Получи документы

Педагогический проект «Мой удивительный край»

Светлана Александровна Осинцева
Педагогический проект «Мой удивительный край»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Мой удивительный край»

Пояснительная записка

Одной из тенденций современного образовательного процесса стала этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре (культурам) в дошкольных учреждениях, на основе образовательной программы, при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и спорта.

Публикация «Педагогический проект „Мой удивительный край“» размещена в разделах

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

В современном мире многие люди часто забывают свои корни, свою историю. Не многие из подрастающего поколения знают культуру наших предков. Этот пробел нужно заполнить как можно раньше. Воспитание человека культурой начинается с раннего возраста. Педагогические исследования, проводимые отечественными учеными в XXвеке, показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. и. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно–познавательную, трудовую, исследовательскую, коммуникативную, проектную деятельность. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразные виды деятельности могут сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее.

Однако, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без духовного познания своего народа, освоение национальной культуры, традиций и языка.

Этнокультурная воспитанность дошкольников – это совокупность объективных представлений, знаний и ценностей о той или иной культуре, реализующейся посредством социально приемлемых моделей поведения.

Данный проект предусматривает знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой русского и ханты – мансийского народов.

Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

Концепцией Федеральной целевой программы развития образования;

Письмом Минобразования №89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;

Положением национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года (в соответствии с решением коллегии Министерства образования ХМАО);

Всеобщей декларацией ЮНЕСКО о культурном разнообразии;

Уставом МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №9 «Белоснежка»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049 - 13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ";

Примернойобразовательной программой дошкольного образования «Детство» : Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

Основная часть

Проект разработан в соответствии со стратегией развития образования в регионе, которая находится в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами – это сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство.

Главной целью этнокультурного воспитания на муниципальном уровне является обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 5-7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности.

Проект долгосрочный (1 год). Ценность проекта составляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем, культурой русского и ханты-мансийского народов.

Гипотеза проекта : приобщение детей к использованию разнообразных видов деятельности поможет сформировать интерес к культуре русского народа и культуре народов ханты и манси.

Цель проекта - сформировать у дошкольников эмоционально – положительное и толерантное отношение к культурному наследию своего региона.

Задачи проекта

1. Формировать чувство гордости за свою национальную культуру.

2. Прививать детям любовь к родному дому, семье, малой родине – ханты – мансийскому краю, большой Родине – России.

3. Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, приобщить их к традициям и особенностям художественного творчества.

4. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.

5. Привлечение внимания родителей к проблеме сохранения национальной культуры и ее традиций.

Данный проект находит отражение в разработанной мною рабочей программе перспективного планирования с учетом региональной модели (страница 97 – 101, рабочая программа).[8]

Проект составлен с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста и функционирования дошкольного образовательного учреждения, расположенного в северном регионе.

Новизной проекта является системный подход к вовлечению детей в разные виды деятельности, объединенные моделью регионального компонента рабочей программы. Также, проект предполагает реализацию педагогической деятельности с использованием инновационных технологий: информационно – коммуникативные (позволяют более красочно представить методический и наглядный материал); интеграционные (объединение нескольких видов деятельности для более успешного усвоения материала); здоровьесберегающие (позволяют сохранить и укрепить здоровье в процессе увлекательных дел).

Объектом проекта является обогащение представлений о культуре своего региона, формирование культурно–ценностных ориентиров, воспитание личностно–позитивного отношения к своей культуре и культуре других народов.

Предмет проектаразнообразные виды деятельности :

НОД;

самостоятельная деятельность детей в центрах развития;

познавательная, экспериментальная и исследовательская деятельность детей;

экскурсии, походы в лес;

творческая деятельность детей;

знакомство с художественной литературой и фольклором, с народными подвижными играми и хороводами.

Содержание проекта

1. Организация образовательной работы с детьми предполагает решение следующих задач:

формировать интерес к истории культуры русского народа и народов ханты и манси, через получение знаний о прошлом народа;

систематизировать знания о быте и промыслах русского народа и народов ханты и манси;

знакомить с устным народным творчеством русского народа и народов ханты и манси;

прививать основы экологического самосознания;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям других национальностей.

