Елена Тросницкая
Педагогический проект «К нам пришла на огород осень золотая» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
+ Заказать документы
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 174» городского округа Самара
Проект
«К нам пришла на огород осень золотая»
Для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: музыкальный руководитель
МБДОУ "Детский №174"
Тросницкая Елена Вениаминовна
Самара, 2016
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
Публикация «Педагогический проект „К нам пришла на огород осень золотая“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. Проект «К нам пришла на огород осень золотая»
3. Заключение
Список литературы
Приложение (Сценарий итогового мероприятия «К нам пришла на огород осень золотая)
Введение.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Совместная согласованная деятельность всех участников педагогического процесса способствует созданию благоприятных условий для развития у дошкольников заботливого отношения к миру окружающей природы. Экологические и нравственные представления формируются как в непосредственном взаимодействии детей с животными и растениями (наблюдение, труд, экспериментирование, так и опосредованно через этические беседы, чтение и анализ художественной литературы, игры, проблемные ситуации, живопись. В результате дети лучше усваивали знания о животных и растениях как живых существах, о ценности живого.
Детство – это счастливая пора, когда весь мир вокруг тебя кажется сказочным и волшебным. И нам, взрослым, хочется продлить для детей эту пору радостных эмоций и счастливых событий. Помочь в этом могут праздники и театрализованная деятельность, как одно из средств эмоционального развития ребенка.
Организация и проведение экологических праздников и акций является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Поскольку праздники и развлечения – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят
-1-
называют «почемучками». Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Одним из эффективных средством обучения и воспитания является метод проектной деятельности. Метод проектов является для дошкольных учреждений инновационным. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Данный проект актуален и эффективен. Он позволяет сформировать у ребенка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием стихов, песен и т. д. Дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать познавательную активность, самостоятельность, творческие способности и коммуникативные навыки.
Проект «К нам пришла на огород осень золотая» по доминирующей деятельности – творческий.
По характеру содержания – включает ребенка и природу.
По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной старшей группы.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности выполнения: краткосрочный.
Цель: создание условий, способствующих освоению детьми новой информации по теме «К нам пришла на огород осень золотая».
Задачи:
Закрепить обобщенные представления детей о характерных признаках осени.
Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле.
Расширить знания детей об овощных культурах.
Развивать творческое воображение средствами музыки.
Воспитывать инициативу, самостоятельность в выборе действий для создания художественного образа в разных видах музыкальной деятельности.
Создать у детей и родителей радостное настроение, чувство коллективизма.
Тип проекта: творческий
Длительность проекта: краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у детей ответственного отношения к природе, как к основе экологических условий жизни.
Закрепление знаний детей об осени, ее признаках и дарах.
Повышения уровня творческих способностей дошкольников в различных формах музыкально-творческой деятельности.
Расширение речевого запаса детей в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
Приобретение опыта коллективной творческой деятельности.
Создание хорошего настроения, веселых улыбок и позитив. Появление новых впечатлений и эмоций.
Продукты проектной деятельности:
Создание выставки рисунков «Осень золотая», пластилинографии «Ветка рябины»
Создание шумовых музыкальных инструментов.
Итоговое мероприятие «К нам пришла на огород осень золотая»
Этапы работы:
Гипотеза:
Из-за непогоды дети какое-то время не имели возможность наблюдать за своим огородом, который они сажали, за которым ухаживали все лето. На фоне настроения у детей возникли вопросы: «Почему осень такая грустная?» «Какие изменения произошли на огороде?» «Как же он там без присмотра»
1 этап. Планирование деятельности:
Определение темы проекта.
Определение цели и задач.
Определение способа сбора и анализа информации.
Подборка детской и методической литературы, дидактических игр, иллюстраций и др.
Разработка сценария праздника.
Подбор подвижных игр, эстафет.
Подбор музыкального репертуара.
Подбор музыкального оформления праздника.
Подбор загадок про овощи и огород.
2 этап. Деятельность по реализации проекта:
Беседы об осени, об урожае.
Рассматривание иллюстраций картин: И. Левитан "Золотая осень», А. М. Герасимов "Дары осени", В. Поленов "Золотая осень".
Прослушивание музыкальных произведений: музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года» - «Сентябрь», «Осенняя песня». А. Вивальди «Времена года» - «Осень». Л. Бетховен «Аллегретто». Шуберт «Осень». Показ на мультимедиа видео-иллюстраций «Октябрь» на музыку П. И. Чайковского. П. И. Чайковский «Баба Яга», русская плясовая «Веселый скоморох».
