Лучший педагог года

Влияние театральной деятельности на развитие детей с общим недоразвитием речи

Анна Чеботарева
Влияние театральной деятельности на развитие детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние театральной деятельности на развитие детей с общим недоразвитием речи»

Детство – особо-значимый период в жизни ребёнка.

В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Детский сад – это сад детства, в котором растёт самое нежное растение – ребёнок.

Наша задача, чтобы он вырос успешным и радовал всех.

И. А. Сикорский, видный российский учёный считал, что «…здоровье и нравственные черты могут быть улучшены, возвышены и усовершенствованны воспитанием».

Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития.

Именно в дошкольном возрасте совершенствуется речь детей, развивается диалогическая и монологическая речь, происходит постепенное становление всех звуков. Дети, испытывающие затруднение в речи, от напряжённого общения, начинают к пяти годам осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, испытывают смутное беспокойство, раздражение, потребность в уединении. Замкнутость, чувство собственной неполноценности перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками, они становятся неуравновешенными. Всё это может стать тормозом в развитии активности детей, инициативности, а в дальнейшем перейти в такие качества, как скрытность, равнодушие, безразличие, пассивность.

Добиться качественного результата в работе с детьми дошкольных групп помогает театрализованная деятельность, которая включает в себя все виды театра, а также самостоятельную художественную деятельность. Игры-драматизации и особенно подготовка к ним развивают у детей способность выразить в речи свои представления, опыт, чувства, впечатления, желание, что повышает умственную работоспособность, создаёт необходимые условия для полноценного речевого развития. Игры-драматизации ценны ещё и тем, что в них раскрывается способность ребят преодолевать нерешительность, робость, развивается инициативность, активизируется речь, формируются творческие качества личности.

Добиться более качественного результата помогает театрализованная

деятельность, которая тренирует образное восприятие, активизирует мышление, развивает воображение и фантазию, расширяет кругозор детей.

Игры-драматизации и особенно подготовка к ним развивают у детей способность выразить в речи свои представления, чувства, впечатления, опыт, желания, что повышает умственную работоспособность, создает необходимые условия для полноценного речевого развития.

Игры-драматизации ценны ещё и тем, что в них раскрывается способность

ребят преодолевать скованность, робость, формируются творческие качества

личности.

Новизна опыта.

Проблема развития детей в группах ОНР и ФФН стала предпосылкой для разработки новых подходов к эстетическому воспитанию детей логопедических групп через создание творческого сообщества детей и взрослых, где музыкальные руководители, логопеды, психолог работают в тесном контакте с педагогами детского сада.

Цель: Активизировать творческий потенциал развития личности ребёнка.

Задачи:

1) совершенствовать эмоциональное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в играх-драматизациях, театрализованной деятельности;

2) повышать уровень языковой компетенции, эффективность восстановления слитности речи, уверенного речевого общения детей;

3) формировать способности дошкольников к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

4) развивать воображение и ассоциативное мышление детей;

5) создавать соответствующую среду на основе организации центров активности для развития театрализованной деятельности.

Сущность опыта.

Опыт основывается на принципе целостного функционирования, как речевого аппарата, так и нервной системы в целом. Способствует развитию положительных качеств: организованности, ответственности, самостоятельности.

Основным способом овладения умений и навыков речевой активности детей и исправления дефектов речи является:

- организация фонационного дыхания,

- формирование навыков чёткой артикуляции и произношения,

- формирование интонационной выразительности речи,

- стабилизация темпа и ритма речи,

- формирование навыков естественной плавной слитной речи в разнообразных формах общения /игровой, диалогах, на занятиях, во время репетиций/. На индивидуальных занятиях добиваюсь:

- правильного звукопроизношения,

- совершенствую фонематическое восприятие,

- отрабатываю правильное речевое дыхание,

- уточняю и расширяю словарный запас детей.

Много внимания уделяю развитию мелкой моторики пальцев рук. На занятиях и в свободной игровой деятельности использую сказочных персонажей, обыгрываю с детьми небольшие инсценировки, даю дополнительные задания на голосовые и мимические упражнения, элементы

психогимнастики, релаксации, различные тренинги, что способствует снятию напряженности и активизации речи детей.

Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. У детей-логопатов проблема – вялый речевой аппарат. Ребёнок не проговаривает до конца фразу, требуется усилие, которого у ребёнка часто не хватает. Поэтому ежедневно провожу гимнастику для речевого аппарата по 5-7 минут.

Первые четыре вида упражнений:

- дыхательная гимнастика,

- артикуляционная гимнастика,

- пальчиковая гимнастика,

- речевая гимнастика - являются подготовительными перед занятиями по развитию речи и репетициями. Эти упражнения важны и в работе по развитию артистических способностей детей.

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения.

Технология:

Постановка игр-драматизаций не только как средство повышения речевой активности детей, но и как театрально-игровой стимул психических процессов – внимания, памяти, речи, творческого воображения. Театрализованная деятельность даёт возможность ставить и достигать индивидуальные цели, она является одной из разновидностей активизации речи детей, речевых способностей, формирует интонационную выразительность, творческую инициативу, повышает уровень языковой компетенции, совершенствует звукопроизношение.

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи –

важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Работа по развитию интонационной речи направлено на комплексное решение задач умственного, нравственного, эстетического, речевого развития детей, при поэтапном использовании детской творческой деятельности: песенной, игровой, театральной и применяема, как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Развитие артистических способностей в играх- драматизациях, совершенствует умение держать на высшем пределе внимание и умственную активность, учит импровизировать под музыку, достигать наиболее быстрых и качественных результатов в развитии духовности детей.

В соответствии с требованиями программы «Сообщество» для развития детей в театральной деятельности создала центр активности «Театр кукол», где разместила пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой театры, а также бибабо, конусный, фланелеграф, театр масок, театр игрушек.

Оборудовала ширмы для разных видов театра, подобрала игровую одежду для детей, собрала материалы для организации творческой драматической игры, шапочки и головные уборы, постоянно пополняю костюмы и театральные атрибуты для разыгрывания спектаклей, игровых сценок, развлечений и театрализованных представлений.

Помещение группы разделила на центры активности. Успешность взаимодействия детей зависит от их размещения в пространстве. Продумала возможность перемещения детей в группе, чтобы они могли снять напряжённость, разнообразить движения, создала условия для общения. В центрах активности дети осуществляют:

- развитие мелкой и крупной моторики,

- координацию руки и глаза,

- экспериментируют цветом, формой, величиной,

- исследуют качества, творят, закрепляют знания и умения;

- снимают эмоциональное напряжение;

- совершенствуют социальные навыки;

- устанавливают партнёрские отношения,

- думают, действуют самостоятельно.

Для стимулирования творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности совместно с музыкальным руководителем создала детскую студию «Капелька», которая помогает детям в обыгрывании игрушек, кукольных персонажей, подводит к инсценировкам, импровизациям, эмоциональной передаче создаваемого образа.

Планирование для детей целей индивидуального и группового развития, которые отвечают их интересам и потребностям и позволяют каждому ребёнку добиться успеха. Побуждая детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительным движениям, учим передавать настроение, эмоциональное состояние, персонажей, помогаем в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.

Работу по постановке игр-драматизаций я начинала с самого простого,

с упражнений, инсценировок, импровизаций, небольших эпизодов, сценок из

знакомых сказок «Волк и семеро козлят», «Под грибком» В. Сутеева, «Заюшкина избушка». Роли предлагала по желанию детей, среди которых самыми активными были Настя Н., Настя К., Саша К., постепенно и другие дети проявили заинтересованность в получении ролей.

Так подошла к постановке спектакля «В гостях у Хозяйки Медной Горы» по сказам П. Бажова. Сначала выделила этапы работы по постановке спектакля, определила сферы интересов, проанализировала проблему и сформулировала задачи. После подбора сказок, написала сценарий, затем подошла к его конструкторской проработке с применением дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов и фонограмм.

Проанализировав, свои возможности и возможности детей вместе с музыкальным руководителем пришли к выводу, что сценарий получился сложный и объёмный. Поэтому решили привлечь к участию в спектакле детей из других логопедических групп, на что получили согласие педагогов и детей. После чтения сказки мы переходили к обсуждению сюжетов, героев сказки, во время которых я знакомила детей с жизнью и бытом людей в прошлом, народными традициями, приметами. Хотя сюжет сказок сложен, но дети с удовольствием прослеживали события до конца, они становились серьёзными при обыгрывании диалогов, этюдов, инсценировок. Дети с нетерпением ждали репетиций, заучивали пословицы, эпитеты и роли с большим энтузиазмом.

В начале работы над сказкой дети были нерешительными, застенчивыми - это Таня А., Вика Е., Валера С., они редко участвовали в играх, избегали контактов со сверстниками. Максим Б., Игорь И. наоборот проявляли чрезмерную активность. Во время репетиций дети постепенно осваивали навыки общения и поведения, улучшилась речь детей, психическое самочувствие, повысилась работоспособность, расширился кругозор, перед детьми ставились новые задачи, шёл постоянный поиск новых методов работы над совершенствованием выразительности речи и движений, повышался интеллектуальный уровень детей. Работа наша была направлена на преодоление и предупреждение дефектов речи через специальное коррекционное обучение.

Лингвистические (словесные) игры позволили Насте К. проявить интеллектуальные и творческие способности в передаче образа Хозяйки Медной Горы, а Саше К. в образе Данилы – мастера. У Ани Х. и Насти Н. в ходе репетиций сформировалась интонационная выразительность речи, они научились чётко формулировать свои мысли. Участие в спектакле детей стимулировали собственную речевую активность, у них обогатился социальный опыт, улучшились взаимодействия с другими детьми.

Стремясь обеспечить активное участие каждого ребенка, выполнить заказ родителей поставили спектакль «Золотой гвоздь» Добиться чёткости произношения, создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений необходимой для звучания полноценного голоса, ясной и чёткой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции и мимической мускулатуры,

выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата потребовалась колоссальная работа логопеда О. Я. Новокрещенных.

Презентация спектаклей прошла на дне открытых дверей в 2014 году для педагогов города и в 2015 году на методическом объединении города. Артистические способности и речевая активность детей были высоко оценены зрителями.

Работа по формированию музыкальных и артистических способностей, по освоению и преобразованию окружающего культурного пространства и овладению уровня языковой компетенции являются творческим процессом, одним из средств самовыражения и дают возможность детям реализовать свои идеи в самостоятельной игровой деятельности. В обыгрывании ролей заложена логика художественного творчества, имевшей своей целью формирование эмоционального и речевого развития.

Работа над разучиванием роли состоит из нескольких видов коррекционных действий, выполняемых в следующей последовательности:

- разучивание роли,

- совершенствование звуковой культуры речи,

- активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи.

Критерии отслеживания результатов позволяют сделать вывод, что у детей повысился речевой уровень развития, исправлены нарушения звукопроизношения, у них появилось собственное суждение в подборе средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, актёрского мастерства, а главное, возникло желание действовать совместно, самостоятельно творить.

Театрализованная деятельность помогла и во взаимоотношениях с родителями. Заинтересованность творчеством П. П. Бажова была организована и направлена на постановку спектакля. В процессе репетиций развивался познавательный интерес, воплощение в роли персонажей происходило в процессе умственного труда, в эмоциональной окраске мыслей, в интеллектуальных переживаниях ребёнка. Цель была достигнута. Связь с родителями стала прочной, они заинтересованы в получении роли их ребёнком, подбирают необходимую информацию, материалы для спектакля, шьют костюмы, стараются, как можно больше узнать о своём герое, используя различные средства информации: телевидение, мультфильмы, художественную литературу, Интернет и др.

