Савельева Наталья
Педагогический проект «Читаем сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Читаем книгу сердцем»
Введение.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Публикация «Педагогический проект „Читаем сердцем“» размещена в разделах
Знакомство ребенка с книгой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование, по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
Актуальность проекта
На сегодняшнее время многие дети не воспринимают книгу, как источник знания, как показывает практика у современных детей есть другой выбор – это компьютерные игры. Родители также поощряют выбор детей к играм, за частую сами не берут книгу в руки, не читая детям. Таким образом, не прививается интерес к книгам. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Данный проект позволяет в условиях ДОУ расширять знания детей о книге, как о произведении искусства, источник познавательной информации, прививает интерес к чтению художественной литературе. Ведь книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, обогащения его внутреннего мира, формирование нравственных человеческих качеств.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.
Задачи:
• Формирование у детей понимание того, что книга – важный источник знаний, воспитание любви к книге, чтению;
• Ознакомление с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закрепить знания культурного обращения с книгой, коллективного чтения книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.
• Развитие интереса у дошкольников к художественной и познавательной литературе.
• Развитие речи детей.
• Формирование проектно – исследовательских умений и навыков при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.
• Создание условий для детского творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
для детей:
• В процессе реализации проекта у детей будут сформированы знания о потребности книги.
• В процессе реализации проекта ожидается, что дети придут к мнению, что книга несет людям много нового и интересного.
для родителей:
• Сформированная активная родительская позиция.
• Повышение компетентности родителей в вопросах книжной культуры и семейного чтения.
• Активное участие родителей в жизни детского сада.
для воспитателей:
• Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.
Механизм реализации проекта:
Внедрение проекта «Моя любимая книга» проходило в несколько этапов.
1 этап - подготовительно – проектировочный:
• Создание у детей мотивации к проектной деятельности;
• Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.
2 этап - информационно – просветительский:
• Определение средств реализации проекта, источников информации. Педагог выступает в роли консультанта, советчика или непосредственного участника проекта детей и родителей.
3 этап – основной:
• Организация собственно проектной деятельности;
• Объединение усилий детей, родителей и воспитателей.
4 этап – этап презентации результатов проектной деятельности:
• Презентация «Детской библиотеки»
• Спектакль «Колобок»
Оценивание результативности проекта
Основным методом оценки является метод наблюдения, включенного контроля.
Формами предъявления результатов проекта являются – открытие детской библиотеки в ДОУ, показ спектакля.
Результаты собеседования с родителями.
Этап 1 (подготовительно – проектировочный)
Задачи этапа:
1. Создание у детей мотивации к проектной деятельности: погружение в проект, обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
2. Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.
Совместная деятельность взрослого и детей:
Проблемная ситуация: просмотреть вместе с воспитателем книги в группе, чтобы привести их в порядок.
Решение проблемы: Организовать мастерскую для книг.
Попросить принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании.
Провести игру с детьми «интервью», где каждый ребенок отвечает на вопросы воспитателя.
Взаимодействие с родителями:
- Организация и проведение анкетирования родителей «Любите ли вы читать и читаете ли вы детям».
- Домашнее задание: принести из дома свою любимую книгу.
Временной отрезок:
1 день (первая неделя проекта)
2 этап - информационно – просветительский
Задачи этапа:
1. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами: определение средств реализации проекта, источников информации и форм презентации на заключительном этапе.
2. Создание условий для детского творчества.
3. Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закрепить знания культурного обращения с книгой, коллективного чтения книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.
Совместная деятельность взрослого и детей:
*Экскурсия совместно с родителями в детско – юношескую библиотеку с целью больше узнать о книге.
*Беседа о необходимости переустройства книжного уголка в группе.
*План: как устроить детскую библиотеку.
Взаимодействие с родителями:
*Помощь в организации экскурсии в библиотеку.
*Ознакомление родителей с примерным планом работы по проекту «Наши любимые книги».
*Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя» в форме «круглого стола».
*Размещение наглядной информации: «Все о книге».
Временной отрезок:
2 – 3 день
3 этап – основной
Задачи этапа:
1. Развивать интерес дошкольников к художественной и познавательной литературе.
2. Формировать проектно – исследовательские умения и навыки при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты
Совместная деятельность взрослого и детей:
*Организация выставки поделок, рисунков.
*Рисование декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
*Чтение произведений В. В. Бианки;
*Беседы с детьми «Что такое книга?», ознакомление с творчеством В. В. Бианки.
*Организация в центре книги словесных и дидактических игры, дать упражнения и задания.
*Литературная гостиная «В гостях у сказки».
*Подумать с детьми «Как сыграть сказку». *Проблемная беседа «Как нам организовать и провести сказку для малышей?»
*Изготовление приглашений на спектакль «Колобок».
*Продуктивная деятельность:
- подготовка костюмов,
-рисование колобка, цветов, декораций, для спектакля.
-рисование любимых сказочных героев к выставке.
- лепка героев любимых сказок
- оформление книжного центра рисунками, поделками, играми.
Взаимодействие с родителями:
*Изготовление родителями: поделок, рисунков, декораций к сказкам, атрибутов.
*Чтение с детьми произведений В. В. Бианки «Первая охота», «Подкидыш» и др.
Временной отрезок:
10 дней
(2 недели)
4 этап – этап презентации результатов проектной деятельности
Задачи этапа:
Реализация проекта.
- Закрепление полученных ранее знаний и умений.
Совместная деятельность взрослого и детей:
*Спектакль «Колобок», для детей младших групп.
*Праздник «Открытие детской библиотеки в детском саду».
Взаимодействие с родителями:
*Участие в детской выставке книжного центра.
Временной отрезок:
1 день
Используемые технологии развития речи у детей среднего дошкольного возраста
В процессе проектной деятельности используются следующие технологии, активно развивающие речь детей:
• Технология обучения детей составлению сравнений.
• Технология обучения детей составлению загадок.
• Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Круги Луллия, карты Проппа.
• Проектная деятельность и мнемоника.
• Использование наглядного моделирования.
• Метод демонстрации;
• Метод мотивации и стимулирования познавательной мотивации;
• Технология активизирующего обучения речи как средству общения. О. А. Белобрыкина.
Ресурсная база проекта:
Материально-технические ресурсы:
• энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
• материалы для оформления результатов (карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки, фотоаппарат).
Программно-методические ресурсы:
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. ,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.