2. Организация образовательной работы с родителями воспитанников предполагает решение следующих задач:

повышать уровень компетентности родителей в вопросах приобщения детей к национальной культуре своего региона;

привлекать к проведению и участию в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, развлечениях, праздниках.

Организация деятельности по приобщению детей к национальной культуре своего региона строится через подходы:

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности: организация образовательно-игровых и познавательных ситуаций, исследовательская работа с детьми, творческая, музыкальная, театрализованная деятельность;

интеграция видов искусства и фольклора;

привлечение родителей через консультации, беседы, родительские собрания.

Методы и приемы, используемые при реализации проекта :

1. Детские проекты : «Мой край родной», «Моя семья», «Кто нас воспитывает», «Маленькие помощники».

2. Экспериментирование.

3. Моделирование.

4. Игры: настольно–печатные, игры с правилами, подвижные.

Формы взаимодействия с детьми:

1. Организационная деятельность с детьми: ознакомление с предметным и природным миром, с устным народным творчеством, с декоративно – прикладным искусством, с народной музыкой, с национальной одеждой, с народными играми и хороводами.

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Информация о реализации проекта будет распространяться через: выступления на педагогических советах; приглашения коллег и родителей на тематические мероприятия; информационные листки для родителей, расположенных в приемной; проведение экологических акций; публикации в социальных сетях «Интернет».

Принципы реализации проекта :

1. Принцип доступности учитывает переход:

от легкого к более трудному;

от известного к неизвестному;

от близкого к далекому;

скорость переключения с одного вида деятельности на другой;

уровень интеллектуального развития каждого ребенка;

уровень развития потенциала каждого ребенка.

2. Принцип природосообразности учитывает:

организацию педагогического процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, мотивированного к потребности детей в здоровом образе жизни;

соответствие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

3. Принцип формирования ориентирован:

на рациональное сочетание разных видов деятельности;

на баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

на развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

4. Принцип наглядности учитывает рациональное сочетание слова и наглядности:

применение наглядных средств - иллюстрации, наглядные пособия, схемы и модели, план ориентирования в помещении и на улице, технических средств обучения, ИКТ;

использование метода создания проблемной ситуации или трудности.

5. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

6. Принцип интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

7. Принцип преемственности направлен на приобщение детей к ценностям культуры и национальным традициям, формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности. Самостоятельности, произвольности.

8. Принцип учета региональных условий в сохранении и развитии традиций национальной культуры.

Приоритетные направления работы с детьми в ходе реализации проекта :

использование фольклора, чтение художественной литературы;

знакомство с традициями и обрядовыми праздниками;

создание атмосферы национального быта;

знакомство с народным искусством русского народа – вышивкой, ханты – мансийского народа – бисероплетением;

знакомство с народными играми, хороводами.

Ресурсы, которые используются в процессе реализации проекта : Информационные:

- средства массовой информации города (газеты, телевидение, сеть «Интернет»).

Методические:

перспективный план;

конспекты НОД;

конспекты мероприятий;

анкеты для родителей;

презентации о городе, о природе родного края, о занятиях людей;

иллюстрации с видами города, природы

символика города, округа.

Материально – технические:

методическая литература;

наглядные пособия;

дидактические игры;

интерактивная доска;

магнитофон;

музыкальные инструменты;

Партнеры

- Педагоги детского сада.

- Родители.

- Сотрудники музея, библиотеки, инструктор МАУ ДОД Центра «Патриот», тренер СДЮШОР им. А. Ф. Орловского.

Целевая аудитория:

Работа по внедрению проекта предполагает участие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) – 30 человек, сотрудников образовательной организации, родителей воспитанников. Выбор детей старшего дошкольного возраста в данной работе обусловлен расширением их возможностей, существенным изменением в мотивационном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, развитии нравственной, умственной и физической сфер личности.

Период старшего дошкольного возраста являетсяболее оптимальным (сензитивным) в формировании этнокультурной компетентности, поскольку на этом этапе развивается произвольность психических процессов, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Соприкосновение с народным искусством, традициями обогащает ребенка духовно, развивает интерес к своему народу, к его истории икультуре, воспитывает гордость за свою страну.

Этапы реализации проекта

I. Организационный

Создание самобытной обстановки в ДОУ:

оформление «Русской избы»;

макета «Хантыйское стойбище»;

приобретение стеклянных стеллажей для размещения предметов быта и домашней утвари русского народа и народов ханты и манси.

В группе:

в центре творчества – уголок народно–прикладного искусства русского,народов ханты и манси (альбомы с иллюстрациями образцов росписей, образцы народно– прикладного искусства: расписные деревянные ложки, матрешки, изделия из бересты и межа);

в центре познания – уголок «Мой край родной», «Моя Россия, моя страна» (альбомы, книги с фотографиями о городе, округе, о стране, открытки с видами городов нашей страны, символика города, округа, страны,

в центре науки - альбомы, плакаты с изображением природы нашего края (животных, рабах, птицах, растительности);

в центре книги и развития речи - книги с русскими народными сказками и сказками народов ханты и манси, схемы по составлению рассказов.

Разработка картотеки народных подвижных игр.

II. Практический (основной).

На этом этапе осуществляется образовательная работа с детьми в разных видах деятельности:

в НОД тематического, творческого, исследовательского характера;

во время прогулок, экскурсий и походов;

в НОД специалистов ДОУ (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, руководителя по изобразительной деятельности);

в беседах, в ознакомлении с художественной литературой.

Организуются совместные мероприятия с родителями детей, с социальными партнерами (сотрудникамиМАУ ДОД Центра «Патриот», детской городской библиотекой, ДК «Планета»)

Методическое сопровождение проекта :

перспективное планирование по ознакомлению детей с культурой региона;

цикл игр - занятий по ознакомлению детей с бытом, культурой, традициями русского народа и народов ханты и манси;

цикл игр - занятий по знакомству детей с устным народным творчеством русского,ханты и манси народов;

картотека тематических прогулок;

цикл бесед об особенностях традиций и роде занятий народов нашего региона;

конспекты развлечений «Я живу в Югре», «Посиделки у бабушки Агаши»;

театрализованные постановки по русским народным сказкам и сказкам бабушки Аннэ;

картотека народных подвижных игр и хороводов.

III. Заключительный (обобщающе–результативный).

Анализ реализации проекта и достигнутых результатов отслеживается через проведение педагогической диагностики по программе «Детство», анкетирование родителей, беседы с детьми, самоанализ проделанной работы, анализ продуктивной деятельности детей. Совместное мероприятие с родителями с элементами традиционных праздников русского, ханты и манси народов.

План – график реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственный

I Этап Организационный

1 Создание развивающей среды в ДОУ: оформление «Русской избы»; макета «Хантыйское стойбище»; приобретение стеклянных стеллажей для размещения предметов быта и домашней утвари русского народа и народов ханты и манси.

Создание развивающей среды в группе:

в центре творчества – уголок народно – прикладного искусства русского и ханты мансийского народов (альбомы с иллюстрациями образцов росписей, образцы народно – прикладного искусства – расписные деревянные ложки, матрешки, изделия из бересты и межа); в центре познания – уголок «Мой край родной», «Моя Россия, моя страна» (альбомы, книги с фотографиями о городе, округе, о стране, открытки с видами городов нашей страны, символика города, округа, страны, в центре науки: альбомы, плакаты с изображением природы нашего края (животных, рабах, птицах, растительности); в центре книги и развития речи: книги с русскими народными сказками и сказками ханты мансийского народа, схемы по составлению рассказов.

Разработка картотеки народных подвижных игр Сентябрь Воспитатели, сотрудники ДОУ

2 Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации Сентябрь.

Октябрь Воспитатели

3 Разработка и определение критериев оценки результатов Октябрь Воспитатели, педагог - психолог

4 Определение направления работы с детьми с учетом их индивидуального развития Сентябрь.