В процессе работы над спектаклем родители поощряли усилия ребёнка, оказывали поддержку при встретившихся трудностях, положительно оценивали достигнутые результаты, развивая любознательность, память, помогали в работе по развитию речи детей. Родители содействовали в организации выставки детских работ, создании фотоальбома, помогли в изготовлении атрибутов к спектаклям, мягкой игрушки, кукольного и пальчикового театра.

Совместная работа с семьёй, показала, что родители ощущают личную причастность к воспитанию своего ребёнка; видят как их ребёнок общается с другими детьми; начинают больше понимать в детском развитии, устанавливают дружеские связи с другими родителями. К выпуску детей в школу взаимоотношения с родителями стали более открытыми, заинтересованными и доброжелательными. Девизом совместной работы стало выражение: «Прийти вместе – это начало, остаться вместе – это успех».

4. Результативность.

Вся проведённая мною работа по данной теме дала положительные результаты. Диагностика по развитию речи показала, что у детей повысился уровень языковой компетенции, стабилизировался темп и ритм речи, развились музыкальные и артистические способности.

Оптимизация образовательного процесса положительно сказалась на личностном развитии детей. В результате мониторинга по эстетическому воспитанию высокий уровень показали:

2013 г. 2014 г.

Артистические способности 25% 75%

Эмоциональная сфера 25% 75%

Коммуникативные навыки 16% 66%

Речевая активность 16% 50%

Рефлексия собственной деятельности, взаимодействие с учителем- логопедом, специалистами помогло выстроить коррекционную работу на высоком уровне. Результатом явилась качественная подготовка детей к школе: 100% моих выпускников 2013 году владели звуковым анализом и читали, у 98 % исправлено звукопроизношение, а у 76 % диагноз был снят, 60% вышли на высокий уровень по подготовке в школу. Мои выпускники обучаются в разных типах школ.

Существенным достижением по данному направлению работы является проявление у дошкольников интереса к процессу обучения, умение работать в коллективе, взаимодействовать, планировать и контролировать свои действия, общаться со сверстниками и взрослыми.

Данные апробации первоклассников в школах города говорят о снижении психоэмоциональных перегрузок моих выпускников при переходе в первый класс, подготовленности их к дальнейшему обучению в школе по всем видам образовательной деятельности. Из 12 моих выпускников закончили на «4» и «5» 1 класс – 85 %, 2 класс – 87 %, 60 % выпускников посещают различные кружки, секции, стдии в учреждениях культуры, 30% занимаются в школе искусств № 1.

5. Проблема.

1. Недостаточное обеспечение для организации предметно-развивающей среды и центров активности.

2. Невозможность определённой категории родителей включиться в эффективное оснащение педагогического процесса.

6. Адресная направленность.

Освоение опыта доступно любому творчески работающему педагогу. Может быть использован в любом дошкольном учреждении, чтобы усовершенствовать работу по развитию эмоционального и речевого развития детей и научить детей проявлять творчество, фантазию и изобретательность в выборе средств выразительности.

.

список использованной литературы

1. Г. А. Каше Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи».

2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

3. Программы «Сообщество» под редакцией П. Г. Нежновой.

4. Н. Ф. Сорокина Программа «Театр-творчество-дети».

5. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».

6. М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в д/саду».

7. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в д/саду» .

8. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр».

9. Л. П. Федоренко «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

10. О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

11. И. Коваленц «Азбука эмоций».

12. О. Крупенчук «Пальчиковые игры».

13. И. А. Поварова «Лингвистические игры и тренинги».

14. С. Гаврина «Игровые упражнения на основные эмоции и чувства».

15. «Психогимнастика» М. Чистякова.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние театральной деятельности на развитие детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 13 марта 2025 в 16:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние театральной деятельности на развитие детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Анна Чеботарева (УИ 55406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Празднуем день рек!
Духовных книг божественная мудрость!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД