Людмила Катаева
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр
. Актуальность и перспективность опыта.
Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка» : развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению,письму. Между тем научно – педагогические исследования, многолетний опыт педагогов — практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес,желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами.
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов,различать их,а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Сенсорное воспитание–это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов:их форме,цвете,величине,положении в пространстве,запахе,вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-позитивно влияет на эстетическое чувство;
-является основой для развития воображения;
-развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Таким образом,актуальность опыта заключается в том,что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания»,с ощущения и восприятия. Известно,что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других,более сложных познавательных процессов.
2. Концептуальность опыта
Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема,–какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:
-изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;
-определение правильной последовательности в планировании работы;
-создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;
-создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;
-обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.
Я считаю,что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
-создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;
-раннее начало обучения дошкольников;
-включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Новизна моего опыта заключается в том,что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически,а систематически и поэтапно.
3. Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений,педагогам дополнительного образования,заинтересованным и внимательным родителям,учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.
4. Теоретическая база опыта.
В своей работе я использую:
-Кроха:программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений /авт. Г. Г. Григорьева,др.
-Сенсомоторное развитие детей раннего возраста :программа,конспекты/авт. Т. П. Высокова
-Развитие восприятия у детей. Форма,цвет, звук:пособие для педагогов/авт. Т. В. Башаева
-Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори,или Помоги мне это сделать самому/авт. В. Г. Дмитриева
-200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей/авт. Е. А. Солнцева
Кроме вышеизложенного, применяю работы отечественных исследователей и педагогов :Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер,Б. И. Хачапуридзе,и многих других,а также зарубежных педагогов :Я. А. Каменский,М. Монтессори.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов,в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная,а направленная на использование уже имеющихся знаний. Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками,стихами–это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Методика проведения дидактических игр в младшей группе.
1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее,чем слово,поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил,то не следует сообщать их сразу.
2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу,учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки,который можно обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными,если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное,требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего,чтобы каждому казалось,что это ему рассказывают об игре.
8. Чтобы игра проходила успешнее,педагог готовит детей к игре :обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами,изображениями на картинках.
9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста,воспитатель отмечает только положительные стороны:играли дружно,научились делать (указывает конкретно что,убрали на место игрушки.
10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений эталона цвета не означает, что дети смогут воспользоваться ими самостоятельно на практике. Роль дидактических заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Дидактические игры могут выполнять функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. Игры могут быть включены в любое занятие.
Результативность занятий обеспечиваются специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения дидактических игр :
Учет специфики овладения детьми сенсорных эталонов
Формирование подготовленного интереса через приемы работы, активизирующие деятельность ребенка.
Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности
В целях получения максимального педагогического эффекта, дидактические игры организуются при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:
1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
2. Совершенствование и оттачивание приемов,форм и методов педагогического искусства.
3. Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.
7. Анализ результативности
Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста- это данные диагностического обследования детей. Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Развитая сенсорика–основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека.