лена лапина
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Лапиной Елены Николаевны
Тема «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
через дидактические игры».
Основная идея.
Перед тем как приступить к исследованию темы моего опыта я поставила перед собой цель - учить детей обобщенным способам исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Для достижения цели мной был определен ряд задач.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
1. Создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.).Развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.
3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
4. Теоретическая база опыта
Начала свою работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников. В своей работе кроме основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой я использовала методические разработки и технологии известных мыслителей и педагогов.
Проблема сенсорного развития ребенка является объектом научных исследований на протяжении многих лет. Так в 17 векепроблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал принципы, играющие большую роль и в настоящее время (наглядности, постепенности, последовательности, подражания).
Великие педагоги 19 века Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др. внесли большой вклад в исследования сенсорного развития детей. Так, Ф. Фребелем, была создана собственная система воспитания, в основу которой положены шесть «даров», соответствующих возрасту ребенка. Система воспитания Фребеля была построена с учетом уникального педагогического опыта И. Г. Песталоцци и Я. А. Каменского. М. Монтессори вкладывает в свою педагогическую систему индивидуальный подход к каждому ребенку.
В исследованиях Л. А. Венгер, Т. П. Высоковой, Е. И., Марцинковской, Л. Н. Павловой, Е. А. Флериной, Ю. М. Хохряковой и др. показано, что для повышения эффективности сенсорного воспитания в раннем возрасте большое значение имеет использование в педагогическом процессе предметных игр, что обусловлено возрастными особенностями детей.
Отечественная педагогика также признавала важную роль сенсорного воспитания. Н. П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина видели в сенсорном воспитании основу для развития мышления через расширение поля восприятия. Большой вклад в изучение сенсорного воспитания дошкольников внес А. В. Запорожец. Основной задачей сенсорного воспитания А. В. Запорожец видит в формирование у детей восприятия и представления предметов и явлений, способствующих совершенствованию всех психических процессов, происходящих в организме ребенка-дошкольника.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
5. Новизна
Новизна идеи заключается в том, что для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста используя комплексный подход : современные образовательные технологии и традиционные методы и приемы мы получим более высокий результат.
Технология опыта
Над темой «Сенсорное развитие детей младшего возраста» я работала с 2016 г. по 2018 г. Работа велась целенаправленно, последовательно, системно. Свою работу я начала с мониторинга выявления уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у воспитанников второй младшей группы. Анализируя диагностику, сделала вывод, что с детьми необходимо проводить большую работу по сенсорному развитию. 30% детей имеют средний уровень освоения программы, они повторяют за мной название формы, размера предметов в совместных играх. Показывают большие и маленькие, длинные и короткие предметы. 10% - с высоким уровнем, они самостоятельно выделяют и называют цвет, форму и размер предметов. 60% с низким уровнем освоением. Они затрудняются в назывании формы предметов, путают или совсем не знают цвет. Я поняла, что мне, как педагогу, необходимо помочь ребенку освоиться с разнообразными ощущениями, научить осмысливать через них себя и окружающий мир, углубить знания о качествах предметов, окружающих его, научить отбирать и выделять более эффективные игровые действия, помогающие определить качество предмета.
В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок (приобретено большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал).
- «Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная)
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины,
- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины,
- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
При организации уголка я учитывала следующие критерии: доступность; безопасность; эстетичность; соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.
Мной была разработана система занятий по сенсорному развитию воспитанников, с учетом возрастных и индивидуальных особенности. Учитывая то, что сенсорное воспитание планомерно и систематически должно включаться во все моменты жизни ребёнка, я пришла к выводу, что опыт сенсорного развития дети должны получать не только на организованных занятиях, но и закреплять пройденное и продолжать развитие сенсорного опыта во время режимных моментов, индивидуальной работы и дополнительных занятий.
Так как в группе преобладали дети с выраженной активностью, то к каждому занятию я подбирала более интересный и неожиданный сюжет (три медведя, волк и козлята). Занятия обыгрывала как маленькую тайну, волшебство или сказку, привлекая тем самым внимание детей и активизируя их интерес к занятиям.
Для развития тактильных ощущений в своей работе я использовала природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т. д. Игры на развитие тактильных ощущений :«Чудесный мешочек»;«Узнай фигуру»;«Найди пару»;«Что в мешочке?»; «Липкие материалы»; «Разные поверхности» и др. В начале для игры были использованы 2-3 предмета разные по своим качествам (пушистый и гладкий, большой и маленький, где дети усваивали такие качества, как «круглый», «резиновый», «деревянный» и т. д. Играя в эти игры, я постепенно увеличивала число взятых предметов и усложняла правила.
Для развития мелкой моторики проводилась пальчиковая гимнастика во время занятий, на физкультурных минутках, затем стала включать их во все режимные моменты. Дети с удовольствием выполняли упражнения, предложенные мной: «Семья», «Замочек», «Капуста» и др. Следующим этапом сенсомоторного развития детей, стали игры с мозаикой. Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлены следующие дидактические игры : «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», игры с прищепками и т. д.
Играя в такие игры как : «Где звенит колокольчик?» «Кто как поет», «Угадай на чем играю» у детей развивался музыкальный слух. Кроме этого в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», «гремелки» и др., а также использую магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений применяла свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др. С детьми проводились игры : «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».
Мною создана картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста :
Форма: «Сложи картинку», «Составь цветок», «Подбери фигуру» и т. д. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.
Цвет:«Найди предмет такого же цвета», «Найди пару», «Какого цвета не стало» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать предметы по цвету.
Величина: «Построй дом», «Три квадрата», «Какие бывают фигуры» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать группировать предметы по величине.
Игры с предметами : «Построй башенку», «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку». Играя в эти игры, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.
Для просвещения родителей воспитанников в вопросах сенсорного воспитания, повышение их компетентности использовала разнообразные формы работы:
1. размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек – «Знакомство с сенсорными эталонами»;
2. анкетирование- "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников";
3. групповые и индивидуальные консультации «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»,
4. подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей;
5. проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов;
6. индивидуальные беседы.
Результативность опыта
В процессе работы по сенсорному развитию были созданы соответствующие условия и предметно-пространственная среда для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; дети научились воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Значительно расширилось представление об окружающем мире. В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Опыт внедрялся посредством использования здоровьесберегающих, игровых технологий; детского проектирования; сотрудничества с родителями.
Список литературы
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – 237с.
2. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика - Пресс, 2009.
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. — 464 с. : ил.
5. Ендовицкая Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10 - с. 4-9.
6. Плеханов А. В., Морозова О. В., Манасеина М. М. : Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35
7. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М. : Просвещение, 2005. – С. 121-135.
8. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Просвещение, 2009. - 160 с.
9. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2009.