Прослушивание в группе рассказов В. Сутеева «Яблоко», «Под грибом».
Просмотр мультфильма В. Сутеева «Веселый огород».
Беседы о пугале, как о важном помощнике на огороде.
Просмотр видео на закрепление примет осени «Музыкальные картинки»
Знакомство с пословицами, поговорками, «Загадками с грядки».
Знакомство со стихотворением В. Коркина «Что растет на нашей грядке?».
Рисование «Осень золотая», рисование пластилином «Ветка рябины».
Раскрашивание раскрасок на тему «Овощи и фрукты».
Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку к музыке», «Кто скорее возьмёт овощ или фрукт».
Подвижные музыкальные игры: игра-хоровод «Пугало», «Бег и ходьба с листьями», «Собираем урожай», «Огород у нас в порядке», «Перелет птиц».
Музыкально-дидактическая игра с использованием проектора «Ритмы дождя».
Разработка сценария итогового мероприятия, обсуждение с воспитателями, распределение ролей.
Разучивание стихов об осени.
Разучивание песен: «Осенняя плясовая», «К нам пришла на огород», «Осенние частушки».
Разучивание танца «Зонтики и дождики».
Индивидуальная работа с героями сценки «Спор на огороде».
Подбор костюмов к итоговому мероприятию.
Подбор атрибутов к занятиям и к итоговому мероприятию.
Оформление зала.
Итоговое мероприятие – праздник «К нам пришла на огород осень золотая». (Смотреть Приложение)
Изготовление шумовых музыкальных инструментов.
Заключение.
Результаты работы над проектом показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками. Переживаемые ими положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – породили у детей уверенность в своих силах. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению творческих работ. Существенно изменились межличностные отношения дошкольников, дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Коллективные переживания сблизили детей друг с другом, улучшили микроклимат в группе.
Мне, как педагогу, представилась возможность лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : АЙРИС-пресс, 2008. – 208 с.
3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко – М., 1996. – С. 53 – 69.
4. Кротова Т. В. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов [Текст] / Т. В. Кротова, Е. С. Позднякова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – С. 66 – 72.
5. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 400 с.
6. От рождения до школы [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 304 с.
7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст] / Е. А. Сыпченко: Детство-Пресс, 2013. – 96 с.
8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 4.
Приложение
Сценарий итогового мероприятия для детей старшей группы
«К нам пришла на огород осень золотая»
Выполнила: музыкальный руководитель
Тросницкая Елена Вениаминовна
Самара, 2016 год
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего мероприятия, в котором принимают участие дети старшей группы детского сада. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ.
Цель: воспитание любви к природе посредством детского утренника.
Задачи:
закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр;
развивать музыкально – творческие способности детей, поддерживать эмоционально – положительный настрой;
способствовать раскрытию творческих способностей детей;
формировать коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи, развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Декорации: оформление в осеннем стиле, плетень, скамейка.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением овощей и фруктов: картофель, огурцы, помидоры, яблоки.
Карточки с изображением дождя, тучи, листьев.
Мешочки, в каждом из которых лежит по одному овощу или фрукту.
Мешочки с песком.
2 ложки, 2 кастрюли, картошка, количество которой равна количеству игроков, 2 корзины.
Зонтики
Музыкальные инструменты для всех детей.
Костюмы Пугало, овощи.
Ход праздника:
Под музыку песни «ПРОКАЗНИЦА ОСЕНЬ» в зал входят парами дети, останавливаются врассыпную перед гостями.
1Ребенок: Вот и осень наступила вслед за летом точно в срок.
И в садах позолотила каждый маленький листок.
Листья стайками летят, смотри – повсюду листопад.
2Ребенок: Осень, осень за окошком, дождик сыплется горошком.
Листья падают, шурша. Как ты, осень, хороша!
3Ребенок: Листья золотом расшиты, тропки дождичком умыты.
В ярких шапочках грибы. Всё нам, осень, даришь ты!
4Ребенок: Листья в небе кружатся, падают дождинки.
Мы бежим по лужицам, по лесной тропинке.
5Ребенок: Солнце улыбается, золотом сверкая.
Всем нам очень нравится осень золотая!
Исполняется песня «Осенняя плясовая»
Дети садятся на свои места.
Выходят двое детей.
1Ребенок: Мы долго думали, решали, чем вас сегодня удивить?
2Ребенок: Ну, а потом мы все ж решили, в наш огород вас пригласить.
1Ребенок: Пусть посмотрят папы!
2Ребенок: Пусть посмотрят мамы!
Вместе: Витаминные рекламы!
1Ребенок: Во саду ли, в огороде фрукты, овощи растут.
2Ребенок: Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут.
-10-
1Ребенок: Все расселись?
2Ребенок: В добрый час!
Вместе: Начинаем наш рассказ!
Чтецы занимают свои места.
Исполняется песня «К нам пришла на огород»
На последнем проигрыше дети занимают свои места и выбегают дети – овощи, разбегаются по грядкам, образуя огород. (Садятся на коленки).
Все вместе: Мы, овощи веселые, все лето поспевали.
От солнечного света, как в сказке, вырастали.
Мы овощи полезные, от нас крепчает сила,
Как хорошо, ребята, что осень наступила!
Ведущий: До чего мы любим осень! Урожайная пора!
Все созрело, вкусно очень! В огород бежим с утра.
Выходит 1 ребенок и подходит к кабачку.
Ребенок: Кабачок, как поросенок, весит восемь килограмм!
Кто здесь худенький ребенок? Кабачок ему отдам.
(пробует поднять)
Ой, ой, ой! Какой кошмар!
Ты такой огромный, толстый, неподъемный!
Много дней еще расти, ведь тебя не унести!
Кабачок поднимается:
Кабачок: Ты послушай мой ответ: у меня секретов нет.
Я расту и пухну, мне пора на кухню!
Ребенок, махнув на него рукой, уходит на место.
Капуста поднимается:
Кто всех краше в огороде? Кто еще одет по моде?
В платье белоснежное кружевное, нежное?
И, притом, учтите, дети, главный овощ я в диете!
Горошек поднимается:
Слушай, это просто смех, хвастать, что ты лучше всех.
Витаминов в нас не счесть, горошек детям надо есть!
Лук поднимается и обращается к капусте:
Ох, как ты распетушилась! Больно сильно загордилась.
Я вот самый дорогой, потому что золотой.
Вы встретите меня везде в салате, в соусе, борще.
Свёкла поднимается:
Вы Лучку не верьте, дети, самый горький он на свете!
Свеклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свёклы - нету!
Будешь свёколкой питаться – кровь вся будет очищаться! '
Морковь поднимается: (передразнивает):
«Очищается вся кровь!»
Главный овощ я - морковь!
Я - морковка - рыжий хвостик. Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели, чтобы щечки заалели.
Помидор поднимается:
Ты, морковка, несёшь бред. Помидору равных нет.
Ты попробуй сок томатный, витаминный он, приятный.
Картошка поднимается:
Возражаю я тебе, каждый день я на столе.
Все картошку уважают. Кто из вас меня не знает?
Баклажан поднимается:
Синеокий баклажан хорошо известен вам.
Из меня вкусна икра…
Прекратить наш спор пора.
Ведущий: Стоп! Стоп! Уважаемые овощи, спорить просто не
прилично.
Вы все овощи, важны, людям очень вы нужны,
В каждом польза есть для нас, о чём узнали мы сейчас.
Звучит фонограмма голоса.
Внимание! Внимание! Огородные жители!
Последние известия услышать, не хотите ли?
Овощи вместе: Хотим!
Голос: По тропинкам, по дорожкам гость идет к нам осторожно.
Спор свой глупый прекращайте и знакомого встречайте.
Овощи разбегаются по своим местам.
Звучит грустная музыка, в зал входит Пугало. Вид у него слегка растрепанный, на груди табличка «Ищу работу»
Ведущий: Ребята, да кто же это к нам на праздник пожаловал?
Пугало: Простите, не заметил! Здравствуйте, уважаемая!
Здравствуйте Ксюши, Саши, Андрюши,
Иришки и другие детишки!
Господа взрослые, моё почтение!
(Раскланивается, дети здороваются)
Разрешите представиться – Пугало. Это у меня имя такое.
А фамилия – Огородное. Можно просто, Пугало.
Я не гордое, хоть и очень воспитанное.
(начинает всхлипывать)
Ведущий: Пугало, у тебя что-то случилось? Нам кажется, что ты чем- то расстроен?
Пугало: Всё пропало!
Ведущий: Что пропало? Ты что-то потеряло?
Пугало: Всё пропало! Всё взяли и увезли куда-то.
Приехали, выкопали, собрали и увезли.
Вы не видели куда увезли?
Ведущий: Да что увезли?
Пугало: Ну, это…как его… забыл.
Голова соломой набита, разве всё вспомнишь?
Вот загадки про то, что увезли, помню,
а как называются, забыл.
Ведущий: Ничего, не горюй!
Давай свои загадки, ребята помогут тебе их отгадать.
Поможем, ребята, Пугалу?
Пугало загадывает «Загадки с грядки»
1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке зелёненькие пятки.
2. Он никогда и никого не обижал на свете
Чего же плачут все вокруг и взрослые и дети.
3. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Пугало: Ах, вы мои умненькие! Ах, вы мои разумненькие!
Всё вспомнил: и про лук, и про морковь!
Как я мог забыть, как всё это называется?
А вы знаете, как это всё называется?
Дети: Овощи!
Пугало: Точно, овощи! Мне знаете, что обидно?
Без меня всё убрали, пока я с воронами разбирался,
а я между прочим, самый овощительный убиратель…
Ой, убирательный овощитель…
Короче, самый лучший убиратель овощей!
Кстати, хотите узнать, какой я сторож? Давайте поиграем.
Проводится игра-хоровод «Пугало»
1-2 раза Пугало играет самого себя, потом говорит, что хочет посмотреть, как с этим могут справиться ребята и выбирает 1-2 человек на роль Пугало.
Пугало: А вы умеете овощи с грядок убирать?
Дети: Да, умеем.
Пугало: А вот сейчас проверим.
Проводится игра «Кто скорее возьмёт овощ или фрукт»
Под музыку дети двигаются по кругу, с окончанием звучания каждый ребёнок поднимает один овощ или фрукт. Дети садятся на места с овощами и фруктами. Далее Пугало даёт детям задания. Участвуют и родители. Пугало говорит родителям заглянуть под стульчик, кто найдёт овощ или фрукт, становится участником игры.
Пугало: Кто поднял огурец, тот, ребята, молодец.
Он назовёт полезные продукты – овощи и фрукты,
Что в мешочке лежат, поджидают ребят.
Дети, поднявшие огурцы, подходят к Пугалу и пытаются на ощупь узнать, какие овощи и фрукты лежат в мешочке.
Пугало: Кто поднял помидор, тот знает с давних пор.
Все по осени приметы и картинкой даст ответы.
Дети, поднявшие помидоры, выбирают себе иллюстрации и, прослушав загадку Пугала, поднимают картинку, соответствующую ответу.
Пугало: Его из леса ветер гонит, и, как на крыльях, он летит,
А сам он в речке не утонет, и в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток опавший жёлтенький (листок).
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не иду, покуда он идёт. (дождь)
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)
Пугало: Тот, кто яблоки собрал, тот у нас танцором стал.
Ведущий кладёт по «яблоку» (мешочку с песком) на головы участникам и предлагает сплясать танец «Яблочко». Если мешочек упадёт с головы, то играющий выбывает из конкурса.
Пугало: У кого в руках картошка, тот сейчас готовит ложку.
Эстафета «Кто быстрее сварит картошку»
Дети, которые подняли картошку, делятся на 2 команды. Каждый участник кладёт свою картошку в ложку. На расстоянии 3-4 метров от
команд ставят 2 кастрюли. Игроки по очереди подбегают к кастрюле и опускают в неё картофелину с ложки, стараясь не уронить. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Пугало радуется, но постепенно эйфория проходит. Пугало ходит по кругу, заложив руки за спину. На лице отражена бурная работа мысли. Хлопает себя по лбу.
Пугало: Ну, конечно. Ведь у нас праздник. А на празднике все должны смеяться. Только что-то я ничего не могу в тот раз придумать. Что же делать?
Ведущий: А мы знаем, Пугало, чем всех рассмешить.
А сейчас скорее все навострите ушки!
Мы об осени споём весёлые частушки!
Исполняются «Осенние частушки»
Дети занимают свои места.
Звучит фонограмма дождя.
Пугало: В небе туча, ой-ой-ой! Все бегут, спешат домой.
1Девочка с зонтиком:
Только я одна смеюсь, черной тучки не боюсь.
2Девочка с зонтиком:
Не страшны нам дождь и гром, мы гуляем под зонтом!
Исполняется танец «Зонтики и дождики»
Пугало: Ну, спасибо вам, ребята за веселье, за песни. Только мне пора
с вами прощаться, пора на зимний отдых идти. Сноровки, да
сил набираться.
Но вы такие прекрасные артисты – в этом нет сомненья!
И хочу я угостить вас всех, без исключенья!
Пугало раздает угощения, прощается и уходит.
Ведущий: Вот и закончился праздник осенний.
(Родителям) Ждите от нас и других выступлений.
Ну, а мы, ребята, скажем: «До свиданья, огород!»
Попрощаемся с гостями, уходя, нас группа ждет.
Под музыку дети покидают зал.