Марина Райм
Педагогический проект «Книжный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 430 Сказка.
Проект «Книжный мир»
Райм Марина Ивановна,
учитель - логопед
Новосибирск
2023 - 2024 учебный год
Проект: «Книжный мир»
Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный.
Участники:
• дети подготовительной логопедической группы «Алёнушка»
• родители воспитанников
• воспитатели
• узкие специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель; хореограф.
Аннотация проекта:
Публикация «Педагогический проект „Книжный мир“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе и способствовать этим развитию речи детей. Проект предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме.
Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес и послужит справочным материалом для других ДОУ, педагогов, родителей.
Актуальность проекта:
О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Разнообразные жанры литературных и фольклорных произведений позволяют работать над всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической).
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. В поэтических образах художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.
Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Но на сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Происходит разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными. Большинство родителей не только не видят значения чтения в обучении и воспитании детей, но и сами не читают. Они предпочитают вместе со своими детьми смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Что и показывает анкетирование родителей и детей нашей группы. Анкетирование проводилось в сентябре 2023 года.
60 % родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. Только 40 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг.
- всего 11% родителей каждый день читают книги своему ребенку,
- 21% - 2 – 3 раза в неделю, остальные имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из–за нехватки времени, сложного ритма жизни)
- у 42% опрошенных, дома собрана небольшая детская библиотека
- 8 % посещают и записаны с детьми дошкольниками в библиотеку
- 60 % родителей очень редко покупают детям книги, если покупают то модные журналы, кроссворды,
- 23% родителей - 1 раз в месяц стабильно приобретают детям книги (основной подарок для ребенка, как считают родители, игрушка, сладости)
Беседа – опрос дошкольников на тему: «Моя любимая книга» и диагностика по разделу «Ребенок и книга» выявила следующее:
- 60% старших дошкольников назвали любимым жанром сказку, 16% - рассказ, 4% - стихи, 20% затруднились с ответом;
- 8%детей знают, что такое библиотека и посещают ее с родителями;
- у 38% детей есть любимая книга.
- 52% опрошенных смогли назвать 1 – 2 любимых сказки;
- 45% детей смогли назвать 1 -2 детских писателей (в основном это,К. Чуковский, А. Барто, А. Пушкин, остальные затруднились с ответом;
- у 47% детей привит интерес к слушанию книг.
- 32% бережно относятся к книге.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
По словам В. А. Сухомлинского «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Цель:
Способствовать развитию речи детей путём приобщения детей и родителей к чтению художественной литературы.
Задачи:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
5. Развивать связную речь детей.
6. Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.
7. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Ресурсы:
• Детская художественная литература.
• Детская познавательная литература.
• Сценарии литературных праздников, викторин.
• Портреты писателей.
• Иллюстрации к произведениям.
• Фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений.
• Видеотека: Видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей.
• Книжный уголок в группе.
Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к художественной литературе.
• Разработка системы работы с книгой.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
• Возрождение домашнего чтения.
• Позитивные изменения в речи детей.
• Обобщение и распространение семейного опыта
• Проявление уважительного и бережного отношения к книгам, как результату труда многих людей.
Работа над проектом распланирована в 3 этапа.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
Сроки 1.09.23г -1.10.23г
Задачи
1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.
2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
3. Подобрать методическое обеспечение проекта
4. Разработать перспективный план «Книги», конспекты занятий, экскурсии в библиотеку, подготовить родительское собрание.
Содержание
1. Составление плана реализации проекта.
2. Подбор литературы, для реализации проекта.
3. Подбор информации для оформления родительского уголка
4. Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.
5. Провели анкетирование
родителей «Место книги в вашей семье» и
детей «Ребёнок и книга».
6. На родительском собрании запуск проекта «Книжный мир».
7. Оформление уголка чтения в группе в соответствии с требованиями.
Ответственные
Воспитатели, учитель-логопед
Основной этап:
Содержание:
1. Откуда пришла книга? - познавательный модуль.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения первой книги.
2. Рассказать о ее создателе, первопечатниках; донести в доступной форме до сознания детей общие для всех народов и стран ценности;
3. Развивать кругозор и представления о прошлом и настоящем в мире;
Содержание
-Беседа о значении книг в жизни человека, о книгах, которые есть дома;
- Загадка о книге;
- Рассказ воспитателя об истории
появления письменности;
- Рассматривание иллюстраций;
- Рассказ детей о первопечатниках, рассматривание портретов.
-Презентация ребенка как делают книгу, после экскурсии в типографию.
Сроки 1.10.23-5.10.23
Ответственные:
Воспитатели, учитель-логопед.
2. Экскурсия в Библиотеку Островского.
Задачи:
1. Расширить знания детей о профессиях людей;
2. Развивать любознательность
3. Воспитывать интерес и уважение к труду, к людям разных профессий
4. Воспитывать интерес к книге.
Содержание:
-рассказ работника библиотеки о работе в библиотеке;
-д/и «Что кому?», «Что сначала,что потом», «Угадай героя сказки»
- в группе чтение произведений: В. Калинкин «Первая книжка», Б. Заходер «Переплетчица»,
- сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница»
Сроки:
6.10.23-12.10.23
Ответственные:
Воспитатели, работники библиотеки.
3. Любимые авторы.
Задачи:
1. Познакомить детей с авторами детских стихов и сказок.
2. Расширить знания детей о жанрах литературы (поэзия, проза, фольклор и др)
3. Развивать любознательность4. Развивать монологическую речь.
5. Воспитывать любовь к книге
6. Обогатить знания детей;
7. Обсудить разнообразие героев сказок;
8. Познакомить детей с понятиями вымысел, фантастичность.
Содержание:
- Дети приносят в группу свои любимые книги, рассматривают их, делятся впечатлениями о своей книге.
-Воспитатели рассказывают о жанрах литературы.
-Совместная деятельность, в ходе которой дети пытаются определить, к какому жанру относится его любимая книга.
- Аудиозаписи, видеоклипы на разные произведения.
-Портреты писателей
Сроки:
13.10.23-19.10.23
Ответственные:
Воспитатели, учитель – логопед
4. Сказка - вид повествовательного, прозаического фольклора. Жанровые разновидности сказок.
Задачи:
1. Дать детям представление о жанровой разновидности сказок: о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, детские сказки, небылицы.
2. Развивать творческие способности в инсценировках и драматизациях
3. Формирование лексико-грамматических категорий.
4. Развитие связной речи детей
Содержание:
- рассказ воспитателя;
- книги сказок различного жанра, в том числе, которые принесли сами дети.
-чтение дома сказки на выбор с родителями.
-изготовление героев сказки для театра на фланелеграфе
- разыгрывание сказки
на фланелеграфе и с помощью пальчиковых кукол в группе.
-совместное сочинение сказки, используя методическое пособие "Разноцветные сказки" Нищевой.
Сроки:
20.10.23-26.10.23
Ответственные:
Воспитатели, Учитель- логопед.
5. Знакомство со сказками народов мира:
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со сказками;
2. Формировать лексико- грамматические категории
3. Развивать связную речь детей
4. воспитывать любознательность
5. Воспитывать интерес к сказкам
6. Воспитывать толерантность и основу культуры
Содержание:
чтение сказок в группе и дома
-поиск информации о разных странах и народах, чьи сказки читаем.
-рисование рисунков или подбор иллюстраций к сказкам.
-игры на развитие грамматического строя:
"Для кого одежда", "Бюро находок", "Охотник и пастух", " Кому что дадим»
-закрепление употребления существительных в родительном,датель-
ном падежах
-составление предложений с союзом потому что.
Сроки:
27.10.23-2.10.23
Ответственные:
Воспитатели, учитель- логопед
6. Знакомство с творчеством
Г. Х. Андерсена
Задачи:
1. Ввести детей в мир сказок Г. Х. Андерсена
2. Привить интерес к личности сказочника, его судьбе, эпохе;
3. Расширить кругозор;
4. Развивать навыки слушать и пересказывать услышанное.
5. Сформировать умение анализировать сказки;
6. Развивать память, внимание, речь детей.
7. Развивать творческие способности детей
Содержание:
Чтение сказок:
Дюймовочка, Гадкий утёнок, Принцесса на горошине, Снежная королева, Дикие лебеди
-рассказ воспитателя;
- чтение сказок в группе и дома
- просмотр мультфильма
- слушание музыкальных произведений к сказкам Андерсена.
- презентация биографии
-рассказ детей о том, что им известно о писателе.
-совместная работа с родителями: рисование рисунков к сказкам Андерсена
-рассказ детей по своим работам.
-подготовка к празднованию дня рождения детского сада по теме «Удивительный мир Андерсена»
-Участие детей в театральном конкурсе «Времён связующая нить»
-помощь родителей в подготовке костюмов
Сроки:
3.11-25.11.23
С продолжением в феврале месяце.
Ответственные:
Воспитатели, муз. руководитель, хореограф, учитель-логопед.
7. Знакомство детей со сказками Ш. Перро.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством Ш. Перро.
2. Сформировать умение анализировать сказки;
3. Помочь понять настроение автора;
4. Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей;
5. Развивать все виды и формы образного мышления и умение отражать свои переживания в речи.
6. Развивать читательский интерес.
7. Прививать любовь к литературе.
Содержание:
Чтение сказок: Красная шапочка, Кот в сапогах, Золушка, Спящая красавица в группе и дома с родителями.
--сбор информации о писателе
-рассматривание портретов
-- использование аудиозаписей, видеоклипов, мультфильмов.
-совместная работа родителей и детей: составление кроссворда по одной из сказок.
- переделываем сказку «Сказка на новый лад»; в группе совместная работа
- игры на развитие грамматического строя: Угадай кто?", «Измени слово», «Исправь ошибки», «Мечтатели», «Посчитай», «Угощения», "С чем корзинка".
-Упражнения в употреблении слов в винительном и творительном. падежах. Составление предложений с союзом а.
Сроки:
26.11-7.12
Ответственные:
Воспитатели, учитель-логопед
8. Загадка-метафорическое выражение.
Задачи:
1. Расширить знания детей о загадках;
2. Развивать логическое мышление;
3. Обогащение словарного запаса
4. Развивать догадливость, сообразительность;
5. Воспитывать нравственную идею
Содержание:
- рассказ воспитателя о загадках
-составление картотеки загадок с помощью родителей.
-рисование отгадок
-составление предложений, используя сравнения
-игра «фразеологический зверинец».
Сроки:
8.12-15.12.23
Ответственные:
Воспитатели, учитель- логопед
9. Пословицы
Задачи:
1. Учить понимать переносное значение пословиц.
2. Развивать умение соотносить их с соответствующей литературной ситуацией.
3. Развивать речи творческие способности детей.
4. Упражнять в сочинении сказок.
5. Воспитывать любовь к книге, интерес к устному народному творчеству.
Содержание:
-Знакомство с пословицами
-Объяснения детьми переносного смысла знакомых пословиц.
-Дома с родителями подбор произведении, где есть пословицы или к содержанию которых можно подобрать пословицу
- Обсуждение своего выбора в группе
-Совместная деятельность детей и родителей: сочинить новогоднюю сказку по пословице.
-рисование по пословице
-игры: «пословичная лента»,» продолжи начатое», «Газетные заголовки», «Пословицы шутят».
Сроки:
16.12-23.12.23
Ответственные:
Воспитатели, учитель-логопед
10. Рассказы о детях.
Задачи:
1. Познакомить с авторами и рассказами о детях.
2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (стихи, сказки, рассказы)
3. Учить понимать юмор
4. Продолжать обучать связному, последователь-ному пересказу, составлению загадок, описательных рассказов, сочинять небылицы.
5. Учить работать в команде.
6. Воспитывать чувство соперничества
7. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Содержание:
-чтение произведений Николая Носова и Виктора Драгунского дома и в группе.
-проведение конкурсной программы с привлечением родителей в жюри.
-задания:
-отгадай произведение по отрывку.
-. конкурс “Бюро находок”: угадай предметы и назови рассказ и автора (загадки придумывали дети заранее)
- соедини пословицу и рассказ.
-узнай героя по описанию (заранее подготовленные рассказы- описания в группе с детьми).
-конкурс “Фантазёры”(придумывание рассказа небылицы)
Сюжетно – ролевые игры
Сроки:
12.01.24-25.01.24
Ответственные:
Воспитатели, учитель-логопед
11. Художники-иллюстраторы
Задачи:
1. Познакомить детей с художниками-иллюстраторами (Чарушин, Вас-нецов, Сутеев, Коношевич и др., 2. Учить различать и называть их иллюстрации.
3. Совершенствовать знания детей о средствах выразительности, применяемых в иллюстрации.
4. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций разных художников.
5. Воспитывать любовь к книге
Содержание:
-рассказ педагога о художниках, рассматривание их портретов.
-рассматривание книг с иллюстрациями разных художников, которые принесли дети из дома. Обсуждение.
-д/и «Узнай произведение по иллюстрации»; подбор отрывков к этим иллюстрациям.
- посещение с родителями художественных выставок, музея изобразительных
искусств;
Сроки:
26.01.24-2.02.24
Ответственные:
Воспитатели, педагог по изо.
12 Поэзия, как литературный жанр.
Задачи:
1. Расширить знания детей о поэзии;
2. Дать понятие рифма
3. Познакомить детей с интересными фактами биографии и стихами различных авторов С. Маршак, Б. Заходер, Берестова, А. Барто, Мошковская, Я. Аким, Е. Благинина, И. Токмакова, Усачёв.
4. Познакомить с творчеством современной поэтессы Еленой Зиноватной.
5. Развитие речи детей
6. Воспитывать любовь к стихотворным произведениям.
Содержание:
- рассказ педагога о поэзии различных авторов (сравнение);
-игра «Угадай по строчке стихотворение»
-игра «подбери рифму»
- чтение стихотворений в группе и дома с родителями.
-Заучивание стихов в группе и дома на выбор детей.
-конкурс чтецов в группе
-участие в районном конкурсе чтецов
-вечер поэзии с Еленой Зиноватной
Сроки:
2.03.24-15.03.24
Ответственные:
Воспитатели, учитель - логопед.
13. Наш любимый дедушка Корней Чуковский
Задачи:
1. Познакомить детей с биографией К. И Чуковского
2. Продолжить знакомить детей с произведениями
3. Учить понимать скрытый смысл
4. Развивать речь и актёрские способности детей.
5. Воспитывать общечеловеческие ценности, любознательность интерес к творчеству Чуковского.
Содержание:
- презентация о жизни писателя и его творчестве
- просмотр видеоклипов к сказкам
- чтение сказок в группе и дома
-разыгрывание сказки в костюмах
-придумывание викторины к сказкам К. И Чуковского – совместно с родителями дома.
-рисование коллажа по сказкам.
Сроки:
16.03.24- 29.03.24
Ответственные:
Воспитатели, учитель - логопед
14. Творчество Сергея Михалкова.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством писателя, -
2. Формировать интерес к чтению,
3. Развивать выразительность речи
4. Способствовать пополнению словарного запаса
5. Формировать грамматический строй речи
6. Развивать актёрское мастерство, творческие способности.
Содержание:
-рассказ воспитателя и детей о жизни автора.
-чтение произведений,
-рассматривание иллюстраций,
-просмотр мультфильмов
-обсуждение с детьми смысла, который хотел донести автор в своих сказках.
-заучивание наизусть отрывков из сказок и стихов.
-показ родителям сказки в исполнении детей.
Сроки:
01.04.-12.04
Ответственные:
Воспитатели, учитель - логопед, муз. руководитель
15. Басня
Задачи:
1. Познакомить с новым жанром басня
2. Помочь понять, в чём отличие басни от сказки и стихотворения
3. Учить детей определять, в чём заключается мораль;
4. Учить самостоятельно, высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
5. Учить детей отвечать на вопросы по басне;
6. Совершенство-вать диалогическую и монологическую формы речи;
7. Совершенство-вать познавательную активность
8. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
9. Развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
10. Способство-вать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
11. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
12. Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости-знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова,
Содержание:
-чтение и обсуждение басни
-рассматривание иллюстраций к произведениям И. А. Крылова;
-беседы по басням;
-просмотр мультфильма
-драматизации отрывков из басен;
-дидактическая игра «Объяснялки».
Сроки:
15.04.24 – 26.04.24
Ответственные:
Воспитатели, учитель – логопед
Завершающий этап
Подведение итогов реализации проекта
Задачи:
1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту
2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам
Сроки:
Май 2024г
Ответственный:
Учитель - логопед
Перспективы распространения результатов проекта.
• Уровень детского сада.