Надежда Анатольевна Головня
Педагогический опыт «Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»
Обобщение педагогического опыта по теме :
«Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»
Воспитатель:
Головня Надежда Анатольевна
2019 г.
1. Информационно-справочные сведения об опыте
1. Автор – Головня Надежда Анатольевна.
2. МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»
Публикация «Педагогический опыт „Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства“» размещена в разделах
3. Занимаемая должность – воспитатель
4. Стаж педагогической работы – 22года
5. Тема педагогического опыта : «Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»
6Цель педагогического опыта : Создание развивающей предметно- пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим формированием доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.
7Длительность работы над опытом Продолжительность работы над опытом составляет 2 года (2017-2018 учебный год, 2018-2019 учебный год).
6. Опыт изучался на педагогическом совете.
7. Выводы и рекомендации: опыт работы рекомендован для дальнейшего изучения и распространения, в силу его актуальности, эффективности и соответствия основным положениям современной педагогической теории.
Слайд1 (представление)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2 (тема)
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме : «Развитие детской активности через создание педагогически-организованного группового пространства»
Слайд 3 (Актуальность)
Слайд 4 (Сухомлинский)
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
(В. А. Сухомлинский.)
Проблема формирования у детей самостоятельности и активности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к активности и самостоятельности»
Одним из эффективных средств развития детской активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Слайд 5 (характеристики среды)
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1. Содержательно-насыщенной: — соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей.
2. Трансформируемой: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативной: наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасной: соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Слайд6 (теоретическое обоснование)
Понятие «развивающая предметно- пространственная среда», ставшее в последние годы столь популярным в теории и практике дошкольного обра-зования, имеет интересную историю своего становления.
Термин «среда», под которой понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре еще в эпоху Просвещения.
Слайд7 (философы)
Особое место теория развивающей среды занимает в философско-педагогических воззрениях Жан Жак Руссо. Этот выдающийся философ и педагог одним из первых стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.
Еще один талантливейший французский педагог и философ СелестенФрене, разрабатывая концепцию творческого развития личности, решающее значение придавал собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении.
Слайд 8 (отечественные педагоги)
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (Станислав ТиофиловичШацкий, «общественная среда ребенка» (Павел Петрович Блонский, «окружающая среда» (Антон Семенович Макаренко). В целом ряде исследований обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
Слайд 9 (лонгитюдное исследование)
В сентябре 2017 г. наш детский сад принял участие в проекте «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования в РФ». Экспериментальной стала наша средняя группа №3.
Слайд 10 (шкалы)
В качестве норматива взяты шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества в дошкольных образовательных организациях.
Слайд 11 (предметно-пространственная среда)
Одним из критериев оценивания является -«предметно-пространственная среда»
Исследование проводится по 7-бальной системе. По окончании мониторинга подсчитывается общий средний балл. В нашей группе он составил – 3.57 баллов.
Слайд 12
По результатам исследования были даны рекомендации,в том числе по организации предметно-развивающей среды группы.
Для выполнения рекомендаций был составлен план мероприятий по повышению качества образовательной деятельности. Данная работа меня заинтересовала
Поэтому определила тему по самообразованию: «Развитие детской активности через создание педагогически- организованного группового пространства»
Слайд 13
Основной целью, которой является создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.
Слайд14 (задачи)
Для достижения данной цели обозначила задачи, одной из важных считаю:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО, шкалы ECERS-R.
2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников, способствующих эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. Организовать работу с родителями по оснащению развивающей среды группы и прогулочного участка с целью воспитания активного и успешного ребёнка.
Слайд15 (направления работы)
Работу по созданию педагогически-организованного группового пространства провожу со всеми участниками образовательных отношений и выстраиваю с учетом основных принципов.
• работа с детьми
• работа с родителями
• работа с педагогами
Слайд 16 (принципы)
• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
• учёт зоны ближайшего развития;
• наглядность;
• усложнение материала;
• опора на различные анализаторы;
Слайд 17 (циклограмма)
Работу с детьми по развитию познавательной инициативы и самостоятельной активности провожу с учетом циклограммы деятельности в утреннее и вечернее время.
Слайд 18 (зонирование)
Всё групповое пространство представляет собой четыре зонысамостоятельной деятельности детей:
- зона игр и подвижной занятости;
-зона творчества;
- зона познавательного развития;
- зона уединения.
