Саша Чесных
Педагогический опыт «Развитие речи посредством театрализованной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт
Тема: «Развитие речи посредствам театрализованной игры»
Введение
Я, Чесных Александра Николаевна работаю в МКДОУ Новоцелинном детском саду «Ромашка» воспитателем. Стаж педагогической деятельности 5 лет.
Публикация «Педагогический опыт „Развитие речи посредством театрализованной игры“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В 09.06.2017 окончила ГАПОУ Новосибирской области «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко» г. Новосибирск по квалификации – воспитатель детей дошкольного возраста. Т. Ж. являюсь студентом ФГБОУ ВО «НГПУ» по специальности специальная психология. За время работы зарекомендовала себя ответственным и творческим педагогом. Активно выступаю за честь детского сада.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Данную тему считаем актуальной, так как овладение родным языком развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучение детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Исследования известных педагогов : Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохиной, А. М. Шахнарович подтверждают, что театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей, мотивом на исправление их речевых дефектов, а использование театрализованных игр способствует развитию связной и грамматически правильной речи, в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности.
Поэтому целью данной работы считаю создание условий для развития речи детей через театрализованную игру.
Задачи: совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театрализованную игру.
Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Функция речи складывается параллельно с развитием мышления; они неразрывно связанны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Речь – это единое смысловое и структурное целое, включающие связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Развитие речи самым тесным образом связанно с развитием сознания познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Мыслить, думать – это значит говорить про себя или вслух.
А говорить- значит думать. После того, как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается, расширяются границы, познавательной деятельности ребенка. Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании должно формировать у детей,начиная с раннего детства, духовность и культуру, способность к успешной социализации в обществе.
Коммуникативная компетенция, способность налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи речевых средств зависит от развития связной речи детей. В свою очередь, коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчеств.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи. Выразительность речи связанна с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Наиболее эффективней и интересней, речь развивается в театральной игре. Театр – игра, в которой присутствует непременно атрибутика, подсказывающая дальнейшие события. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать игру как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Этому научит театр, где каждому найдется роль с учетом индивидуальных особенностей (темперамента, тембра голоса). Ведь роли бывают разные. А диалогическая или монологическая речь будет просто необходимостью.
Привычку к выразительной речи можно воспитывать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед детьми. Огромную помощь оказывает в этом театрализованная игра. С учетом ФГОС игра - основная деятельность детей. Л. В. Выготский писал: «Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие».Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость.
Основной текст
С устройством на данное место работы я набрала ребятишек с младшей группы. В процессе работы со своими детьми в совместной и самостоятельной деятельности мною была проведена диагностика О. С Ушаковой, Е. М Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Данная методика предназначена для выявления уровня развития связной речи детей дошкольного возраста. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система, в которой было выявлено – дети затрудняются при построении предложений, нарушен порядок слов в предложении; затрудняются при установлении логично – смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках; в основном с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов. Определив эти недостатки, желая, увеличить речевые навыки в воспитании детей, для полноценного развития личности моих воспитанников, я наметила пути реализации творческой педагогической работы с целью успешной социальной адаптации детей посредством театрализованной игры. Поэтому я стала большое внимание уделять театрализованной игре. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является искусство. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширить опыт ребенка,если мы хотим создать достаточно прочные основы его Основная цель, которую я ставлю перед собой – создание условий для развития речевых способностей детей. Я считаю, что театрализованная игра развивает речь ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает их к созданию новых образов. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляя его сочувствовать персонажам.
Театрализованная игра проходит через все режимные и учебные моменты: включается в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения ребятишек к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы я заметила, что общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Большую роль я отвела организации предметно-развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную игру детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Вывод: театрализованная игра позволяет совершенствовать речевые навыки, раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. После продолжительной работы я провела мониторинг, который показал следующие данные. Во второй младшей и группе, я познакомила детей с различными видами театров : пальчиковый, кукольный театр, фланелеграф. 1. Цель: развитие речи и коммуникативных отношений через театрализованную игру. 2. Задачи: - Совершенствовать художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки в драматизации. Развивать диалогическую форму речи и логическое мышление. («Речевое развитие»); - развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок («Художественно - эстетическое»). В театрализованной игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование связной речи наиболее эффективно, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал, распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но при этом дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому помогали разнообразить игру, включали в нее новые линии и новых действующих персонажей.
Таким образом, создавался большой коллектив, объединяющий ребят и умеющих вести диалог. Установлению доброжелательных отношений способствовало умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Большим влиянием на детей оказывал пример общения взрослых. Обращалось внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривали взрослые друг с другом, побуждали их так же общаться между собой, а потом переносили это в театральные игры. В ходе игры
развивалась с речь у детей, привлекали их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом, побуждали помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.
