Ольга Ильина
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать
Представление педагогического опыта
воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад
комбинированного вида «Солнышко»
Ильиной О. В
ТЕМА: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что формирование и развитие речи это один из важнейших источников всестороннего развития личности дошкольников. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше развиты пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок будет говорить.
Ведущая педагогическая идея опыта: Это создание и реализация системы работы по развитию речи детей посредством пальчиковых игр.
Проблема исследования. В настоящее время перед обществом остро стоит проблема речевого развития детей. Сейчас все больше детей имеют проблемы с речью. Ребенок, имеющий хорошо развитую моторик пальце рук, лучше говорит, умеет логически рассуждать, мыслит, у него лучше развита память. Сформированная речь поможет ребенку освоить взаимодействие с другими людьми.
Перспективность педагогического опыта заключается в разработке системы работы по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений, с использованием современных методик и технологий.
Элементы новизны прослеживаются в организации:
Предметно-пространственной развивающей среды (разработка картотек пальчиковых игр).
Сотрудничество с социумом ( с родителями: консультации: Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».
Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Консультация: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?».
Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
Создание пальчикового театра (Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказки «Репка»).
Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.
Задачи
Изучить и проанализировать научные труды отечественных и зарубежных педагогов по обозначенной теме ;
Создать соответствующую предметно- пространственную развивающую среду для организации деятельности ;
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры и пражнения;
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для развития речи детей раннего возраста.
Планируемые результаты:
вызвать интерес детей к пальчиковым играм и пражнениям;
увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;
использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;
развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;
дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа;
свободная самостоятельная деятельность самих детей;
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, упражнения, конструирование.
Инсценирование и проигрывание пальчиками стихов и сказок.
Теоретическая основа опыта
В современной системе образования много проблем. Одна из них, и я считаю, что наиболее важная это речь ребенка. На стадии современного общества, в силу постоянно развивающихся условий данного направления, перед речевым развитием ставятся совершенно новые задачи. Принимая во внимание данный факт, отметим целесообразность определения понятия «речь» в педагогической литературе.
В трудах известного психолога В. И. Болдырева. Мы находим следующее определение понятию «речь» : «Целенаправленный процесс, в ходе которого происходит формирование осознанности речевых действий, развитие речевых привычек» [1].
А в трудах известного психолога Б. Т. Лихачева, мы можем рассмотреть определение понятия «речевое развитие». Т. Б. Лихачев обосновывает данное определение как постоянно развивающийся процесс на протяжении всего дошкольного периода, осуществляемый посредством организованной педагогической деятельности, в соответствии с особенностями дошкольного возраста. Результатом же могут выступать не только сформированная речь, но и всесторонне развитая личность [2].
Эти да понятия, представленные выше, сопоставимы с понятием известных отечественных ученых в области педагогики и психологии начала двадцатого века.
Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то игровая деятельность, как правило, имеют широкое влияние на речь ребенка. Данная роль обозначается и в Федеральном государственном образовательном стандарте, в частности, в такой области, как «Речевое развитие». Посредством пальчиковых игр и упражнений становится возможным реализация индивидуального общения с ребенком, установление положительного эмоционального контакта и доверительных отношений. По ходу совместных игр детей, организуя повторение в стихотворной форме пальчиковых игр, взрослый спрашивает, задает вопросы, объясняет, показывает и поясняет различные речевые конструкции, подводя дошкольников к самостоятельной речевой деятельности. Выполняя такую работу, ребенок принимает во внимание речь взрослого, тем самым дошкольниками приобретается социальный опыт, в том числе формируется и речевые навыки, общение. Организуя пальчиковые игры, педагог должен создать доброжелательную атмосферу сотрудничества [3].
Методологической основой при обобщении опыта также являлось изучение трудов выдающихся педагогов, психологов, таких как И. П. Павлов. и Л. С. Выготский.
Новизна данного педагогического опыта заключается в системном подходе к проблеме развития речи дошкольников, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий, в частности, игровой деятельности.
В ФГОС ДО выделяет задачу формирования речи одной из главных. В дошкольном возрасте, в основном, завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение коммуникативной стороны речи.
Умение использовать речь, выражать свои мысли и чувства, понимать речь других – все эти задачи относятся к освоению навыков общения дошкольника.
Реализация педагогического опыта, как и сам опыт, актуален в современном социуме, в частности, именно для воспитательного и образовательного процесса в ДОО.
Основная педагогическая идея заключается в применении пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики, игровой, познавательной и творческой способности детей, что поможет дошкольнику в развитии речи.
2. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Длительность работы над опытом составляет 2 года.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и упражнения. Я выбрала эту тему, так как она очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями.
Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего детства, массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Дети любят махать ручкой, хлопать в ладошки. Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Мелкую моторику рук развивают различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности. И как писал И. П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Организация деятельности по развитию речи посредством пальчиковых игр и упражнений ведется мной по следующим действиям:
-заучивание пальчиковых игр, выполнение различных упражнений с пальчиками.
– активное взаимодействие с родителями дошкольников.
В процессе данной работы я использую следующие приемы работы:
Мною были реализованы пальчиковые игры по различным лексическим темам («Одежда», «Ягоды и грибы», «Овощи и фрукты», «Моя семья» и многие другие).
Введение каждой игры предполагает постепенное введение в игру, формирование игровых и речевых умений, перевод детей на уровень самостоятельности.
Последовательность разучивания игр:
1. Взрослый показывает игру малышу
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой малыша
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст
4. Ребёнок выполняет движения с небольшой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, взрослый подсказывает и помогает.
Большинству дошкольникам нравится самостоятельно осуществлять пальчиковые игры. К тому же, дети играют в них не только в процессе занятий, но и в свободной деятельности.
Взрослый является в глазах ребенка дошкольного возраста – образцом того, как правильно нужно говорить, высказывать собственные мысли с применением различных оборотов, эталон речевой деятельности, построения отношений с окружающими. Именно опора на образец взрослого и на его оценку является основой усвоения речевых норм.
3. Анализ результативности.
Рассмотрим следующие составляющие результаты моей работы:
1. С помощью правильно организованной деятельности, направленной на развитие речи, у детей значительно повысится речевая активность, ребята станут наиболее открыты к общению и сотрудничеству.
2. Реализация деятельности по развитию речи в процессе реализации пальчиковых игр и упражнений помогают освоить дошкольникам реализовать речевой потенциал. Такая насыщенная деятельность как игры, помогают сформировать у детей коммуникативные навыки и умения, а также способствуют развитию взаимодействия со сверстниками и педагогом в целом. Но следует помнить, что данный процесс наиболее результативен только при правильной его организации.
Рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт будет полезен педагогам образовательных организаций. Методические материалы педагогического опыта могут быть использованы как в работе с детьми, так и при реализации различных научно – исследовательских работ.
Список используемой литературы :
1. Адриенко, Е. В. Психология детства : учебное пособие для студентов / под редакцией В. А. Сластенина. – Москва : Современная школа, 2015. – 230 с. ISBN 978-5-7695-9218-8. – Текст : непосредственный.
2. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / А. П. Астахов. – Москва: Современная школа, 2016. – 928 с. – Текст : непосредственный.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 2018. – 398 с.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л. С. Выготский. – Текст : непосредственный. // Дошкольное образование. –2015. – № 5. – C. 15 – 20.
5. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. – Москва: ИЦ Академия, 2016. – 288 c. – Текст : непосредственный.