Шумные зоны отделены от спокойных таким образом, чтобы воспитанники
могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени
пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.
Предметно-пространственная среда группы преобразуется с учётом
тематического плана недели. Были созданы условия для проведения
развлечений, игр, по оздоровлению и профилактики заболеваний, бесед,
наблюдений, опытов, в рассматривания и чтения художественной литературы,
слушания песен, проведения игр-занятий по безопасной жизнедеятельности.
Все это даёт возможность детям самостоятельно, выбрать вид деятельности.
Зона игр и подвижной занятости - такая зона необходима для того, чтобы удовлетворитьпотребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасномуповедению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своихэмоций, навыки социального поведения.
Слайд19 (центр активности)
Поэтому мы организовалицентр двигательной активности.
Наполнили его оборудованием: «дорожка здоровья», мячи,
обручи, кольцеброс, воротца, мешочки, набитые песком, эспандеры,
разноцветные флажки, ленточки, «Бильбоке», «Моталочки»,
альбомы «Знаменитые сортсмены», «Зимние и летние виды спорта»
шапочки для подвижных игр, дидактические игры.
- центр «Конструирования» оснащен конструкторами:мелкий настольный и
крупный, «Лего»,«Тико», металлический, схемы конструирования.
- в центре безопасности находятся дидактические игры, книги, знаки дорожного движения,номера экстренных служб.
Слайд 20, 21, 22 (сюжетно-ролевые игры)
Создали центр сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Парикмахерская»,«Больница», «Почта», «Библиотека», «Гараж». Центр насыщен различнымиматериалами, оборудованием, игрушками.
Слайд23
Зона творчествавключает в себя - центр музыки, театра, ИЗОдеятельности.
Организовали так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься
любимым делом: рисованием, ручным трудом, театрально-игровой
деятельностью.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны
к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и
увидеть одобрение своих действий, с этой целью мы оформили:
• «стену» творчества, рекомендованную шкалойECERS-R,
• выставку рисунков «Вернисаж» (коллективные и персональные выставки,
• лесенку поделокиз пластилина, где ребёнок может выставить свою поделку, украситьею помещение.
Слайд24
• центр ИЗОдеятельности (творчество по рисованию, лепке, аппликации).
Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая
воображение и фантазию. В зоне доступа кроме традиционного оборудования
бросовыйматериал, альбомы «Жанры живописи», «Золотые узоры России»
Слайд25
• центр театра. Сказка – повод понять что-то большее,
посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам
учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать,
делать выводы и обобщения. В центре разные виды театра: пальчиковый,
Би-ба-бо, теневой, настольный из резиновых игрушек. Дети с удовольствием
инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество.
• Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются вплаточки,накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженьямы наполняем втечение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки,ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевыхигр.
• Дети в восторге от нашего музыкально центра. «Сапоги-плясуны» - развиваютчувство ритма, «шуршелки», «шумелки», «Музыкальная лесенка» самодельныеинструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Настоящиемузыкальные инструменты: кларнет, труба, музыкальные дидактические игры,альбом «Композиторы».
Слайд26
В зоне познавательного развития мы разместили центры книги,
развития речи, математики, патриотический и познавательно-
исследовательский. Создалицентры с применением игровых пособий,
которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных
математических знаний, знакомству с Родиной и краем; обеспечивают
познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами.
• Центр математики наполнен играми для развития памяти, логического
мышления, воображения, внимания изготовили ряд развивающих игр,
которые предлагаем детям. Это «Математическиепазлы», «Найди пару»,
«Найди отличия», «Логические цепочки», «Из каких я фигур»
Познавательные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото:
буквы и цифры», «Домино», «Танграм», «Четвёртый лишний».
• Учебную зону оформили магнитной доской, рядом поместилисказочныеперсонажи Буратино и Незнайка, которых дети «обучают» разным премудростям. Материалы меняются в зависимости от темы недели.
В своей работе использую авторские развивающие игры Б. П. Никитина
«Сложи узор», «Уникуб», В. Воскобовича «Геоконт», «Игровой квадрат»,блоки Дьенеша, палочки Кюизинера.
Особое значение я придаю работе с художественной литературой,
знакомству с книгой; стараюсь привить любовь к чтению. Ведь именно
литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих ичужих поступках. В нашем центре книги много книг, разных
по содержанию, стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские
энциклопедии. