Светлана Зайнутдинова
Педагогический проект для детей раннего возраста «Я расту здоровым!»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад «Теремок»
ПРОЕКТ «Я РАСТУ ЗДОРОВЫМ»
Автор проекта :
Зайнутдинова Светлана Викторовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Участники проекта :
второй воспитатель группы,
педагог-психолог
Целевая группа: дети раннего возраста
Тип проекта : педагогический
Сроки реализации: 1 год
2018 г.
Обоснование
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
Публикация «Педагогический проект для детей раннего возраста „Я расту здоровым!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон «Об образовании в российской Федерации», СанПиН, а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», ФГОС ДО и др.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, приводит к ухудшению здоровья детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических процессов и наличии тесной связи между показателями физических, психических и умственных качеств у дошкольников. (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже; Г. А. Каданцева; А. С. Дворкин и Ю. К. Чернышенко).
В условиях современности большое внимание уделяется качеству образования, которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно усваивать учебный материал. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей с раннего возраста.
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки малыша. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Стремление снизить повреждающее влияние на здоровье детей заставляет отнестись к проблеме серьёзно. Поэтому мы проанализировали данные посещения детьми группы раннего возраста (всего 15 детей) за октябрь 2018 года, установили, что 53% детей в течение этого периода не посещали детский сад (с диагнозом ОРВИ).
Так же мы выявили несколько актуальных для нашей группы причин.
Причины
• В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня (в выходные и праздничные дни, большинство детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач, что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и нервно-психическое развитие.
• Родители одевают детей, не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
• По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 69% родителей не знают, как укреплять здоровье детей в домашних условиях.
Вышеперечисленные причины, показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а, также, активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении. Для решения выявленных проблем, мы разработали долгосрочный проект «Я расту здоровым».
Участники: воспитатель – разработчик проекта «Я расту здоровым», с последующей реализацией; второй воспитатель группы, педагог – психолог - предоставила комплекс авторских игровых развивающих упражнений; родители - повышают педагогическую компетентность в вопросах укрепления здоровья детей, их развития.
Цель: создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей в адаптационный период;
- создание здоровьесберегающей среды (оборудование для двигательной активности детей, физического и психического развития; игровые развивающие зоны).
Формировать:
- культурно-гигиенические навыки;
- интерес к физической культуре и закаливанию;
- жизненно необходимые двигательные умения и навыки каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития и возрастом;
- начальные представления о здоровом образе жизни;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.
Приемы:
- игровой; игры-упражнения;
- показ действий (пример воспитателя);
- использование художественного слова;
- словесные указания (поручения);
- напоминание; поощрение.
Основные педагогические принципы : научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, гуманизации, позитивности.
В своей работе использую программу Т. Э. Токаева «Будь здоров, малыш!», а также программу «Здоровье» В. Г. Алямовской (разделы «Группы здоровья» и «Комфорт»). Это позволяет сформировать у детей целостную систему умений, навыков.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный / 15.10.18 – 31.10.18/
Задачи:
- изучить потребности родителей и возможные ресурсы группы в оздоровлении детей;
- определение проблемы, цели и задач проекта;
- анализ научно-методической литературы;
- разработка плана для реализации проекта;
- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
2 этап - Практический (основной) /01.11.18. – 30.04.19./
Задачи:
- практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
- использование здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности детей раннего возраста;
- работа с родителями.
3 этап – Аналитический (заключительный) /май 2019/
Задачи: подведение итогов, анализ деятельности по результатам реализации проекта «Я расту здоровым»; подбор новых эффективных форм работы по укреплению здоровья детей.
Содержание моей работы по плану реализации проекта
Все формы работы с детьми проходят в игровой деятельности.
1. Адаптация к условиям ДОУ.
Одной из причин высокой заболеваемости является адаптация детей к условиям детского сада. В этот период возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Цель: сохранение психического и физического здоровья детей посредством создания благоприятных условий способствующих их комфортной адаптации.
Задачи: создание психологического и эмоционального комфорта в группе.
Формы работы:
• игры с детьми в адаптационный период;
• работа с родителями.
В процессе всего проекта работа с детьми проводилась в режиме адаптации.
2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Формы работы:
• сюжетно-образные игры, игры - занятия на формирование культурно-гигиенических навыков;
• чтение детской литературы, стихотворений, потешек.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста.
Задачи: повышение сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; снижение уровня заболеваемости детей.
Формы работы.
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, полоскание рта прохладной водой, подвижные игры, прогулки, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты, сон без маечек, гимнастика после дневного сна, контроль за нагрузками для переболевших детей – щадящий режим, строгое выполнение санитарно-гигиенического режима, согласно требований и норм СанПиН.
4. Совместная работа с педагогом - психологом
Комплексные игровые упражнения.
Цель: улучшение физического и психического здоровья ребенка.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, понимание сущности принятой на себя роли, при сопровождении движений речью. Развитие умений регулировать свои движения (сначала по указанию педагога). Формирование навыков игровой деятельности.
Развитие психомоторики.
Игры и упражнения в сенсорной комнате.
Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку, формирование у детей навыков здорового образа жизни с учетом регионального компонента.
Задачи: создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере; улучшение физического и психического здоровья ребенка; укрепление взаимосвязей: «Дети – Воспитатель – Семья»; активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи, развитие психических процессов, интеллекта; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
5. Совместная работа с медицинским рабоником.
Цель: профилактика простудных заболеваний, снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.
Формы работы: контроль за развитием и здоровьем детей; отслеживание заболеваемости; витаминизация; фитотерапия; профилактические прививки; назначение различных профилактических мероприятий и рекомендации; прохождение медосмотра детей ежегодно.
6. Работа с родителями
1 этап
Цель: изучить потребности родителей по вопросу оздоровления детей.
Формы работы.
• Анкетирование родителей «Береги здоровье смолоду».
• Родительское собрание «Давайте познакомимся».
Один из вопросов на повестке - изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.
Консультации медицинской сестры:
• - «Как пойти в садик и не заболеть?»;
• Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?
Консультации педагога-психолога :
• «Меры, облегчающие адаптацию»;
• “Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?»;
• - «А что же делать, если ребенок не спит днем?»
2 этап
Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Формы работы.
• Родительские собрания темы: «Основы здорового образа жизни» (декабрь); «Здоровый ребенок – счастливые родители» (март); «Мы здоровью скажем – да!» (май).
• Круглый стол «Делимся опытом оздоровления детей».
• Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика».
Проведение просветительской работы.
• Консультации:
• Посещение семьи.
• Индивидуальные беседы.
• Изготовление плаката.
• Изготовление памяток.
Ожидаемые результаты:
1. У детей :
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья;
- повышение качества образования;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни, полезных привычек.
2. У родителей:
- необходимый запас знаний, который поможет в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком раннего возраста, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие;
- повышение активности родителей в использовании профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей.