Мария Кочеткова
Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
2 слайд. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной cистем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
3 слайд А в Японии широко иcпользуются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
4 слайд. И у нас с малолетства учили играть в «Сорока – белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». «Чей нос?», Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
5й слайд. Развивая мелкую моторику рук ребёнка, решается сразу несколько задач:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-тренировка внимания, пространственного мышления;
-воспитание эмоциональной выразительности, воображения и мелкой моторики рук.
6 слайд. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребёнком.
7 слайд. Все пальчиковые игры разделяются на несколько групп
Первичные игры или игры – манипуляции.
Сюжетные пальчиковые упражнения
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
Театр в руке.
8 слайд. Первичные игры или игры – манипуляции. Эти игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Постепенно чуть усложняем игры. Сюда можно отнести: «Пальчик, мальчик?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка…», «Пальчики пошли гулять…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно загибает пальчик. Он может выполнять эти упражнения с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
9 слайд. Сюжетные пальчиковые упражнения. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с боль-шим пальцем (правой, левой руки одновременно).«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы «Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).
Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.
10 слайд. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа дви-жения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «заби-вать гвозди».
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
11 слайд. Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой – либо персонаж.
«Осьминожка» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы - пальцы, путешествуют по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга - замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
12 слайд. И так, подводя итоги, можно констатировать следующее : пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.