Татьяна Стодоля
Профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с раннего возраста. В первый год жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных приступах упрямства. Выражается чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающимися криком, брыканием, драчливостью. Такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Его можно считать агрессивным лишь условно, так как у ребёнка нет намерения, причинить ущерб окружающим.
Публикация «Профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В более позднем возрасте на первый план выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Предполагается, что это связанно со следующими особенностями самосознания ребенка: малыш включает собственные вещи, в том числе игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их, как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей «Я» приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. По мнению И. А. Фурманова – «конфликты между детьми связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются».
В дальнейшем проявление агрессивности во многом связанны с процессом полоролевой идентификации ребенка. Исследования показали, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью по отношению к куклам, чем игра девочек. Отмечается, что если в двух летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессии мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг, взаимные шлепки, то к четырем годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.
Агрессивное поведение ребенка дошкольника проявляется в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе посредством слов. Такой дошкольник дразнит сверстников, выкрикивает обидные фразы, оскорбляет другого, ломает игрушки, разрушает постройки, сделанные другими детьми, часто обижает животных. В случае сильных устойчивых агрессивных проявлений может причинить вред самому себе (биться головой об стену, рвать на себе одежду и т. д.). Он ведет себя упрямо и самонадеянно, сначала возражает, а потом выслушивает, чаще говорит «нет», чем «да».
Агрессивное поведение выражается:
• в упрямстве, стремлении возражать, отказываться;
• драчливости, вспыльчивости;
• в приступах гнева, ярости и негодования;
• в желании обидеть, унизить, оскорбить;
• властности, потребности настоять на своем;
• неумении понять интересы другого;
• самоуверенности, завышенной самооценки.
У старших дошкольников соотношение форм выражения агрессии противоположно : у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек – вербальная.
Зарубежные исследователи отмечают, что с возрастом агрессивность детей приобретает все более выраженную окраску. И если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные тенденции (импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению в юношеском.
Агрессивные проявления обусловлены внешними и внутренними факторами. Внешние факторы это прежде всего семейные (проблемы в семье). Наиболее частой причиной является воспитание по типу гиперопеки и гипопеки.
В случае гиперопеки поведение ребенка строго регламентируется, тщательно отслеживается, многое запрещается, что впоследстви провоцирует протесты с его стороны.
Другой вид патогенной ситуации – гипопека, когда ребенку уделяют мало внимания, им и его воспитанием пренебрегают. Чаще всего такой ребенок находит образцы для подражания, отличающиеся жестокостью, и перенимают эти черты.
Истоки агрессии могут лежать и в стрессах раннего детства.
Проявления агрессии, обусловленные внешними факторами, могут быть устранены путем изменения семейной ситуации и подходов к ребенку, иногда, при минимальном лекарственном вмешательстве.
Итак, проблема агрессивности одна из значимых проблем научно – практических изысканий. Они констатируют, что сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов. Агрессия характеризуется активным движением психо-биологической энергии, связанной с той или иной деятельностью. Она может быть различной: разрушительной или позитивной, конструктивной – созидательной. Способность контролировать в себе психическое начало – важный показатель человеческой психологической культуры. В связи с чем профилактика агрессивности, обучение умением управлять ею является актуальным направлением в работе с детьми любого возраста, в том числе и дошкольного.
Работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей провожу в двух направлениях:
• работа с детьми;
• психолого-педагогическое просвещение родителей.
Работа с воспитанниками выстраивается по следующим четырем направлениям:
• обучение детей способам выражения гнева, недовольства, раздражения в приемлемой форме;
• обучение детей приемам саморегуляции;
• отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
• формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Самым сложным, но особенно важным является обучение детей способам выражения гнева, раздражения в приемлемой форме. В работе с детьми я использую способы, рекомендованные американским психологом Квинн. Один из способов – обучение детей умению заявлять о своих чувствах, прямо выражать жалобу.
Почему это следует делать?
Не отреагировав сразу в конкретной ситуации, ребенок рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев, раздражение из себя. Но не на того, кто вызвал эти чувства, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор.
Существует также категория детей с так называемой пассивной формой агрессивного поведения. Пассивно – агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое недовольство, он может просто промолчать, а гораздо позже начнет капризничать в самом неподходящем месте, вести себя вызывающе, действовать исподтишка, ломать игрушки, специально делать что-либо «назло» (например, медленно одеваться, когда все торопятся).
Есть дети, которые как бы «проглатывают» своё недовольство, сдерживают своё раздражение, загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэрол Изард в 1999 году опубликовала клинические данные Холта, которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психологических расстройств, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как крапивница, псориаз, мигрень, гипертония и др.
Таким образом, обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме дает выход отрицательным эмоциям.
Поэтому в ситуациях, когда ребенок демонстрирует те или иные агрессивные проявления (словесные оскорбления, бросание предметов и др.) я обязательно устанавливаю с ним контакт, спокойно и понимающе смотрю на него и даю ему возможность как можно больше выговориться, поделиться своими чувствами, переживаниями.
После того, как ребенок выговорится и успокоится, я рассказываю о том, как можно выразить свое негодование по-другому:
• прямо заявить о своих чувствах – «Я очень сердит. Я очень расстроен.»;
• найти конструктивный способ решения;
• проявить вежливость в обращении.
Другой способ выражения гнева, описанный В. Квинн – перенос чувств на неопасные объекты. Я предлагаю детям следующие способы выплескивания гнева:
• громко спеть любимую песню;
• пометать дротики в мишень;
• высказать все свое негодование в «стаканчик для криков»;
• устроить бой с мячом.
Следующее направление – отработка навыков общения. Разыгрываем и обсуждаем с детьми, наиболее часто встречающиеся в группе конфликтные ситуации. Учимся выходить из них приемлемым способом. Таким образом, отрабатывается поведенческий репертуар детей на определенные события.
Развитие у детей чувства эмпатии осуществляется через различные виды деятельности: совместный труд, чтение художественной литературы, игры. Например, игра «Не сердись, улыбнись!». Дети берутся за руки, образуют круг. Каждый ребенок поворачивает голову к рядом стоящему, смотрит ему в глаза ласково и приветливо улыбаясь, говорит: «Не сердись, улыбнись!».
Включаю релаксационные упражнения. Например, дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывают серое облачко, на которое они поместили все свои горести и неудачи. И снова ярко – голубое небо, легкий ветерок, теплые лучи солнца.