Ирина Савчук
Проект по экологическому воспитанию «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Среднесрочный проект
в старшей группе «Малинка»
МАДОУ «Детский сад № 79»
г. Саратов
Тема: «Осень — чудная пора»
Сроки проекта : 17.10.16 г. - 28.10.16 г.
Воспитатель : Савчук И. В.
Паспорт проекта.
Возраст детей: 5-6 лет.
Вид проекта : среднесрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта
:- дети старшей группы,
- родители воспитанников,
- воспитатели,
-педагог-психолог.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Срок реализации: с 17 октября – 28 октября.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).
Проблема проекта.
Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, мы заметили, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию,мы решили, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности,развитие познавательного интереса детей, их стремления к самостоятельным наблюдениям и опытам, позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.
Актуальность проекта.
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой.
Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о времени года – осени, его характерных особенностях. Участие детей в проекте «Осень – чудная пора» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее приметах, изменениях в природе в этот период; развивать связную речь, творческие способности детей.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Цель проекта :
-Создать условия для понимания необходимости бережного отношения к природе.
- Расширить представления детей об осени, как о времени года.
- Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Аннотация проекта :
Проект «Осень - чудная пора» направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
В ходе проекта дети смогут приобрести новые знания об осени; знания о живой и неживой природе; о том, что в природе все взаимосвязано; как нужно сохранять и беречь природу.
Задачи:
- Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- Закрепить знания детей об осени как времени года (о характерных признаках и явлениях).
- Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным и птицам, желание заботится о них.
- Развивать связную речь через составления описательного рассказа;
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменения (знать и называть осенние месяцы, признаки осени);
дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве (уметь с помощью природно – бросового материала оригинальные решения в создании необычных портретов осени);
- пополнится словарный запас, дети научатся составлять описательные рассказы с использованием опорной схемы;
- знать, как растут фрукты, овощи, грибы, время их сбора, что можно приготовить из них, как их заготавливают на зиму.
- подготовка к музыкальному празднику «Осень в гости к нам пришла»;
- Выставка работ детей: «Сказочная осень» (поделки из природного материала);
- Выставка совместной работы родителей и детей: «Берегите природу»
Этапы проектной деятельности :
Подготовительный этап – подбор методической литературы по данной теме; формулировка целей и задач проекта; разработка плана мероприятий (подбор детской художественной литературы; бесед, наблюдений по теме «Осень»);
- подготовить для родителей консультацию: «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»
Практический этап - реализует темы по образовательным областям:
«Познавательное развитие», «Речеквое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Заключительный этап – обобщающий
- Выставка работ детей: «Сказочная осень» (поделки из природного материала);
- Выставка совместной работы родителей и детей: «Берегите природу»
Реализация практического этапа проекта.
Цикл занятий по разным видам деятельности.
Чтение, заучивание наизусть, загадывание и отгадывание загадок об осени.
Рассматривание картин с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей, фруктов.
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень», сказки К. Ушинского «История одной яблоньки»;
Загадывание и отгадывание загадок по теме «Осень», «Овощи-фрукты», «Перелетные птицы», «Дикие животные»
Рассматривание муляжей овощей, фруктов; иллюстраций грибов, диких и домашних животных.
Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала на информационном поле, в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.
Сбор природного материала.
Прогулки, наблюдения.
Сопутствующие беседы.
Проведение подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Фотоматериалы.
Выставки детских рисунков, работ по аппликации.
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Найди лишнее», «Жизнь в семенах», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»," С какого дерева листок»
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов. Труд людей по сбору урожая.
Ознакомление с природой:
- беседы: «Золотая осень», «О труде людей осенью», «Какими красками рисует осень»,
- занятия: «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе»,
«Берегите природу»
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в середине сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?»
Опыты: «Вода нужна всем»
Рассматривание иллюстраций, картин об осени.
Составление описательных рассказов об осени, овощах и фруктах.
Рисование: «Краски осени», «Лисичка в лесу»
Аппликация: «Листопад ","Сказочная осень»
Лепка: «Грибы на поляне»
Подготовка к музыкальному празднику - утреннику «Осень в гости к нам пришла»
Сбор разноцветных листьев на прогулке.
Физкультминутки: «Веселые пальчики», «Разноцветная осень»
Подвижные игры: «Прятки», «Я знаю 5 названий»
Пальчиковая гимнастика: «Листопад», «Сидит белка на тележке»,"Этот пальчик в лес ходил»
Пальчиковая гимнастика с педагогом-психологом: «Осень», «Собираем листочки», «Листья осенние тихо кружатся»
Ресурсы проекта :
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи».
3. Шорыгина Т. «Какие месяцы в году?» «Овощи», «Осторожные сказки» Безопасность для малышей. Знакомство с окружающим миром и развитие речи.
4. Колдина Д. «Аппликация с детьми 5-6 лет».
5. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольныхобразовательных учреждениях».
6. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
7. М. Султанова «Простые опыты с воздухом»
8. А. П. Савина «Пальчиковая гимнастика. Для развития речи детей»