Дмитриева Антонина Анатольевна
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский педагогический проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МОЯ СЕМЬЯ
Разработчик:
Дмитриева А. А., воспитатель
1кв. к.
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
ПРОЕКТ : «Моя семья»
Публикация «Познавательно-исследовательский педагогический проект „Моя семья“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : долгосрочный (сентябрь-май)
ТИП ПРОЕКТА : Взросло-детский, творческий, познавательно-исследовательский
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети младшей группы, педагоги, родители
АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное и патриотическое воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на развитие общей культуры личности детей, а это значит, что первоочередными задачами становятся формирование нравственных качеств, умений взаимодействовать на основе установленных социальных норм и правил.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа основ духовно-нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Анализ взаимоотношений родителей и детей показал, что есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует.
У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОЕКТА
Особенность проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде «педагоги-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду. Совместная деятельность взрослых и детей по изучению семьи, семейных традиций способствует духовно-нравственному воспитанию, воспитанию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТА : духовно-нравственное воспитание младших дошкольников
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА : образовательная деятельность, направленная на развитие представлений детей о семье, семейных традициях
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : воспитание у младших дошкольников чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. развивать у детей представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, о родственных связях в семье, умение узнавать на фотографиях и называть по имени членов своей семьи
2. способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада, установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, семейных ценностей
3. упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, сверстникам и к тем, кто о них заботится
ГИПОТЕЗА: вовлечение воспитанников и их родителей в проектную деятельность будет способствовать воспитанию культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию дошкольников и налаживанию тесного сотрудничества ДОУ и семьи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
расширение представлений детей о том, что такое «семья», членах семьи, родственных взаимосвязях
развитие представлений об обязанностях дома членов семьи
дети стремятся проявлять заботу о близких
проявление интереса родителей к жизни ДОУ, осознание значимости семейных традиций, семейного воспитания в духовно-нравственном развитии дошкольников
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта Мероприятия
Подготовительный Постановка проблемы:
Что мы знаем?
Мы дети.
У нас есть родители.
Что хотим узнать?
Семья – что это?
Как о нас заботятся?
Почему меня так назвали?
Где работают мои родители?
Какая у меня семья?
Как мы отмечаем праздники?
Какие у нас есть традиции?
Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья»
Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье
Формировать обобщающее понятие «Семья».
Вовлечь родителей в работу над проектом :
Составление генеалогического древа семьи.
Практический «Познавательное развитие»
Ситуации общения:
«Кто живет в моей семье?»,
«Какая у меня мама?»,
«Что мама делает дома?»,
«Как мама заботится о нас?»,
«Как я могу заботиться о маме, папе?»
Рассматривание сюжетной картины «Семья»,
семейных фотографий
Рассказ о каждом ребёнке, беседа об именах детей
Беседа о братьях и сёстрах
Пословицы и поговорки о семье
«Социально-коммуникативное развитие»
Ситуация общения:
«Моя мама» (познакомить детей с трудом мамы)
«Я и мой папа» (познакомить с профессией папы) о «Мои братья и сёстры» (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье)
«Мои любимые бабушка и дедушка»
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Н. Толстой «Бабушка и внучка», С. Капутикян «Моя бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Ю. Яковлев «Мама», Е. Благинина «Вместе тесно, врозь тесно».
Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Морозко»
Заучивание Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Л. Квитко «Бабушкины руки»
Загадки на тему «Семья», «Родной дом», «Детский сад»
Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Мое любимое занятие», «Где работают мои родители».
Дидактические игры:
«Поищем и найдем хорошие слова»
«Назови ласково»
«Как тебя зовут?»
«Отгадай, о ком я говорю»
«Назови и покажи»
«Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мама варит обед», «Помощники», «День рождение»
Дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «К нам гости пришли»
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование «Портрет семьи»
Рисование «Для мамы цветочек нарисую. Порадую милую, дорогую»
Изготовление коллективного панно «Мы с моей мамочкой похожи, как две капельки воды!»
Аппликация «Автомобиль для папы»
Создание панно «Воздушные шары наших семей»
«Физическое развитие»
«Бусы для мамы» (развитие мелкой моторики, нанизывание шариков на шнурок, упражнять детей в чередовании двухцветных шариков)
Пальчиковая игра «Моя семья», «Ладушки»
Развитие психических процессов
Упражнение «Кто позвал?»
(развитие слухового внимания)
Упражнение «Вот так!»
(развитие зрительного внимания)
Упражнение «Что делают члены семьи?»
