Оля Овчинникова
Педагогический проект «Играй и развивайся»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Играй и Развивайся»
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Публикация «Педагогический проект „Играй и развивайся“» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Название проекта «Играй и Развивайся».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта : групповой, творческий.
Сроки реализации проекта : 01.11.2019 г. по 27.03.0.2020 г.
Направленность проекта : комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта : творческий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема всесторонние развития личности дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуальным, коммуникативным ребенком. Благодаря этому проекту я выяснила как развивающая предметно-пространственная среда влияет на развитие личности дошкольника.
Цель проекта : создание комфортной игровой среды для развития всесторонне развитой личности дошкольника.
Задачи проекта :
- Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
- Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
- Закреплять навыки, полученные в игре.
- Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта : проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
- организованная образовательная деятельность включает в себя:
- игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- создание педагогических ситуаций;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
- продуктивная деятельность;
- слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
- комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
- мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
- праздники;
- дни открытых дверей;
- театрализованные представления.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
- решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Для педагогов :
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
- оснащение предметно–развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности :
- фотоматериал;
- разработка методических рекомендаций;
- презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
Оформление уголков:
- формирование элементарных математических представлений,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Методическая копилка:
- составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
- разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
- подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Перспективный план проекта
№ Содержание деятельности Задачи Исполнители и соисполнители Сроки реализации
1 Социально-коммуникативное развитие :
Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».
сюжетно-ролевая игра «Ожившие игрушки».
НОД «У нас порядок».
Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.
Дети и воспитатели,
родители
По плану воспитательно-образовательного процесса.
Ноябрь-декабрь
Март
2 Познавательное развитие
НОД «Письмо от Незнайки».
дидактическая игра «Далеко – близко».
словесная игра «Загадочные отпечатки».
Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию.
формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях
Дети и воспитатели, родители
По плану воспитательно-образовательного процесса.
Ноябрь-декабрь
Март
3 Речевое развитие
Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;
Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;
Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т. д.) Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Сформировать навык владеть речью как средством общения и культуры
Дети и воспитатели, родители
По плану воспитательно-образовательного процесса.
Ноябрь-декабрь
Март
4 Художественно – эстетическое развитие.
Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскин полосатый»
Аппликация «Новогодняя открвтка»,
Рисование «мамочка милая, мама моя» Реализовывать
самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т. д., при лепке из пластилина, аппликации Дети и
воспитатели, родители
По плану воспитательно-образовательного процесса.
(в первую половину дня)
Ноябрь-декабрь
Март
5 Физическое развитие :
Игры сбегом:
«Пятнашки», «Ракеты»
Игры с прыжками:
«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»
Игры с мячом:
«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»
Словесные игры:
«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»
Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи» Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
(в первую половину дня)
Ноябрь-декабрь
Март
Календарный план проекта
Месяц Работа с детьми Задачи Оборудование Работа с родителями
Ноябрь Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости». Задачи:
- побуждать создать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
- формировать у детей умение соблюдать замысел игры, вступая в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре, стимулировать творческую активность детей в игре.
- формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
- закреплять ранее полученные знания о труде таксиста, продавца, парикмахера, автослесаря.
- воспитывать в детях доброжелательные отношения к членам своей семьи, взрослым и сверстникам. предметы сервировки стола, строительный набор, инструменты, продукты, модули, игровой набор " Парикмахерская", детская мебель
Диагностика:
«Нужна ли игра ребенку и зачем?»
НОД интегрированное занятие «Письмо от Незнайки».
Задачи:
- закрепить представление детей о воде и воздухе, и их свойствах (невидим, прозрачен, не имеет запаха).
- закрепить знание о предметах из металла и свойствах магнита.
- развивать стремление к познанию через экспериментальную деятельность, развивать речевую активность.
-воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность. стакан с водой и пустой стакан (разных размеров, полиэтиленовый пакет, скрепка, магнит по количеству детей).
НОД ИЗО Лепка «кот Матроскин» Задачи:
- закреплять навыка лепки по частям, из целого куска. Совершенствовать умение свободно использовать разные приемы лепки (оттягивание, присоединение, скрепление деталей, закреплять умение передавать пропорции тела животного.
- развивать эстетические чувства, умение работать аккуратно.
- воспитывать интерес к познанию природы, самостоятельность, интерес к лепке, желание довести начатое дело до конца.
пластилин, стеки, клеенки, иллюстрации котов, игрушки (котов и кошек).
Декабрь сюжетно-ролевая игра «Ожившие игрушки».
Задачи:
- развить у детей навыка невербального общения.
- формировать опыта выполнения действий по правилам.
- развить творческого воображения и коммуникативных навыков.
-воспитать доброжелательности, бережного отношения к игрушкам.
-использовать в игре предметов-заместителей парные геометрические фигуры, игрушка кот, домашние игрушки детей, кепка водителя, руль.
Диагностика «Исследование игровой деятельности»
Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
дидактическая игра «Далеко – близко».
Задачи:
- способствовать развитию умения размещать квадраты и треугольники.
- развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко».
- воспитывать аккуратность; умение взаимодействовать сообща при выполнении коллективной работы.
Лист ватмана, по 8 равнобедренных треугольников, и квадратов, клей.
НОД ИЗО Аппликация «Новогодняя открытка»
Задачи:
-закреплять умения разгадывать загадки.
- закреплять знания о цветах (красный, синий, желтый); о геометрических формах (треугольнике, круге). Умение составлять композиции из готовых геометрических фигур по образцу; умение выкладывать размерный ряд из трех предметов одинаковой формы, располагать их в определенной последовательности; развивать умение слышать и понимать текст; развивать внимание, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
- воспитывать аккуратность при выполнении аппликации.
Коробка с загадками, искусственная ёлка среднего размера; раздаточный материал для аппликации (треугольники разного размера, зеленого цвета, три круга красного, синего, желтого, лист размером А4 мягкого тона, клеящие карандаши, подносы, влажные салфетки (на каждого ребенка).
Март Общественно полезный труд «У нас порядок».
Задачи:
- закреплять и совершенствовать умения, приобретённые ранее в т рудовой деятельности.
- формировать культуру труда и знания детей о последовательности трудового процесса (какое оборудование необходимо для работы, как его расположить).
- формировать работать рационально, дружно, помогая друг другу.
- развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, грамматический строй речи и связанную речь, продолжать вводить в словарь детей антонимы, музыкально-ритмические движения под музыку «Зимушка – зима».
- воспитывать самостоятельность, исполнительность, старательность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла. фартуки, тряпочки, тазы, ведёрки, разносы, столы, тёртое мыло, клёнки для столов, алгоритм выполнения действий, полотенца, тряпка для пола для пролитой воды, шарики
Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
НОД окружающий мир «Одуванчики»
Задачи:
- уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;
- повторить с детьми названия весенних цветов
- развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
- упражнять умение работать коллективно в нетрадиционной технике, используя ватную палочку;
- вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Ватные палочки, лист бумаги, краски
Нод Рисование «мамочка милая, мама моя»
Задачи:
- закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;
- вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
- воспитать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме;
-Аудио записи песен о маме
- карточки;
-карандаши, краски, бумага для рисования.
Развлечение Интеллектуальный марафон:
«Знайки» : Задачи:
- развить логику, образное мышления, внимания, памяти у детей, посредством игры.
- развить интеллектуальные способности детей.
- закрепить навык работать в команде.
- доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.