лена лапина
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Лапиной Елены Николаевны
Тема «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
через дидактические игры».
Основная идея.
Публикация «Педагогический опыт „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Перед тем как приступить к исследованию темы моего опыта я поставила перед собой цель - учить детей обобщенным способам исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Для достижения цели мной был определен ряд задач.
1. Создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.).Развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.
3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
4. Теоретическая база опыта
Начала свою работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников. В своей работе кроме основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой я использовала методические разработки и технологии известных мыслителей и педагогов.
Проблема сенсорного развития ребенка является объектом научных исследований на протяжении многих лет. Так в 17 векепроблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал принципы, играющие большую роль и в настоящее время (наглядности, постепенности, последовательности, подражания).
Великие педагоги 19 века Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др. внесли большой вклад в исследования сенсорного развития детей. Так, Ф. Фребелем, была создана собственная система воспитания, в основу которой положены шесть «даров», соответствующих возрасту ребенка. Система воспитания Фребеля была построена с учетом уникального педагогического опыта И. Г. Песталоцци и Я. А. Каменского. М. Монтессори вкладывает в свою педагогическую систему индивидуальный подход к каждому ребенку.
В исследованиях Л. А. Венгер, Т. П. Высоковой, Е. И., Марцинковской, Л. Н. Павловой, Е. А. Флериной, Ю. М. Хохряковой и др. показано, что для повышения эффективности сенсорного воспитания в раннем возрасте большое значение имеет использование в педагогическом процессе предметных игр, что обусловлено возрастными особенностями детей.
Отечественная педагогика также признавала важную роль сенсорного воспитания. Н. П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина видели в сенсорном воспитании основу для развития мышления через расширение поля восприятия. Большой вклад в изучение сенсорного воспитания дошкольников внес А. В. Запорожец. Основной задачей сенсорного воспитания А. В. Запорожец видит в формирование у детей восприятия и представления предметов и явлений, способствующих совершенствованию всех психических процессов, происходящих в организме ребенка-дошкольника.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
5. Новизна
Новизна идеи заключается в том, что для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста используя комплексный подход : современные образовательные технологии и традиционные методы и приемы мы получим более высокий результат.
Технология опыта
Над темой «Сенсорное развитие детей младшего возраста» я работала с 2016 г. по 2018 г. Работа велась целенаправленно, последовательно, системно. Свою работу я начала с мониторинга выявления уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у воспитанников второй младшей группы. Анализируя диагностику, сделала вывод, что с детьми необходимо проводить большую работу по сенсорному развитию. 30% детей имеют средний уровень освоения программы, они повторяют за мной название формы, размера предметов в совместных играх. Показывают большие и маленькие, длинные и короткие предметы. 10% - с высоким уровнем, они самостоятельно выделяют и называют цвет, форму и размер предметов. 60% с низким уровнем освоением. Они затрудняются в назывании формы предметов, путают или совсем не знают цвет. Я поняла, что мне, как педагогу, необходимо помочь ребенку освоиться с разнообразными ощущениями, научить осмысливать через них себя и окружающий мир, углубить знания о качествах предметов, окружающих его, научить отбирать и выделять более эффективные игровые действия, помогающие определить качество предмета.
В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок (приобретено большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал).
- «Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная)
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины,
- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины,
- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
При организации уголка я учитывала следующие критерии: доступность; безопасность; эстетичность; соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.
Мной была разработана система занятий по сенсорному развитию воспитанников, с учетом возрастных и индивидуальных особенности. Учитывая то, что сенсорное воспитание планомерно и систематически должно включаться во все моменты жизни ребёнка, я пришла к выводу, что опыт сенсорного развития дети должны получать не только на организованных занятиях, но и закреплять пройденное и продолжать развитие сенсорного опыта во время режимных моментов, индивидуальной работы и дополнительных занятий.
Так как в группе преобладали дети с выраженной активностью, то к каждому занятию я подбирала более интересный и неожиданный сюжет (три медведя, волк и козлята). Занятия обыгрывала как маленькую тайну, волшебство или сказку, привлекая тем самым внимание детей и активизируя их интерес к занятиям.
Для развития тактильных ощущений в своей работе я использовала природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т. д. Игры на развитие тактильных ощущений :«Чудесный мешочек»;«Узнай фигуру»;«Найди пару»;«Что в мешочке?»; «Липкие материалы»; «Разные поверхности» и др. В начале для игры были использованы 2-3 предмета разные по своим качествам (пушистый и гладкий, большой и маленький, где дети усваивали такие качества, как «круглый», «резиновый», «деревянный» и т. д. Играя в эти игры, я постепенно увеличивала число взятых предметов и усложняла правила.
Для развития мелкой моторики проводилась пальчиковая гимнастика во время занятий, на физкультурных минутках, затем стала включать их во все режимные моменты. Дети с удовольствием выполняли упражнения, предложенные мной: «Семья», «Замочек», «Капуста» и др. Следующим этапом сенсомоторного развития детей, стали игры с мозаикой. Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлены следующие дидактические игры : «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», игры с прищепками и т. д.
Играя в такие игры как : «Где звенит колокольчик?» «Кто как поет», «Угадай на чем играю» у детей развивался музыкальный слух. Кроме этого в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», «гремелки» и др., а также использую магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений применяла свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др. С детьми проводились игры : «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».
Мною создана картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста :
Форма: «Сложи картинку», «Составь цветок», «Подбери фигуру» и т. д. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.
Цвет:«Найди предмет такого же цвета», «Найди пару», «Какого цвета не стало» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать предметы по цвету.
Величина: «Построй дом», «Три квадрата», «Какие бывают фигуры» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать группировать предметы по величине.
Игры с предметами : «Построй башенку», «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку». Играя в эти игры, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.
Для просвещения родителей воспитанников в вопросах сенсорного воспитания, повышение их компетентности использовала разнообразные формы работы:
1. размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек – «Знакомство с сенсорными эталонами»;
2. анкетирование- "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников";
3. групповые и индивидуальные консультации «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»,
4. подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей;
5. проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов;
6. индивидуальные беседы.
Результативность опыта
В процессе работы по сенсорному развитию были созданы соответствующие условия и предметно-пространственная среда для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; дети научились воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Значительно расширилось представление об окружающем мире. В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Опыт внедрялся посредством использования здоровьесберегающих, игровых технологий; детского проектирования; сотрудничества с родителями.
Список литературы
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – 237с.
2. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика - Пресс, 2009.
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. — 464 с. : ил.
5. Ендовицкая Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10 - с. 4-9.
6. Плеханов А. В., Морозова О. В., Манасеина М. М. : Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35
7. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М. : Просвещение, 2005. – С. 121-135.
8. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Просвещение, 2009. - 160 с.
9. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2009.