Октябрь Воспитатели, педагог - психолог

5 Планирование деятельности по реализации проекта Октябрь Воспитатели

II Этап Практический (основной)

Работа с детьми

1 Беседа с целью выявления знаний у детей о культуре русского народа и народов ханты и манси на начальном этапе с рассматриванием тематических альбомов. Сентябрь Воспитатели

2 Непосредственно образовательная деятельность тематического, творческого, исследовательского характера (Знакомство с природой северного края, с достопримечательностями города и округа, с древними занятиями людей русского народа и народа ханты и манси, сравнение народных костюмов, обычаев, традиционных праздников и др.) В течение года Воспитатели

3 Проведение прогулок, экскурсий и походов: в музейный центр малочисленных народов Севера; в городской музей; в детскую библиотеку; к памятникам; к социально значимым объектам города. В течение года Воспитатели, сотрудники ДОУ, инструктор по туризма центра «Патриот», родители

4 Непосредственно образовательная деятельность со специалистами ДОУ (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре) : развлечения, праздники народного календаря, спортивно – познавательные мероприятия В течение года Воспитатели, специалисты ДОУ

5 Проведение бесед, ознакомление с художественной литературой, фольклором: чтение русских народных сказок и сказок бабушки Аннэ; загадывание загадок; разучивание народных пословиц и поговорок, прибауток, колыбельных песенок, частушек, стихотворений русских поэтов и хантыйских; театрализованные постановки по сказкам, игры – импровизации. В течение года Воспитатели

6 Знакомство с видами росписей русского народа и народа ханты и манси, техникой выполнения работы, видами орнаментов. Декабрь Воспитатели, специалисты ДОУ

7 Организация выставок детских работ (лепка, аппликация, конструирование, рисование) В течение года Воспитатели

8 Мастер – класс по бисероплетению в ЦМНС и по вышивке в группе (в рамках проекта «Моя семья») Март Воспитатели, специалисты ДОУ, специалисты ЦМНС, родители

9 Разучивание и проведение народных подвижных игр и хороводов В течение года Воспитатели

10

Открытые мероприятия: викторины, посиделки, КВН, эстафеты, туристические слеты 1 раз в квартал Воспитатели, специалисты ДОУ

Взаимодействие с родителями

1 Оформление информационного листка с целью ознакомления привлечения родителей к реализации проекта Сентябрь Воспитатели

2 Анкетирование родителей на тему «Приобщаете ли вы детей к культурному наследию?» Сентябрь Воспитатели

3 Создание фотоальбома на тему «Мой удивительный северный край»; альбома с рассказами на тему «Выдающиеся люди Нягани» Ноябрь Воспитатели, родители

4 Консультации: «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»; «Ознакомление детей с природой Севера»; «Обычаи русского народа и ханты мансийского»; Октябрь, декабрь, февраль Воспитатели

5 Организация выставок совместного с детьми творчества: рисунки, поделки из природного материала Декабрь, Март Воспитатели, родители

6 Встречи с интересными людьми нашего города Апрель Воспитатели

7 Проведение акций: «Спасти и сохранить»; «Русская береза»; «Сохраним елочку» Октябрь, Декабрь, Май Воспитатели. родители

8 Клуб выходного дня: посещение музеев, походы в лес, экскурсии по городу. 1 раз в квартал Воспитатели, сотрудники ЖОУ, родители

III Заключительный (обобщающе – результативный)

1 Мониторинг отслеживания уровня знаний детей о культуре русского народа и коренного населения региона Май Воспитатели, психолог

2 Презентация проекта на тему «Мой удивительный край» с целью ознакомления с полученными результатами итогов реализации проекта Май Воспитатели, родители

3 Туристический слет (прохождение экологической тропы, участие в познавательной викторине, проведение народных подвижных игр «Ручеек»; «Гори, гори – ясно»; «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя»)

Май Воспитатели, сотрудники ДОУ, родители, сотрудники центра «Патриот»

В результате реализации проекта предполагается получить:

1. Изменения в ценностных ориентиров:

познавательные – у детей пробуждается потребность в новых знаниях, расширяется его собственный опыт за счет того, что известно другим, перед ним открывается значимость учения;

развивающие – у детей возникает стремление самому творить то, что доступно другому, а впоследствии создать, что то новое, оригинальное, интересное;

воспитывающие – дети проникаются чувством красоты к природе родного края, сопереживания всему живому, формируется интерес к национальной культуре, уважение и терпимость к разным народам.

2. Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, в процессе освоения знаний об окружающем мире, истории у культуры родного края.

3. Отношение к явлениям общественной жизни: у детей формируется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния, интерес к событиям в стране, в родном городе.

4. Обогащение содержания предметно – развивающей среды в группе.

5. Методическое и дидактическое обеспечение сопровождаемое реализацию проекта (календарно – тематические планы; конспекты НОД, развлечений, праздничных мероприятий; памятки и рекомендации, консультации; пособия, игры и др.)

Родители воспитанников принимают активное участие в проведении мероприятий, помогают в проведении и организации экскурсий, походов. У них повышается интерес к работе ДОУ, формируются практические навыки воспитания детей.

Практическая значимость проекта :

определены показатели сформированности достижений целевых ориентиров у детей данного возраста;

обогащено содержание понятия окружающего мира и мира людей, через постепенное усложнение предоставляемого материала;

выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения детей к культурному наследию;

обогащена и пополнена предметно–развивающая среда в группе;

создана модель процесса вхождения воспитанников в мир общечеловеческих ценностей на основе национально – регионального компонента, через разнообразные виды детской деятельности и на основе их индивидуального развития.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

Распространение полученных детьми знаний и приобретенного опыта путем представления детям из других групп ДОУ, других детских садов (участие в конкурсах «Знайка», «Я – исследователь» и др., перед родителями (родительско–детские гостиные, посиделки). Мастер – класс перед коллегами с презентацией проекта в ДОУ, на ГМО. Организация в ДОУ этнокультурного центра.

Список использованной литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада/ Сост. А. В. Кенемап; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. : ил.

4. Князева О. л., Маханева М. Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб. : Детство – Пресс, 1999. – 304 с. : ил.

5. Куликова С. В. Генезис теории и практики национального образования в России / С. В. Куликова // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 17-30.

6. Кумаева М. В. Методические рекомендации по мансийскому детскому фольклору / М. В. Кумаева. – Омск: Дантэя, 2008.

7. Новый подход к содержанию и организации образования детей 5 – 6 лет в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: сборник. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 122 с.

Публикации по теме:

Неделя космонавтики в средней группе. Проект «Удивительный космос»Неделя космонавтики в средней группе. Проект «Удивительный космос» Хочу поделиться опытом проведения недели, посвященной дню космонавтики. Наш проект назывался "Удивительный космос" Целью проекта является:.

Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир»Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир» Проект для средней группы «Книги – это удивительный мир» Шепель М. В., Смирнова О. М. Возраст: средняя группа (4 - 5 лет). Вид проекта:.

Проект «Мой край Грайворонский»Проект «Мой край Грайворонский» Проект «Мой край Грайворонский» Подготовила: Матчина С. А Город Грайворон 2016. Вид проекта: Познавательно-продуктивный. Время реализации:.

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых»Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых» Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4- 5 лет «Удивительный мир насекомых» Раздел1. Информационная карта проекта 1.1.

Проект «Удивительный мир динозавров»Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Проект «Загадочный и удивительный лес»Проект «Загадочный и удивительный лес» После проведённого проекта «Красная книга Кубани», (о котором я рассказывала в предыдущей публикации) ребята еще больше увлеклись ознакомлением.

Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир»Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир» Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных –подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых.

Детский проект по здоровьесбережению «Удивительный напиток — какао»Детский проект по здоровьесбережению «Удивительный напиток — какао» Разрешите представить исследовательскую работу (в сокращении, которую выполнила моя дочь Анна на конкурс. 1. Введение Здоровье - величайшая.

Автор публикации:
Педагогический проект «Мой удивительный край»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 17:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Мой удивительный край»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Осинцева (УИ 226094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД