Ольга Мясушкина
Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны и планеты в целом: все менее богатой и разнообразной становится растительность планеты, сокращаются некоторые виды животных, постоянно в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества, загрязняются воды и т. д.
Публикация «Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе» размещена в разделах
В связи с этим необходимо обратить внимание человечества, в том числе и дошкольников, на охрану и защиту природы, так как именно это время развития человека является основным в познании окружающего мира.
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка дает возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за oc жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Основополагающая задача работы экологической направленности в любом детском образовательном учреждении, которой придерживаются воспитатели – научить детей наблюдать и понимать красоту окружающей природы, с бережностью относиться ко всем живым организмам, передать конкретные знания в области экологического направления и научить придерживаться элементарным правилам поведения при нахождении в природных зонах.
Экологическое развитие детей считается одним из основополагающих направлений дошкольной педагогической деятельности, и различается от стандартного ознакомления с природой.
Перед воспитателем стоят следующие задачи: воспитатель должен развивать у детей интерес и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями, приучать детей к правильному кормлению птиц, правильному поливу растений, закреплять представления детей о растениях, деревьях по их отличительным признакам, учить детей отмечать и называть явления природы.
Крайне важно подобрать такие формы и методы развития экологической направленности дошкольников, которые дали возможность бы продемонстрировать приспособление растений и животных к их среде обитания, взаимозависимости в природных сообществах.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обогощать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Чтобы правильно воспитать бережное отношение к природе, часто использую чтение экологических сказок.
У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Одним из принципиальных факторов, который более глубоко способствует пониманию детьми текста экологической сказки, считается обращение к его чувствительному опыту, то есть общения ребенка с окружающей природой, ее объектами.
К примеру при организации процесса работы с детьми при ознакомлении со сказкой «Двенадцать месяцев», воспитатель дает детям понятие о том, что в природе всё взаимосвязано, что одно время года сменяет другое.
Часто воспитатели используют в своей работе народные сказки, так как они более понятны детям, и во многом более содержат экологический характер. В каждой сказке можно увидеть отношение людей к природе, взаимосвязь людей со средой обитания.
Таким образом экологические сказки помогают детям более лучше воспринять даваемый материал.
Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы. Вот, например, сказка, придуманная ребенком.
Как волка к порядку приучали…
В одном смешанном лесу, где березки мирно обитают рядом с соснами, а дубы каждый день ветвями здороваются с рябиной, живет Волк. В отличие от других своих собратьев, он - добрый. Никого не обижает, ни за кем не гоняется, ни с кем не ругается. Правда, есть у Волка одна плохая черта - он очень любит конфеты. Казалось бы, кому может навредить любовь к конфетам? Разве что только самому сластене – ведь от шоколада могут разболеться зубы! Однако от его любви к сладкому страдает весь лес. Волк ест конфеты и шоколадки в огромном количестве! Особенно он любит полакомиться, когда куда-то направляется, а фантики и обертки разбрасывает по всей округе! А если к нему приезжают братья или друзья, количество разбросанных бумажек увеличивается в несколько раз.
Недалеко от берега реки, который выходил на Зеленую лужайку, располагалась заячья избушка. Каждый день дружное семейство длинноухих отправлялось за водой. И однажды зайцы с ужасом увидели, как порыв ветра подхватил конфетные бумажки и сбросил прямо в речку, где они устремились за быстрым потоком. Зайцы в отчаянии сказали : все конфетные бумажки, расползлись, как таракашки, даже речка засорилась, мы воды теперь лишились! Это Волк, вредный волк, не знает он в порядке толк. Пора зверюшек всех позвать, пора нам Волка воспитать!
И позвал зайцы на Зеленую лужайку всех зверей лесных, собрались все с мешками мусора. Настроенные решительно, они направились к логову Волка, чтобы вручить ему плоды его беспредела.
Звери подошли к логову и закричали:весь мусор мы в лесу собрали, теперь прошли наши печали, несем мы Волку этот сор, чтоб выставить грязнулю на позор!
Звери высыпали все содержимое мешков перед его дверью. Образовалась приличная куча конфетных бумажек, которая загородила вход в дом и засыпала окно. И как раз в это время Волк возвращался домой. Он засунул руку в карман, чтобы распаковать очередную конфету, и вдруг замечает делегацию у своего дома и сказал : что за сборище у дома? Я гостей не приглашал! И сказали звери дружно : мы пришли без приглашенья, так как кончилось терпенье. Конфеты ешь - не замечаешь, куда обертки ты бросаешь! Нетрудно пять шагов пройти -до урны мусор донести! Волк схватился за голову и сказал : ужас, что я натворил, лес в помойку превратил! Надо срочно исправляться, и в лесу нашем убраться! Обещаю, что отныне, мусор будет весь в корзине! Пожалели лесные звери волка и помогли ему убрать весь мусор. Если каждый будет знать, как природу защищать, будет чисто и опрятно, и самим будет приятно!
В заключении отмечу, что при изучении экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В экологических сказках как правило растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, которые вызывают у детей разнообразны чувства: сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.