Формировались умения детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при организации игры, в умении согласиться с замыслом, предложенным сверстником. Успех развития речи — в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации. Ни тема, ни сюжет игры не навязывался. Для развития сюжета игры проводили игры — придумывания. В совместной игре с детьми постепенно переводили их к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. В работе с детьми создавались ситуации, побуждающие детей поступать правильно.
Важно показать, как необходим диалог для решения любых ситуаций. В ходе организации игр проводилась индивидуальная работа с детьми, в которой стремились показать свою доброжелательность заинтересованность в каждом ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не хотели вести диалог с другими детьми. Специально демонстрировался эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группам, объединенных, совместной деятельностью. По окончанию учебного года была проведёна диагностика.
Со средней группы я познакомила детей с театром теней, дети получили массу приятных эмоций, они с удовольствием включились в предложенную игру. Создание игровой обстановки; внесение атрибутов, новых игрушек, предметов и предметов-заместителей, рассматривание их. Обучение игровым действиям с ними. Учу ребятишек игре-драматизации с пальчиковым театром. Здесь мы обыгрываем персонажей как находясь за ширмой, так и изображаем действия передвигаясь свободно по группе. Так незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры. Встреча с театральной куклой помогает расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Занимаясь с детьми, я стремлюсь вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждаю детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть. Не препятствую стремлению ребятишек поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Мои воспитанники научились имитировать жесты людей, движения животных, появилось желание подпевать, выполнять движение в такт музыки. Во время совместной деятельности с детьми играя с куклами бибабо, научились особой техники вождения (персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости (Приложение №12)
Мои воспитанники стали участвовать в инсценировках знакомых сказок, народных песен, потешек, в небольших занимательных сценках, а также в простейших приемах кукловождения настольных кукол. Стараюсь продумать вопросы при подготовке к игре так, чтобы дети думали, анализировали довольно сложные ситуации, делали выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Во второй половине дня в совместной деятельности с детьми включаю такие виды игр как:
1. Игры с введением различных сенсорных стимулов (зрительные, слуховые
2. Игры на воплощении детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадки.
3. Игры на передачу эмоциональных состояний сказочных героев.
4. Игры на основе отрывков произведений детских писателей и поэтов.
5. Игры на оправдание сценического действия.
Развивать творчество у детей мне помогают:
-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей; коррекционно-развивающие игры;
-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности;
-игры - превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
-упражнения на развитие детской пластики;
-ритмические минутки (логоритмика);
-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
-театральные этюды;
-отдельные упражнения по этике во время драматизации;
-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. (Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»).
Применяя эти упражнения, я заметила, что ребятишки стали разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Также они научились говорить тихо, громко, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. В своей работе я использую приемы мнемотехники для улучшения памяти у детей. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. В качестве дидактического материала использую мнемотаблицы.
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работ с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Для того чтобы ребенок проявил творчество, я стремлюсь обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления, а самое главное речь.
Мои воспитанники очень любят, когда я играю вместе с ними. Они с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Я привлекаю родителей к участию в спектаклях. Они помогают в изготовлении атрибутов, декораций. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет создавать условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развивает способности; детское творчество; позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп; контакт со взрослыми (родителями, воспитателями, бабушками, дедушками).
У нас были спектакли и утренники, в которых принимали участие мамы, папы, дети были в таких спектаклях более эмоциональными, старались, радовались и переживали за своих родителей. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особое место,стать полноценными членами сообщества. (Приложение № 15).Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей и детей, позволила им лучше понимать друг друга.
Подобная организация театрализованной деятельности способствует:
- самореализации каждого ребенка;
- взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в совместном спектакле и концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.
Для того, чтобы проверить эффективность своей работы провела промежуточную диагностику (Приложение № 3). Уже сейчас я могу сказать, что мои малыши могут:
- создавать образ персонажей, используя различные средства выразительности (слова, мимику, жесты);
- взаимодействовать с партнером;
-действовать с атрибутами кукольного театра (пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками).
Вывод: велико значение театрализованной игры для речевого развития, совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, таким образом, разработанная мною система работы по театрализованной игре оказалась эффективной и способствовала развитию речевых и творческих способностей детей. В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию речи через театрализованную игру детей дошкольного возраста: пополнить уголок театрализации новыми куклами для всех видов театра;сделать традицией, отмечать День театра;продолжать работу с родителями по театрализованной деятельности (совместное посещение театров родителей и детей, продолжать принимать участие в создании декораций к детским спектаклям, изготовлять вместе с ребятишками костюмы) ;в конце года показывать спектакли для родителей.
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в театрализованную игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные игра может быть организована в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по развитию речи. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованной игры в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится говорить и действовать. Роль воздействия театрализованной игры на речевое развитие дошкольников и необходимость её использования, как во время занятий, так и в свободное время. Выбранная тема, достаточно полно раскрыта в работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка посредствам театрализованной игры оправдала себя : дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. В результате работы, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Поскольку уровень развития связной речи детей группы повысился, что видно из диагностики.