Приложение МААМ

Педагогический опыт «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»

Митякина Валентина Дмитриевна
Педагогический опыт «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народа сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребёнка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Публикация «Педагогический опыт „Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края“» размещена в разделах

Региональная культура становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, преумножить и передать их будущим поколениям. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность жизни Мордовии. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий, как долг, честь, совесть, любовь и преданность Родине для того, чтобы завтра они дали всходы. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

И, прежде всего, нужно дать детям понять, что великая страна начинается с малой родины – с того места, где он родился и живет. Если ребенок знает историю своего города, он вырастет настоящим патриотом не только своей малой родины, но и большой, великой страны под названием Россия.

В настоящее время и семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных и неблагополучных семей. Ребенку становится все труднее любить свой дом, семью и родной город.

Актуальность данного вопроса побудила меня избрать направление работы: «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»

Основная идея опыта.

Республика, в котором мы живем, называется Мордовия. Многие поколения людей жили здесь до нас. Как они жили? Что они могли сделать? Во что они верили? О чем думали? Что оставили нам в наследство? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно изучить историю республики. Знание истории и традиций должно передаваться детям.

Я работаю с детьми дошкольного возраста. Это очень интересная группа, потому что дети уже многое понимают, но в то же время они все еще верят в сказки и любят слушать всякие интересные истории. Поэтому, для детей тема изучения родного края и народных традиций не менее интересна, чем для взрослых. Приобщая детей к животворящему источнику истории, традиций и обычаев моего народа, я приобщаю их к миру общечеловеческих ценностей.

Теоретическая база опыта.

Методологическую поддержку моему опыту оказывают идеи Ушинского и современных педагогов-академиков Л. Л. Куприяновой и Л. В. Шаминой, основанные на программе "Детство", региональной модели "Мы в Мордовии живем" и федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Новизна опыта заключается в том, что приобщение к национальной культуре осуществляется через все виды деятельности дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую и др. Использование национально-регионального компонента осуществляется в нескольких направлениях. Детская литература и фольклор являются одним из основных инструментов, позволяющих осуществлять воспитание на основе национальных традиций.

Технология опыта :

Изучение регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, которая направлена на достижение следующих целей и задач:

Целью моей работы является приобщение детей к истории и культуре родного города, края, создание условий для обучения в общественной жизни, активного познания социальной действительности.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Знакомство с истоками национальной культуры народов, населяющих Республику Мордовия;

2. Привитие любви и уважения к людям других национальностей и их культурным ценностям;

3. Формирование чувства ответственности и гордости за достижения своего региона;

4. Знакомство с именами известных земляков;

5. Развитие речи, мышления, воображения, умения анализировать, сравнивать.

6. Формирование ценностно-смысловых представлений о мире через сказки, народную музыку, игры, праздники, танцы.

Для реализации национально-регионального компонента я использую следующие формы работы:

- информативные беседы;

- посещение музеев, детской библиотеки;

- экскурсии, прогулки ;

- народные праздники.

Я считаю, что одним из условий реализации региональной модели является создание необходимой предметно-развивающей среды.

И в нашем дошкольном учреждении создана такая предметно-развивающая среда, она включает в себя три основных раздела:

В «Комнате национального быта» собраны русские и мордовские предметы быта: русская печь с лежанкой, старинная прялка, сундук, одежда, лапти, посуда, утюги, игрушки.

Основные задачи занятий в музее: воспитание доброты, отзывчивости, любви к родине, культуре и традициям, а также к народу.

Еще один раздел- экологический центр "Мир природы", который насыщен нетрадиционными играми и пособиями, позволяющими работать над знакомством с природой родного края, флорой и фауной.

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина. Страшные годы Великой Отечественной войны уходят все глубже и глубже в историю. Все чаще встречаются люди, которые пытаются перекроить страшную страницу и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые своей жизнью отстояли для будущих поколений мирное небо над головой!

Картины тех страшных лет можно увидеть в «Уголке воинской и трудовой славы». Здесь я знакомлю детей с героями Великой Отечественной войны, Героями труда Ардатовского района.

Традиционные праздники, посвященные Дню Победы с приглашением ветерана войны - это хорошая возможность рассказать детям о событиях давно минувших дней, гордость за своих соотечественников, отдавших свои жизни на полях сражений за мир на земле.

Национальный колорит всегда присутствует на различных мероприятиях. Особым знаменательным событием является празднование Дня города Ардатова – где мы вместе с детьми и родителями делаем поделки, посвященные этому дню.

Хотелось бы отметить проведение мероприятия, посвященного "Дню мордовского языка" –где было показано развлечение с участием богини лесов Вирявы и богини воды Ведявы, с целью популяризации знаний родного языка, фольклора и детских игр, развития интереса к изучению народных сказок. На празднике ребята пели песни, танцевали, играли в народные игры, читали стихи мордовских поэтов о родном языке и о родной земле.

Во время изучения образовательного цикла я знакомлю детей с историей своего города. "Путешествие в историю" - пожалуй, один из самых сложных разделов. Знакомя детей с конкретными историческими событиями, я даю им представление о прошлом наших предков, прошлом и настоящем нашего народа, его образе жизни и традициях.

Велись беседы: "Как все начиналось", "Прошлое и настоящее нашего народа", "Ремесла древних славян", "Хлеб всему голова" и др.

Особый интерес у ребят вызвала экскурсия в краеведческий музей им. Воронина, музей С. Д. Эрзи в селе Баево. Каждая экскурсия проходила в вопросно-ответной форме, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Также в доступной для детей форме знакомлю с государственными символами: флагом, гербом, гимном.

Одним из основных методов моей работы по нравственному воспитанию стали экскурсии и целенаправленные прогулки, во время которых дети больше узнают о своем городе, учатся видеть происходящие в нем перемены.

Прогулки к мемориалу воинской славы знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей родины.

Народные и православные праздники играют важную роль в нравственном воспитании. Поэтому стало традицией проводить такие праздники, как «Рождество Христово"," Масленица"," Пасха","Троица". Знакомясь с народными и православными праздниками, ребенок усваивает бесценный культурный опыт поколений. Ярким и запоминающимся событием для наших воспитанников стало праздничное мероприятие с участием детей и взрослых "Рождество Христово", с приглашением епископа Ардатовского и Атяшевского Вениамина. На таких мероприятиях особенно чувствуется связь времен, каждая минута общения с взрослыми благотворно влияет на дошкольников.

Поведение ребенка и его отношение к окружающему миру во многом зависит от нравственного климата в семье, взглядов родителей. Поэтому семейное изучение своей родословной, (которое дети моей группы делали вместе с родителями, поможет детям начать понимать очень важные и глубокие постулаты: корни каждого лежат в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого региона и страны.

Составление родословной своей семьи, выставки совместного творчества родителей и детей "Осенняя фантазия", "Кто сказал, что снеговик привык жить на морозе?", "Новогодняя сказка", а также совместные праздники "День матери", "Мама, папа и я - спортивная семья" сближают поколения, укрепляют детско-родительские отношения.

В ходе своей работы я пришла к выводу, что "подлинная встреча" с культурным наследием города, республики помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки:

Анализ результатов усвоения знаний по познавательному развитию показал: среднее развитие у 45% детей, высокое -у 55% детей,

отмечается также высокий уровень социализации детей данной группы :

дети являются активными участниками городских мероприятий:

"Ардатов – город мой родной", конкурс чтецов: "Я люблю тебя, Россия!»,

спортивные соревнования с детьми из других ДОУ города: "Веселые старты", "Папа, мама и я – спортивная семья", где они занимают призовые места; наша группа является участником республиканского конкурса "Лучшая модель этнокультурного воспитания ДОУ Республики Мордовия", где наш детский сад занял призовое место.

Дети также являются активными участниками проектов, организованных в ДОУ:

1. «Ардатов – город мой родной».

2. «История и традиции предков Мордовии».

3. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

В результате проделанной мной работы, возникла идея создания совместно с родителями проекта "Православные праздники мордовского народа", "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".

Также я обобщила свой опыт в этой области на Всероссийском фестивале "Путешествие в страну родного языка»

Используемая литература.

1. «Мы в Мордовии живем» - региональный образовательный модуль дошкольного образования.

2. О. В. Бурляева. Морд. гос. пед. инс-т – Саранск. 2015.

3. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры-Саранск :Морд. кн. изд. 2009.

4. БурляеваО. В. :«Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края». Детский сад: теория и практика. -2011.

5. Детям о Мордовии: Методическое пособие для педагогов ДОУ. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина: морд. Пед. инс-т –Саранск 2013.

6. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».Автор-составитель Е. Н. Киркина- Саранск. Морд. кн. изд-во, 2013.

7. Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей «Чилисема».

8. Я. Пинясов «Сорокины сказки» : Рассказы и сказки для мл. шк. возр. Худож. Л. Попов, Ю. Смирнов-Саранск: Морд. кн. Изд. 1993.

9. Память» книга посвященная Участникам В. О. войны и воинам-интернационалистам (авт-сост. Т. И. Сазонова, Т. И. Иванова)Саранск.

10. Юганова Р. Герои малой Родины на большой войне. –М. 2008.

11. Альбомы: «Мордовия- моя малая Родина», «Наши знаменитые земляки.», «Государственные символы Р. Ф.»

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» Добрый день, уважаемые коллеги! Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских.

Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями» .

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»
Опубликовано: 4 октября 2024 в 09:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Митякина Валентина Дмитриевна (УИ 3474963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД