Юлия Демина
Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Давно доказано учеными, что духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях, проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история.
Каждый народ создаёт свою художественную систему фольклора, но особенными чертами устного народного творчества остаются особая поэтика, фантастические элементы в сюжетах, эпитеты, зачины, повторы, специфическая народная символика.
Публикация «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сказка является одним из жанров детского фольклора. Впечатления детских лет оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказочные образы ярко окрашены и очень долго живут в сознании ребёнка. Сказку привлекал себе в помощь и В. А. Сухомлинский при обучении детей видению природы. Благодаря сказке малыш познаёт мир природы умом, сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира. Через детские сказки дети знакомятся с животным и растительным миром, узнают о взаимосвязи всего сущего вокруг нас. Малыш с раннего детства должен не только освоить, но и помнить, что обитатели природы не вредны, их надо беречь, изучать их нрав и повадки.
Народ многие века отбирал и хранил потешки, передавая их из уст в уста, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря их простоте и мелодичности звучания дети легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей игре, в процессе общения с природой. Знакомство с потешкой можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций игрушек. Рассмотрев, рассказать об этом персонаже, прочитать потешку, объяснить значение новых слов.
В потешках русского народа также существуют народные диалоги, в них отражены разнообразные житейские ситуации, часто они весёлые, шутливые и в то же время назидательные. Потешки можно использовать в процессе умывания, одевания и т. д., но очень мало потешек о воспитании бережного отношения к природе.
Еще одна малая форма устного народного творчества - загадка, в которой в предельно сжатой, образной форме даются яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко передавать образы предметов. Русские загадки не собирались систематически. Даже в XVII веке записей загадок в рукописях не встречается. Впервые обратил внимание на загадки как особенный жанр И. П. Сахаров. Затем появились труды В. И. Даля и И. А. Худякова. Важное значение имеет сборник «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова. Это довольно полный свод собранных к тому времени русских народных загадок.
В среднем возрасте, прежде чем научить отгадывать загадки, мы учим детей составлять описание картинок, выделять характерные признаки образа. Например, предложить ребёнку описать картинку, на которой изображена собака, рассказать об образе жизни (домашнее или дикое, чем питается, какую пользу приносит человеку, как человек заботится о животных). После того, как дети отгадают, предложить послушать загадку: «Хвост колечком, живёт под крылечком». Часто в загадках присутствует замысловатое описание, которое порой очень трудно отгадать. Загадки о природе помогут детям ближе познакомиться с окружающим их миром, способствуют воспитанию эстетических чувств, пробуждению любви к природе, но главное - способствуют формированию бережного отношения к ней.
Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного отношения к природе.