Светлана Александровна Осинцева
Педагогический проект «Мой удивительный край»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мой удивительный край»
Пояснительная записка
Одной из тенденций современного образовательного процесса стала этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре (культурам) в дошкольных учреждениях, на основе образовательной программы, при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и спорта.
Публикация «Педагогический проект „Мой удивительный край“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
В современном мире многие люди часто забывают свои корни, свою историю. Не многие из подрастающего поколения знают культуру наших предков. Этот пробел нужно заполнить как можно раньше. Воспитание человека культурой начинается с раннего возраста. Педагогические исследования, проводимые отечественными учеными в XXвеке, показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. и. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно–познавательную, трудовую, исследовательскую, коммуникативную, проектную деятельность. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразные виды деятельности могут сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее.
Однако, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без духовного познания своего народа, освоение национальной культуры, традиций и языка.
Этнокультурная воспитанность дошкольников – это совокупность объективных представлений, знаний и ценностей о той или иной культуре, реализующейся посредством социально приемлемых моделей поведения.
Данный проект предусматривает знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой русского и ханты – мансийского народов.
Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования;
Письмом Минобразования №89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;
Положением национальной доктрины образования РФ на период до 2025 года (в соответствии с решением коллегии Министерства образования ХМАО);
Всеобщей декларацией ЮНЕСКО о культурном разнообразии;
Уставом МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №9 «Белоснежка»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049 - 13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ";
Примернойобразовательной программой дошкольного образования «Детство» : Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
Основная часть
Проект разработан в соответствии со стратегией развития образования в регионе, которая находится в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами – это сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство.
Главной целью этнокультурного воспитания на муниципальном уровне является обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 5-7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности.
Проект долгосрочный (1 год). Ценность проекта составляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем, культурой русского и ханты-мансийского народов.
Гипотеза проекта : приобщение детей к использованию разнообразных видов деятельности поможет сформировать интерес к культуре русского народа и культуре народов ханты и манси.
Цель проекта - сформировать у дошкольников эмоционально – положительное и толерантное отношение к культурному наследию своего региона.
Задачи проекта
1. Формировать чувство гордости за свою национальную культуру.
2. Прививать детям любовь к родному дому, семье, малой родине – ханты – мансийскому краю, большой Родине – России.
3. Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, приобщить их к традициям и особенностям художественного творчества.
4. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.
5. Привлечение внимания родителей к проблеме сохранения национальной культуры и ее традиций.
Данный проект находит отражение в разработанной мною рабочей программе перспективного планирования с учетом региональной модели (страница 97 – 101, рабочая программа).[8]
Проект составлен с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста и функционирования дошкольного образовательного учреждения, расположенного в северном регионе.
Новизной проекта является системный подход к вовлечению детей в разные виды деятельности, объединенные моделью регионального компонента рабочей программы. Также, проект предполагает реализацию педагогической деятельности с использованием инновационных технологий: информационно – коммуникативные (позволяют более красочно представить методический и наглядный материал); интеграционные (объединение нескольких видов деятельности для более успешного усвоения материала); здоровьесберегающие (позволяют сохранить и укрепить здоровье в процессе увлекательных дел).
Объектом проекта является обогащение представлений о культуре своего региона, формирование культурно–ценностных ориентиров, воспитание личностно–позитивного отношения к своей культуре и культуре других народов.
Предмет проектаразнообразные виды деятельности :
НОД;
самостоятельная деятельность детей в центрах развития;
познавательная, экспериментальная и исследовательская деятельность детей;
экскурсии, походы в лес;
творческая деятельность детей;
знакомство с художественной литературой и фольклором, с народными подвижными играми и хороводами.
Содержание проекта
1. Организация образовательной работы с детьми предполагает решение следующих задач:
формировать интерес к истории культуры русского народа и народов ханты и манси, через получение знаний о прошлом народа;
систематизировать знания о быте и промыслах русского народа и народов ханты и манси;
знакомить с устным народным творчеством русского народа и народов ханты и манси;
прививать основы экологического самосознания;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям других национальностей.
2. Организация образовательной работы с родителями воспитанников предполагает решение следующих задач:
повышать уровень компетентности родителей в вопросах приобщения детей к национальной культуре своего региона;
привлекать к проведению и участию в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, развлечениях, праздниках.
Организация деятельности по приобщению детей к национальной культуре своего региона строится через подходы:
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности: организация образовательно-игровых и познавательных ситуаций, исследовательская работа с детьми, творческая, музыкальная, театрализованная деятельность;
интеграция видов искусства и фольклора;
привлечение родителей через консультации, беседы, родительские собрания.
Методы и приемы, используемые при реализации проекта :
1. Детские проекты : «Мой край родной», «Моя семья», «Кто нас воспитывает», «Маленькие помощники».
2. Экспериментирование.
3. Моделирование.
4. Игры: настольно–печатные, игры с правилами, подвижные.
Формы взаимодействия с детьми:
1. Организационная деятельность с детьми: ознакомление с предметным и природным миром, с устным народным творчеством, с декоративно – прикладным искусством, с народной музыкой, с национальной одеждой, с народными играми и хороводами.
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Информация о реализации проекта будет распространяться через: выступления на педагогических советах; приглашения коллег и родителей на тематические мероприятия; информационные листки для родителей, расположенных в приемной; проведение экологических акций; публикации в социальных сетях «Интернет».
Принципы реализации проекта :
1. Принцип доступности учитывает переход:
от легкого к более трудному;
от известного к неизвестному;
от близкого к далекому;
скорость переключения с одного вида деятельности на другой;
уровень интеллектуального развития каждого ребенка;
уровень развития потенциала каждого ребенка.
2. Принцип природосообразности учитывает:
организацию педагогического процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, мотивированного к потребности детей в здоровом образе жизни;
соответствие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
3. Принцип формирования ориентирован:
на рациональное сочетание разных видов деятельности;
на баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
на развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
4. Принцип наглядности учитывает рациональное сочетание слова и наглядности:
применение наглядных средств - иллюстрации, наглядные пособия, схемы и модели, план ориентирования в помещении и на улице, технических средств обучения, ИКТ;
использование метода создания проблемной ситуации или трудности.
5. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
6. Принцип интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
7. Принцип преемственности направлен на приобщение детей к ценностям культуры и национальным традициям, формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности. Самостоятельности, произвольности.
8. Принцип учета региональных условий в сохранении и развитии традиций национальной культуры.
Приоритетные направления работы с детьми в ходе реализации проекта :
использование фольклора, чтение художественной литературы;
знакомство с традициями и обрядовыми праздниками;
создание атмосферы национального быта;
знакомство с народным искусством русского народа – вышивкой, ханты – мансийского народа – бисероплетением;
знакомство с народными играми, хороводами.
Ресурсы, которые используются в процессе реализации проекта : Информационные:
- средства массовой информации города (газеты, телевидение, сеть «Интернет»).
Методические:
перспективный план;
конспекты НОД;
конспекты мероприятий;
анкеты для родителей;
презентации о городе, о природе родного края, о занятиях людей;
иллюстрации с видами города, природы
символика города, округа.
Материально – технические:
методическая литература;
наглядные пособия;
дидактические игры;
интерактивная доска;
магнитофон;
музыкальные инструменты;
Партнеры
- Педагоги детского сада.
- Родители.
- Сотрудники музея, библиотеки, инструктор МАУ ДОД Центра «Патриот», тренер СДЮШОР им. А. Ф. Орловского.
Целевая аудитория:
Работа по внедрению проекта предполагает участие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) – 30 человек, сотрудников образовательной организации, родителей воспитанников. Выбор детей старшего дошкольного возраста в данной работе обусловлен расширением их возможностей, существенным изменением в мотивационном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, развитии нравственной, умственной и физической сфер личности.
Период старшего дошкольного возраста являетсяболее оптимальным (сензитивным) в формировании этнокультурной компетентности, поскольку на этом этапе развивается произвольность психических процессов, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
Соприкосновение с народным искусством, традициями обогащает ребенка духовно, развивает интерес к своему народу, к его истории икультуре, воспитывает гордость за свою страну.
Этапы реализации проекта
I. Организационный
Создание самобытной обстановки в ДОУ:
оформление «Русской избы»;
макета «Хантыйское стойбище»;
приобретение стеклянных стеллажей для размещения предметов быта и домашней утвари русского народа и народов ханты и манси.
В группе:
в центре творчества – уголок народно–прикладного искусства русского,народов ханты и манси (альбомы с иллюстрациями образцов росписей, образцы народно– прикладного искусства: расписные деревянные ложки, матрешки, изделия из бересты и межа);
в центре познания – уголок «Мой край родной», «Моя Россия, моя страна» (альбомы, книги с фотографиями о городе, округе, о стране, открытки с видами городов нашей страны, символика города, округа, страны,
в центре науки - альбомы, плакаты с изображением природы нашего края (животных, рабах, птицах, растительности);
в центре книги и развития речи - книги с русскими народными сказками и сказками народов ханты и манси, схемы по составлению рассказов.
Разработка картотеки народных подвижных игр.
II. Практический (основной).
На этом этапе осуществляется образовательная работа с детьми в разных видах деятельности:
в НОД тематического, творческого, исследовательского характера;
во время прогулок, экскурсий и походов;
в НОД специалистов ДОУ (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, руководителя по изобразительной деятельности);
в беседах, в ознакомлении с художественной литературой.
Организуются совместные мероприятия с родителями детей, с социальными партнерами (сотрудникамиМАУ ДОД Центра «Патриот», детской городской библиотекой, ДК «Планета»)
Методическое сопровождение проекта :
перспективное планирование по ознакомлению детей с культурой региона;
цикл игр - занятий по ознакомлению детей с бытом, культурой, традициями русского народа и народов ханты и манси;
цикл игр - занятий по знакомству детей с устным народным творчеством русского,ханты и манси народов;
картотека тематических прогулок;
цикл бесед об особенностях традиций и роде занятий народов нашего региона;
конспекты развлечений «Я живу в Югре», «Посиделки у бабушки Агаши»;
театрализованные постановки по русским народным сказкам и сказкам бабушки Аннэ;
картотека народных подвижных игр и хороводов.
III. Заключительный (обобщающе–результативный).
Анализ реализации проекта и достигнутых результатов отслеживается через проведение педагогической диагностики по программе «Детство», анкетирование родителей, беседы с детьми, самоанализ проделанной работы, анализ продуктивной деятельности детей. Совместное мероприятие с родителями с элементами традиционных праздников русского, ханты и манси народов.
План – график реализации проекта
№ п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственный
I Этап Организационный
1 Создание развивающей среды в ДОУ: оформление «Русской избы»; макета «Хантыйское стойбище»; приобретение стеклянных стеллажей для размещения предметов быта и домашней утвари русского народа и народов ханты и манси.
Создание развивающей среды в группе:
в центре творчества – уголок народно – прикладного искусства русского и ханты мансийского народов (альбомы с иллюстрациями образцов росписей, образцы народно – прикладного искусства – расписные деревянные ложки, матрешки, изделия из бересты и межа); в центре познания – уголок «Мой край родной», «Моя Россия, моя страна» (альбомы, книги с фотографиями о городе, округе, о стране, открытки с видами городов нашей страны, символика города, округа, страны, в центре науки: альбомы, плакаты с изображением природы нашего края (животных, рабах, птицах, растительности); в центре книги и развития речи: книги с русскими народными сказками и сказками ханты мансийского народа, схемы по составлению рассказов.
Разработка картотеки народных подвижных игр Сентябрь Воспитатели, сотрудники ДОУ
2 Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации Сентябрь.
Октябрь Воспитатели
3 Разработка и определение критериев оценки результатов Октябрь Воспитатели, педагог - психолог
4 Определение направления работы с детьми с учетом их индивидуального развития Сентябрь.
Октябрь Воспитатели, педагог - психолог
5 Планирование деятельности по реализации проекта Октябрь Воспитатели
II Этап Практический (основной)
Работа с детьми
1 Беседа с целью выявления знаний у детей о культуре русского народа и народов ханты и манси на начальном этапе с рассматриванием тематических альбомов. Сентябрь Воспитатели
2 Непосредственно образовательная деятельность тематического, творческого, исследовательского характера (Знакомство с природой северного края, с достопримечательностями города и округа, с древними занятиями людей русского народа и народа ханты и манси, сравнение народных костюмов, обычаев, традиционных праздников и др.) В течение года Воспитатели
3 Проведение прогулок, экскурсий и походов: в музейный центр малочисленных народов Севера; в городской музей; в детскую библиотеку; к памятникам; к социально значимым объектам города. В течение года Воспитатели, сотрудники ДОУ, инструктор по туризма центра «Патриот», родители
4 Непосредственно образовательная деятельность со специалистами ДОУ (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре) : развлечения, праздники народного календаря, спортивно – познавательные мероприятия В течение года Воспитатели, специалисты ДОУ
5 Проведение бесед, ознакомление с художественной литературой, фольклором: чтение русских народных сказок и сказок бабушки Аннэ; загадывание загадок; разучивание народных пословиц и поговорок, прибауток, колыбельных песенок, частушек, стихотворений русских поэтов и хантыйских; театрализованные постановки по сказкам, игры – импровизации. В течение года Воспитатели
6 Знакомство с видами росписей русского народа и народа ханты и манси, техникой выполнения работы, видами орнаментов. Декабрь Воспитатели, специалисты ДОУ
7 Организация выставок детских работ (лепка, аппликация, конструирование, рисование) В течение года Воспитатели
8 Мастер – класс по бисероплетению в ЦМНС и по вышивке в группе (в рамках проекта «Моя семья») Март Воспитатели, специалисты ДОУ, специалисты ЦМНС, родители
9 Разучивание и проведение народных подвижных игр и хороводов В течение года Воспитатели
10
Открытые мероприятия: викторины, посиделки, КВН, эстафеты, туристические слеты 1 раз в квартал Воспитатели, специалисты ДОУ
Взаимодействие с родителями
1 Оформление информационного листка с целью ознакомления привлечения родителей к реализации проекта Сентябрь Воспитатели
2 Анкетирование родителей на тему «Приобщаете ли вы детей к культурному наследию?» Сентябрь Воспитатели
3 Создание фотоальбома на тему «Мой удивительный северный край»; альбома с рассказами на тему «Выдающиеся люди Нягани» Ноябрь Воспитатели, родители
4 Консультации: «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»; «Ознакомление детей с природой Севера»; «Обычаи русского народа и ханты мансийского»; Октябрь, декабрь, февраль Воспитатели
5 Организация выставок совместного с детьми творчества: рисунки, поделки из природного материала Декабрь, Март Воспитатели, родители
6 Встречи с интересными людьми нашего города Апрель Воспитатели
7 Проведение акций: «Спасти и сохранить»; «Русская береза»; «Сохраним елочку» Октябрь, Декабрь, Май Воспитатели. родители
8 Клуб выходного дня: посещение музеев, походы в лес, экскурсии по городу. 1 раз в квартал Воспитатели, сотрудники ЖОУ, родители
III Заключительный (обобщающе – результативный)
1 Мониторинг отслеживания уровня знаний детей о культуре русского народа и коренного населения региона Май Воспитатели, психолог
2 Презентация проекта на тему «Мой удивительный край» с целью ознакомления с полученными результатами итогов реализации проекта Май Воспитатели, родители
3 Туристический слет (прохождение экологической тропы, участие в познавательной викторине, проведение народных подвижных игр «Ручеек»; «Гори, гори – ясно»; «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя»)
Май Воспитатели, сотрудники ДОУ, родители, сотрудники центра «Патриот»
В результате реализации проекта предполагается получить:
1. Изменения в ценностных ориентиров:
познавательные – у детей пробуждается потребность в новых знаниях, расширяется его собственный опыт за счет того, что известно другим, перед ним открывается значимость учения;
развивающие – у детей возникает стремление самому творить то, что доступно другому, а впоследствии создать, что то новое, оригинальное, интересное;
воспитывающие – дети проникаются чувством красоты к природе родного края, сопереживания всему живому, формируется интерес к национальной культуре, уважение и терпимость к разным народам.
2. Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, в процессе освоения знаний об окружающем мире, истории у культуры родного края.
3. Отношение к явлениям общественной жизни: у детей формируется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния, интерес к событиям в стране, в родном городе.
4. Обогащение содержания предметно – развивающей среды в группе.
5. Методическое и дидактическое обеспечение сопровождаемое реализацию проекта (календарно – тематические планы; конспекты НОД, развлечений, праздничных мероприятий; памятки и рекомендации, консультации; пособия, игры и др.)
Родители воспитанников принимают активное участие в проведении мероприятий, помогают в проведении и организации экскурсий, походов. У них повышается интерес к работе ДОУ, формируются практические навыки воспитания детей.
Практическая значимость проекта :
определены показатели сформированности достижений целевых ориентиров у детей данного возраста;
обогащено содержание понятия окружающего мира и мира людей, через постепенное усложнение предоставляемого материала;
выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения детей к культурному наследию;
обогащена и пополнена предметно–развивающая среда в группе;
создана модель процесса вхождения воспитанников в мир общечеловеческих ценностей на основе национально – регионального компонента, через разнообразные виды детской деятельности и на основе их индивидуального развития.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Распространение полученных детьми знаний и приобретенного опыта путем представления детям из других групп ДОУ, других детских садов (участие в конкурсах «Знайка», «Я – исследователь» и др., перед родителями (родительско–детские гостиные, посиделки). Мастер – класс перед коллегами с презентацией проекта в ДОУ, на ГМО. Организация в ДОУ этнокультурного центра.
Список использованной литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
3. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада/ Сост. А. В. Кенемап; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. : ил.
4. Князева О. л., Маханева М. Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб. : Детство – Пресс, 1999. – 304 с. : ил.
5. Куликова С. В. Генезис теории и практики национального образования в России / С. В. Куликова // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 17-30.
6. Кумаева М. В. Методические рекомендации по мансийскому детскому фольклору / М. В. Кумаева. – Омск: Дантэя, 2008.
7. Новый подход к содержанию и организации образования детей 5 – 6 лет в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: сборник. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 122 с.