это крайне важно, поскольку воображение, так необходимое ребёнку, основывается на реальных знаниях и представлениях, а с ним непосредственно связанны и творческие способности.
Развитие таких способностей позволяет находить оригинальные способы решения задач, создавать и воплощать замысел игры или рисунка. А в игре ребёнок может разрешать противоречия связанные с желанием выполнить такую же общественную функцию, как и взрослый, но противоречащей его реальным возможностям. Всё это даёт мощное личностное развитие, которое невозможно переоценить.
Знания, приобретенные на занятиях по развитию речи, получают естественное закрепление. Происходит обогащение тематического словаря, развитие диалогической речи в ходе общения, как самих детей, так и педагога; закрепление материала по согласованию частей речи, способам словообразования, звукоподражание. Всё это помноженное на естественную, свободную обстановку, положительный эмоциональный настрой, внимательное доброжелательное отношение друг к другу и даёт прекрасное усвоение пройденного материала.
Гипотеза: «Что такое осень?»
Цель: Развитие познавательных способностей и речи детей, путём расширения знаний о сезонных изменениях в природе и систематизации уже имеющихся знаний.
Задачи проекта :
• развитие творческого познавательного мышления
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
• дать элементарные представление об осени, как времени года.
• вызывать интерес к исследованию природы родного края.
• дать представления об условиях жизни птиц и зверей.
• создавать положительно-эмоциональный настрой у детей.
• формировать умение вести наблюдения за объектами природы.
• активизация речи и пополнения словаря.
• развивать творческие способности.
• формировать умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
• формировать доброжелательное отношение друг к другу.
• воспитывать любовь к природе.
• Предполагаемые результаты:
• 1. Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
• 2. Пополнится словарный запас;
• 3. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.
• Форма реализации:
• 1. Дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры, логоритмика,
• 2. Непосредственно образовательная деятельность;
• 3. Беседы;
• 4. Рассматривание иллюстраций, открыток;
• 5. Использование проектора для просмотра презентации об осени;
• 6. Работа с родителями.
• Используемые виды деятельности:
• 1. Познавательно-исследовательский;
• 2. Игровой;
• 3. Чтение художественной литературы;
• 4. Продуктивный;
• 5. Труд ;
• 6. Коммуникативный;
• 7. Двигательный;
• 7. Музыкально-художественный;
• Продукт проектной деятельности.
1. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
2. Утренник «Осень, осень, в гости просим!»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП -ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :
— Постановка проблемы
— Подбор наглядных пособий (в том числе видеоматериалы).
— Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки).
— Подбор материалов для проведения задания — исследования.
— Подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта.
— Подбор материалов для декоративно — прикладной деятельности
II ЭТАП - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Образовательная область «Речевое развитие» :
Беседы: «Осень в лесу», «Кто засыпает на зиму», «Что нам осень подарила» (сбор урожая в саду, в огороде, «Осень в гости к нам пришла».
Чтение художественной литературы : М. Пришвин «Ёж», К. Д. Ушинский «Рассказы и сказки Осень», Н. И. Сладков «Осень в лесу», «Осень на пороге», Т. Александрова «Кузька в лесу».
Знакомство со сказками : «Лиса, заяц и петух», «Мужик и медведь», Л. Крищенко «Рыжая сказка».
Словесные игры : Малые фольклорные формы : потешки – заклички, поговорки, считалки метод. пособие под ред. О. С. Ушаковой ; «Разноцветный сундучок» (игры на формирование структуры предложения).
Игры на развитие :
Слухового внимания: «Ветер и птицы», «Медведь и мишутка», «Угадай что делать».
Речевого слуха : «Кто внимательней», «У кого».
Зрительного внимания : «Чего не стало».
Социально — коммуникативное развитие:
Дидактические игры : «Птички на ветке», «У кого такой же», «Грибок полезный в кузовок», «Птицы, летите», «Утешим медвежонка».
Проблемно-игровые ситуации : «Кто у нас из овощей», «Осенние дорожки».
Сюжетно-ролевые игры : «Поможем зайке», «Ёжик и котик»
Игра с пением : Осенняя песенка, Зонтик, Осинка.
«Художественно — эстетическое развитие» :
Рисование : «Впечатление от осени», «Ёжики на поляне», «Яркий клён».
Ручной труд : Лепка из солёного теста, пластилина.
Аппликация : «Весёлые лесовички», «Листопад»
Образовательная область «Физическое развитие» :
Физ. минутки : «Листья кружатся», «Большой — маленький», «Мишка»
Гимнастика для глаз : «Белка»
Пальчиковые гимнастики по теме : животные, птицы
Подвижная игра с речевым сопровождением : «Зайка серенький сидит…», «Клен»
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Образовательные ситуации: «Детский сад для зверят», «Цвет»; «В гостях у леса»;
Задание — подбери картинку : «С какого дерева упал листочек», «Во саду ли, в огороде»
III ЭТАП - ЗАВЕРШАЮЩИЙ :
— Оформление коллекции работ.
— Выставка поделок
— Участие в конкурсах
— Презентация продуктов деятельности родителям
— Викторина «Осень такая разная»
Список используемых источников:
• Гербова В. В. «Учусь говорить. Младший дошкольный возраст. 3 — 4 года», Издательство «Просвещение», М, 2009 г.
• Гордиенко С. А. «Времена года. Осень. Листик на паутинке», Издательство «Ранок»., 2011 г.
• Гусарова Н. Н. «Беседы по картинке. Времена года», Издательство «Детство-Пресс», 2007 г.
• Кочемасова Е. Е, Белова И. К, Вахрушев А. А. «Здравствуй мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3 — 4 лет. Часть 1»., Серия : «Дошкольная подготовка», Издательство «Баласс», 2013 г.
• Крылова О. Н. «Я узнаю окружающий мир : 3 — 4 года», (пособие по программе «Успех» 2-е изд., перераб. и доп., Издательство «Экзамен Издательство», 2014 г.
• Литвинова О. Э. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с дет. 3 — 4 л. ФГОС», Серия : «Развитие психических функций», Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
• Прати Э. «Времена года. Энциклопедия для детей», Издательство «Махаон», 2010 г.
• Соловьева Е. В. : «Я рисую. Пособие для детей 3-4 лет», Издательство «Просвещение», 2015 г.
• «Готовим руку к письму 3 — 4 г.», Серия : «Дошкольный калейдоскоп», Издательство «АСТ», 2015 г.
• «Времена года : Стихи и рассказы русских писателей о природе» (сост. Сидорина Н. К., Издательство «Планета Детства», 2000 г.
• «Раскраска : Времена года : Осень», (худ. Богуславская М. Д., Малышева С.) Издательство «Ек-бург. Литур», 2004 г.