оксана кузичкина
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок».
Цитата: «Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», – писал
Е. Н. Трубецкой.
Публикация «Педагогический проект „Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Творческое название проекта : «Чему учит сказка?»
Описание проекта
Тип проекта : среднесрочный, открытый, практико-ориентпрованный, групповой.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Форма представления: открытые занятия, консультации для родителей на родительском собрании, и педагогов, на педсовете, слайдовая презентация и защита проекта.
Сроки реализации: 1 учебный год.
Условия реализации: интерес детей и родителей, методические разработки.
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта :
анкетирование, организация экскурсий, диагностика усвоения, фото и видеоматериалы.
Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту : комплексное ( разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, криативные виды деятельности: лепка, рисование.)
Актуальность.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Цель проекта :
Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
На примере героя русских народных сказок Ивана-царевича довести до сознания детей такие духовно-нравственные ценности как доброта, любовь, послушание, уважение к родителям, трудолюбие.
Проблемный основополагающий вопрос.
Как на примере положительных героев русских народных сказок помочь усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни,
воспитать в ребёнке нравственную личность.
Гипотеза.
Если правильно формировать первоначальные представления ребенка о культуре и жизни русского народа, красоте и благородстве, сочетая с духовно-нравственными качествами через сказку, то можно воспитать творчески развитую, нравственную личность, достойного гражданина России.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Развивающие задачи.
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
7. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказок.
8. Создать условия для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
Этапы внедрения проекта
Организационно – подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Организационно – подготовительный этап
1. Анкетирование родителей – сентябрь
2. Посещение библиотек, изучение литературы - в течение года
Подготовка теоретического и практического материала для проведения занятий, консультаций. Семинаров – практикумов (для педагогов) – Сентябрь, октябрь, декабрь
3. Выбор темы и подготовка материала для проведения открытого занятия «Иванушка потерялся» - октябрь
4. Изготовление наглядно – информационного материала – в течение учебного года.
Основной этап
1. Проведение рядовых и открытых занятий для педагогов и родителей - 1 раз в квартал
2. Тематический экспресс – опрос родителей – в течение учебного года
3. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам и оформление выставки – ноябрь, февраль
4. Консультации для родителей «5-ти минутки» - в течение учебного года
5. Проведение заседания детского клуба «В гостях у сказки» - декабрь апрель
6. Проведение консультаций, семинаров – практикумов для педагогов и родителей - 1 раз в квартал
7. Изготовление наглядно – информационного материала – в течение учебного года
Заключительный этап
Анализ результативности
Презентация проекта (для родителей и педагогов – открытые занятия, слайдовая презентация)
Результаты работы у детей сформировались :
- представления о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека;
- представление о любви к родине, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу;
- эмоциональные чувства в процессе установления позитивных межличностных отношений, навыки доброжелательного, заботливого поведения;
- трудолюбие, привычку заниматься делом, аккуратность, старательность.