Ольга Митрофанова
Передовой педагогический опыт. «Развитие кожных ощущений у детей второй группы раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые участники сайта!Делюсь с Вами своим педагогическим опытом.
Ах, этот 21 век. Век высоких технологий, электроники.
Благо? – Несомненно!
Проблема? – К сожалению, да!
В наше время дети слишком много времени проводят перед телевизором, играя в телефоны и компьютерные игры. Забери из их жизни данные электронные приборы, и они уже не знают чем себя занять. А тем временем ухудшается зрение, портиться осанка, появляется зависимость.
Поэтому для работы с детьми второй группы раннего возраста я выбрала тему самообразования, которая звучит следующим образом.
Публикация «Передовой педагогический опыт, „Развитие кожных ощущений у детей второй группы раннего возраста“» размещена в разделах
«Развитие непосредстевенно - чувственного опыта детей второй группы раннего возраста во всех видах деятельности.»
Чувственный опыт, или сенсорное восприятие.
Вообще сенсорика - это все, что связано с ощущениями человека, с его представлением о предметном, материальном мире.
Прежде всего, следует выделить группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира,— зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные.
Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Для детей раннего возраста невероятно актуально развивать именно кожные ощущения. Конечно не исключая все остальные. Но предметно – исследовательская деятельность в данном возрасте стоит во главе угла.
Для развития ребенка, тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики малыша – важный орган, который отвечает за развитие мыслительной деятельности ребенка.
Ребенок прикоснулся к шершавой ракушке и гладкому камню. И это не просто прикосновения. В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И вы можете сто раз говорить малышу о том, что бывает вода горячая и холодная. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
И чтобы это развитие имело систематичный характер, прослеживаться оно должно во всех видах детской деятельности.
Даже для самых маленьких детишек рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Дети в возрасте 1-3 лет только учатся использовать кисточку, или карандаши, поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей – рисование пальчиками. И на самом деле рисование пальчиками очень легкое и простое занятие – макай пальчик в краску и рисуй. Заметим, даже у начинающего рисовать ребенка получаются очень красивые работы.
Данную нетрадиционную технику рисования я активно использую при организации образовательной деятельности с моими детьми.
А ещё в рамках родительского собрания в прошлом учебном году мной был проведен мастер - класс для родителей, который назывался «Рисуем руками – развиваем моторику»
Этот мастер – класс был проведен с целью информирования родителей о данной нетрадиционной технике рисования, Приобщение родителей к сенсорному развитию детей. Побуждение родителей к качественному общению со своими детьми. Укрепление связи детского сада и семьи.
Родители с радостью откликнулись на предложение порисовать руками. Рисовали пять сюжетов, двигались от простого к сложному.
В наше время появилось множество различных специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Но есть и минусы, они достаточно дорогостоящие. И чтобы это не стало препятствием для родителей в общении с детьми. Я приготовила для них нехитрые рецепты приготовления пальчиковых красок в домашних условиях
Я активно взаимодействую с родителями, потому что эффективно развивать ребенка можно только сотрудничая друг с другом и дополняя друг друга. И в этом смысле мастер – класс очень удобный и эффективный метод. Идет активное общение, обмен информацией и практическая работа. Поэтому данный мастер – класс не единственный в моем педагогическом опыте. С целью приобщения родителей к сенсорному развитию детей был проведен мастер – класс в преддверии Нового года под названием «Новогодний шар». Вот такие замечательные шары мы изготовили с родителями. На данном мастер – классе присутствовали и воспитатели нашего детского сада, заинтересовавшиеся техникой «декупаж», которая была использована.
Цель: приобщение родителей к сенсорному развитию детей, а именно: закрепить умения детей правильно находить и называть красный, желтый, зеленый, синий цвет, закрепить знания детей о геометрической фигуре шар, формировать знания детей о текстуре поверхности – гладкий – шершавый. Побуждение родителей к качественному общению со своими детьми. Укрепление связи детского сада и семьи.
Для изготовления новогоднего шара была использована манная крупа, но манной крупой можно еще и рисовать.
Вот мы с ребятами изобразили ночной серебристый дождь.
Польза в рисовании крупами: развитие мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, сенсорики, фантазии, воображения.
Рисование крупами оказывает психотерапевтическое воздействие: помогает найти гармонию, успокоить, прогнать страхи и фобии.
Мои малыши с удовольствием занимаются рисованием крупами.
А еще мы рисуем фасолью. Вообще мной был создан целый цикл дидактических игр с фасолью. В этом цикле есть игры как для детей до двух лет, так и для детишек старше двух лет.
ИГРА «УГОСТИМ КОЛОБКА ВИТАМИНКАМИ»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
ИГРА «ПРЯТКИ»
ЦЕЛЬ: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ»
ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».
СРЕДСТВА: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки», фасоль, поднос.
ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»
ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.
СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.
ИГРА «НАСТРОЕНИЕ КОЛОБКА»
ЦЕЛЬ: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.
СРЕДСТВА: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ ФАСОЛЬЮ»
ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение.
СРЕДСТВА: персонаж колобок; фасоль; схемы предметов; основа - коврики прямоугольной формы
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова
М. Монтессори.
А мы с ребятами руками учимся еще и видеть.
Например, вот такая дидактическая игра «Что это?»
Ребята на ощупь пробуют увидеть предмет, который они нащупали в мешочке. Предметы эти хорошо знакомые и легко узнаваемые на ощупь игрушки: мячи, кубики, матрешка, машинки.
Данную дидактическую игру проводим как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Для развития кожных ощущений уголок физического развития в нашей группе пополнился мешочками с различными наполнителями. Применения им огромное множество.
Можно использовать их в двигательной деятельности детей, а можно…
Можно пощупать два мешочка с различными наполнителями и различными аппликациями, дать характеристику каждому мешочку, например, в мешочке с листиком наполнитель крупнее, а с цветочком мельче. И на ощупь определять.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Я активно использую пальчиковые игры в своей работе. Дети с большой охотой подключаются к таким играм. Основываясь на этот факт, мной было спроектировано развивающее панно, а воплотила его в жизнь одна из мамочек нашей группы. Для этого панно я разработала конспект организованной образовательной деятельности в стихотворной форме, с использованием пальчиковых игр.
Но ведь кожные ощущения можно развивать не только задействовав ручки малышей…
А вы знаете, что согласно современным представлениям, влияние массажа ступни на организм человека обосновывается существованием рефлекторной связи нервных окончаний этой области с внутренними органами и системами. В ногах – 72000 нервных окончаний: ступня - словно карта всего организма; нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего представительства на подошве. Поэтому так эффективны нехитрые занятия на массажном коврике, стимулирующие стопу детей. А еще они - замечательный способ профилактики плоскостопия.
Исходя из вышесказанного, в нашей группе прошел конкурс для родителей, под названием «Массажный коврик – здоровье Вашего ребенка». Было разработано положение конкурса, в приемной была представлена информация для родителей, о пользе массажных ковриков и способе их изготовления в домашних условиях. Так же были представлены образцы. Какая польза и красота получилась у наших родителей!
Наш уголок физического развития детей пополнился целым комплексом массажных ковриков. Их мы используем ежедневно перед дневным сном и после дневного сна, включаем в утреннюю гимнастику и физическую культуру.
Данный опыт был оценен воспитателями других групп. И на сегодняшний день такие массажные коврики есть во всех группах нашего детского сада.
Массаж стоп в нашей группе осуществляется еще и вот такими массажными мячами.
«Колючий» мячик с резиновыми пальчиками воздействует на активные точки организма, стимулируя кровообращение и успокаивая нервную систему. Развивает мелкую моторику и является профилактикой плоскостопия. Для массажа и самомассажа.
Таким образом развитие, кожных ощущение осуществляется в нашей группе ежедневно, в той или иной области детской деятельности. Как результат: дети активнее познают мир, охотнее включаются в совместную деятельность.
Конечно, не нужно полностью запрещать ребенку смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Но мы как взрослые просто обязаны показать детям другой мир. Мир реальный, полный ощущений, который дарит столько положительных эмоций и восприятия. И чем раньше и полнее мы это сделаем, тем больше вероятность воспитать личность способную взаимодействовать с реальным миром, и желающую найти себя в нем. Все должно быть гармонично! Дозировано!
Это все, что я хотела вам рассказать о своем педагогическом опыте работы. Большое спасибо за внимание!