Светлана Резаева
Педагогический проект «Мой безопасный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : проект по безопасности в средней группе «Мой безопасный мир» в работе с детьми младшего возраста.
Автор проекта : Резаева С. А.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
База исследования проекта : средняя группа №4.
Сроки реализации проекта : сентябрь – май
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Публикация «Педагогический проект „Мой безопасный мир“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : познавательно-игровой
Проблема: с первых лет жизни любознательность детей, их активность в вопросах познания окружающего мира порой становятся весьма небезопасными для них, так как, в силу своего возраста, дети - дошкольники не знают, как вести себя в той или иной ситуации, какие могут быть последствия для их здоровья и жизни.
Актуальность проекта : проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности.
По данным ВОЗ, ежедневно во всем мире гибнет около 2300 детей по причине неумышленной травмы или несчастного случая.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, здорового образа жизни, прочные основы опыта жизнедеятельности,.
Работая в детском саду, мы замечаем, что дети стали менее самостоятельными, часто безынициативными, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
В целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения. Ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Исходя из этого, мы решили приступить к работе над проектом "Мой безопасный мир".
Здоровье –главная ценность в жизни каждого ребенка. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным и крепким.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на то, что самая главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Знания основ безопасности жизнедеятельности формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Новизна проекта : Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по воспитанию безопасности ребенка, через реализацию проектной деятельности.
Новизна проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
Гипотеза проекта : мы предполагаем, что при систематической работе над данной темой с использованием проектного метода, произойдет последовательное формирование у детей элементарных представлений о правилах безопасности, повысится уровень мотивации непосредственно к образовательной деятельности.
Цель проекта : создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения
Задачи проекта :
Образовательные.
Формирование у детей основных представлений об основах безопасности; Формирование правила поведения в быту, в ДОУ, в общественных местах, в транспорте, на дороге, на природе, при общении с незнакомыми людьми; Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
Цель: формировать навыки безопасного поведения детей.
Развивающие.
Расширение представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми, на дороге, на природе; Выработка у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности; Стимулирование у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
Цель: развивать понимание взаимосвязей безопасного поведения и места человека в них.
Воспитательные.
Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; Привлечение внимания родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Цель: формировать навыки безопасного поведения детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
Познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
Речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Принципы проекта :
1. Доступности: учет возрастных особенностей детей адаптированность материала;
2. Систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
3. Наглядности и занимательности: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза;
4. Динамичности: интеграция проекта в разные виды деятельности;
5. Дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Формы работы:
- Работа с детьми: беседы, викторины, чтение художественной литературы, дидактические игры, развлечение, выставка рисунков, презентация, проигрывание проблемных ситуаций;
- Работа с родителями: анкетирование, консультации, памятки.
Этапы проекта :
Подготовительный этап: определить цель и задачи, определить направления работы. Создать картотеку художественной литературы по безопасности, создание стенда безопасности, подбор материала к нему. Анкетирование родителей «Основы безопасности».
Основной этап: реализация проекта.
Заключительный этап: анализ проведенной работы, подведение итогов, анкетирование родителей «Итоги работы по безопасности», фотоотчет.
Ожидаемые результаты:
дети - знают и применяют на практике определенные правила безопасного поведения; различают опасные и безопасные предметы; знают способы охраны здоровья;
родители - проводят с детьми беседы; подготавливают материал для обучения детей, принимают участие в жизни группы;
воспитатели - разрабатывают конспекты занятий по теме проекта; пополняют развивающую среду группы по данной теме; делятся опытом работы с коллегами.
Поэтапный план реализации проекта :
I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь) «Дети дома, дети в детском саду, дети в общественном месте»
Беседа с детьми: «Электроприборы и их опасность»;
Беседа с детьми: «Газовая плита и ее опасность»;
Беседа с детьми: «Острые предметы дома»;
Беседа с детьми: «Правила поведения в общественном месте»;
Беседа с детьми: «Толпа. В чем опасность»;
Беседа с детьми: «Когда я в детском саду»;
Чтение художественной литературы;
Создание наглядных пособий «Безопасность дома»; наглядные правила поведения в детском саду;
Работа с родителями: Консультация для родителей: «Безопасность в быту».
II этап – основной (ноябрь - апрель) :
Ноябрь – декабрь «Огонь»
Беседа с детьми: «Почему возникает пожар»;
Беседа с детьми «Пожарным быть почетно, но опасно»;
Беседа с детьми: «Что делать, если вдруг пожар?»;
Беседа с детьми «специальный транспорт»;
Презентация для детей «Огонь друг или враг».
Разыгрывание проблемных ситуаций «Спасаем куклу от пожара»; «Пожарная тревога. Что делать»; и др.
Проведение творческой игры: «Мы - пожарные».
Экскурсия по детскому саду (показать пожарные выходы из группы, из музыкального зала, показать план эвакуации, показать, где находятся огнетушители, рассказать как ими пользоваться);
Создать наглядные правила для детей «Пожарная безопасность»;
Создать макет пожарного стенда;
Выставить машины пожарной, скорой помощи и полиции;
«Пожарная безопасность. Что такое хорошо и что такое плохо»;
Создание карточек для детей «Все для пожаротушения»; Дидактические игры с ними «Назови предмет», «Для чего нужен этот предмет». Карточки для детей «Костюм пожарного»;
Чтение художественной литературы: Баданов М. Костер; Барто А. Гроза; Бороздин В. Поехали!; Волынский Т. Кошкин дом; Гардернес Э. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке; Дмитриев Т. Тетя Варя -электросварщица; Жигулин А. Пожары;
Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым; Ильин Е. Солнечный факел; Иоселиани О. Пожарная команда; Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный; Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня (отрывок). Пожар. Рассказ о неизвестном герое; Михалков С. Дядя Степа; Новичихин Е. Ноль — один. Спички; Оленев К. Красная машина; Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял; Распутин В. Костер; Смирнов О. Степной пожар; Сухомлинский В. Воробышек и огонь; Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки; Фетисов Т. Куда спешат красные машины; Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела; Хоринская Е. Спичка-невеличка;
Работа с родителями:
Родительское собрание: «Безопасность наших детей»;
Консультация для родителей: «С огнем не шути».
Январь – февраль «Я, дорога и транспорт»
Презентация для детей «Дороги для машин и пешеходов»;
Беседа для детей: «Светофор и зебра. Для чего они»;
Беседа с детьми «Правила дорожного движения»;
Беседа с детьми: «Я в транспорте»;
Беседа с детьми: «Профессия полицейского»;
Беседа с детьми: «Если ко мне подошел незнакомый»;
Использование настольно-печатных и дидактических игр: «Красный, жёлтый, зелёный»;
Чтение художественной литературы: Головко «Дорожные знаки»; Дмоховский А. «Чудесный островок»; Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; Кожевников В. «Светофор»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»; Маршак С. «Светофор»; Мигунова Н. А. «Светофор»; Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»; Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой», Пляцковский И. «Светофор»; Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»; Северный А. «Светофор»; Серяков И. «Законы улиц и дорог»; Бедарев О. «Если бы …»; Берестов В. «Про машины»; Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»; Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»; Дорохов А, «Пассажир»; Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»; Носов Н. «Автомобиль»; Огнецвет Э. «Кто начинает день»; Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…» ; Семернин В. «Запрещается – разрешается»; Юрмин Г. «Любопытный мышонок»; Гангов А. «Кто храбрей?»; Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Кончаловская Н. «Самокат»; Лешкевич И. «Гололёд»; Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»; Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»; Шорыгина Т. «Волшебный мяч»; Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…». В. Ардов «Огнехвостик»;
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Родители на дороге – пример для детей»;
Памятка для родителей: «Правила перевозки детей в автомобиле»;
Март - апрель «На природе Беседа с детьми»
Беседа с детьми «Растения лекарственные и ядовитые»;
Беседа с детьми: «Безопасность на водоеме»;
Беседа с детьми: «Ягоды съедобные и опасные»;
Беседа с детьми: «Грибы»;
Развлечение с детьми: «Поход»;
Выставка рисунков: «Запрещающие знаки» (Запрещено в природе);
Создание наглядных правил поведения в природе;
Создание карточек: «необходимо взять в поход»;
Чтение художественной литературы: «Хитрые ласки» (Г. Шалаева); «Что нельзя купить?» (В. Орлова); «Наша планета» (Я. Аким);«Сережа» (Р. Сеф); Сказка «На лесной тропинке» (Т. Шорыгина); «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина); «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева); «Наказание за незнание» (М. Фисенко); «Ландыш» (Е. Серова); «Осколок стекла» (Т. Шорыгина); «Пожар в лесу» (М. Фисенко); Волшебные вороны» (Т. Шорыгина); «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова); «Зима» (М. Фисенко); «Гроза» (А. Барто); «Гроза» (В. Лифшиц); Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина); «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»(Д. Орлова); «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова); «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова); «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко; «Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов).
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Отдых на природе с детьми»
III этап – заключительный (май) “Моя безопасность” :
Занятие «Правила безопасности» (итоговое);
Работа с родителями:
Анкетирование родителей об итогах работы по безопасности;
Подведение итогов;
Фотоотчет.
Вывод:
Проект предназначен для детей (4-5 лет) и рассчитан на один учебный год. Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по правилам безопасности, повысилась значимость воспитаниябезопасного поведения детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых.
Проект способствовал формированию знаний и применения на практике определенных правил безопасного поведения детей; дети знают и применяют на практике различают опасные и безопасные предметы; знают способы охраны здоровья.
Во время реализации данного проекта родители принимали активное участие, проводили с детьми беседы; подготавливали материал для обучения детей, принимали участие в жизни группы.
Мной были разработаны конспекты занятий по теме проекта; пополнена развивающая среда группы по данной теме.
Список литературы:
1. Белая К. Ю. : Формирование основ безопасности у дошкольников; Москва - Синтез, 2015.
2. Гарнышева Т. : Как научить детей ПДД?; Детство - Пресс, 2013.
3. Полынова В. К., Подопригорова С. П., Дмитренко З. С. : Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста; Детство - Пресс, 2020.
4. Саулина Т. Ф. : Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3 - 7 лет. ФГОС., Мозаика - Синтез, 2014.
5. Шорыгина Т. А. : Беседы о правилах пожарной безопасности;- М., 2009.
6. Интернет - материалы.