(развитие зрительного внимания)
Развитие общих речевых навыков
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки»
(развитие артикуляционной моторики)
Упражнение «Бабушка удивляется»
Упражнение «Мамины духи»
Заключительный Семейный праздник «Я и моя семья»
Стенд-выставка «Моя семья»
Перспективно-тематическое планирование реализации проекта
Месяц Тема Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей
сентябрь Семья – что это? Рассматривание иллюстраций, открыток, посвящённых теме «Семья»
Ситуативный разговор «Что такое семья», «Мама, папа, я – семья»
Рисование «Портрет семьи» Минутки общения «Кто живёт в моей семье»
Сюжетно – ролевая игра «Наша семья»
октябрь Мое имя Ситуация общения «Что обозначает каждое имя», «Как зовут маму, папу, бабушку …», «Дома меня зовут…»
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Как зовут сказочных героев»
Дидактическая игра «Назови ласково», «Как тебя зовут?», «Узнай, кто позвал»
ноябрь Мама, любимая моя Ситуация общения «Моя мама – самая лучшая»,
Рисование «Для мамы цветочек нарисую. Порадую милую, дорогую»
Изготовление коллективного панно «Мы с моей мамочкой похожи, как две капельки воды!»
Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Минутки общения «Мама – самое прекрасное слово на земле»
Сюжетно-ролевая игра «Как я помогаю маме»
Разучивание стихотворения «Моя семья»
Игровая ситуация
«Мама пришла с работы»
декабрь Наши братья и сёстры Рассматривание сюжетной картины «Семья»
Ситуация общения «Наши братья и сёстры»
Изготовление коллажа методом обрывания «Весёлая семья снеговичков»
Рассказывание русских народных сказок «Гуси – лебеди»
январь Наши бабушки и дедушки Ситуация общения «Мои любимые бабушка и дедушка»
Театрализованная деятельность «Репка» Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка»
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»
Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья»
февраль Мой папа Ситуация общения «Папа может»
Аппликация «Автомобиль для папы» Минутка общения «Я и мой папа»
Игровая ситуация
«Папа хороший хозяин»
март Семья – это общий дом Ситуация общения «Как я помогаю дома», «За что я люблю свою маму, бабушку»
Театрализованная деятельность «Волк и семеро козлят»
Рассматривание иллюстрация «Кто чем дома занимается?» Чтение произведения С. Михалкова «А что у Вас?»
Рассматривание альбома группы с семейными фотографиями
Рассматривание картины «День 8 Марта»
апрель Наша группа – это тоже наша семья Дидактические игры «Отгадай, о ком я говорю», «Как тебя зовут?», «Назови ласково»
Ситуация общения «Вежливые слова» Ролевые игры «Поможем Кате и Маше помириться», «Поможем Мишке одеться на прогулку»
Ситуация помощи «Соберем игрушки»
май Вся семья вместе так и душа на месте Ситуация общения «Семья – тепло и ласка»
Создание панно «Воздушные шары наших семей» (дети наклеивают на шарики портреты членов своей семьи) Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Семейный праздник «Я и моя семья»
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение проекта : игровое оборудование, фотоаппарат, ноутбук, проектор для презентаций.
Учебно-методическое обеспечение проекта : наличие нормативных документов, Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова,-СПБ; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
Кадровые ресурсы обеспечения проекта : педагоги группы, музыкальный руководитель
Информационные ресурсы обеспечения проекта : выход в Интернет, электронная почта, портфолио педагогов (в электронном виде).
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач духовно-нравственного воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Формы работы Содержание работы Срок проведения
Родительские собрания 1. «Духовно-нравственное воспитание детей в семье» (круглый стол)
2. «Поговорим о нравственности» (родительский форум) Октябрь
Январь
Консультации 1. «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 3- 4 лет»
2. «Агрессивный ребенок»
3. «Семья и семейные ценности»
4. «Воспитание у детей толерантного отношения к сверстникам» В течение года
Выставки, конкурсы 1. Выставка поделок, сделанных детьми и родителями из природного материала «Осенний букет»
2. Выставка рисунков «Мамочка любимая» (совместное творчество пап и детей)
3. Фотоколлаж «Моя семья на зимних каникулах»
4. Фотовыставка «Увлечения наших пап и дедушек» Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Участие родителей в различных мероприятиях 1. Участие родителей в развлечении «На осенней ярмарке родного города»
2. Помощь родителей в создании мини – музея «Моя семья» Октябрь
Ноябрь
Наглядная педагогическая информация 1. Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми».
2. Папки – раскладушки:
«Режим дошкольника»
«Растим будущего мужчину»
3. Статьи в родительский уголок:
«Наши привычки – привычки наших детей»
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
«Четыре заповеди мудрого родителя!»
«Способы открыть ребёнку свою любовь!»
«Искусство быть родителем!»
«Понимаем ли мы друг друга?»
4. Папки – передвижки:
«Это надо знать» (выдержки из Семейного кодекса РФ, Закона об образовании, Декларации прав ребенка, Конвенция о правах ребенка)
5. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему нравственно – патриотического воспитания детей
6. Изготовление стендов:
«Наша дружная жизнь в детском саду»
«Мамины руки не знают скуки»
7. Альбомы:
«Моя семья»
«Мой любимый детский сад» В течение года
Сентябрь
Ноябрь
Январь
В течение года
Март
Апрель
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА :
Продолжать формировать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Привлечь родителей в организации развивающей предметно – пространственной среды в группе (центр патриотического воспитания, центр книги, центр сюжетно – ролевой игры).
Обогащение и расширение содержания проекта.
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ:
Возможные риски Способы коррекции
Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей
Отсутствие необходимого материала, информации использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек
Заключение
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам. Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.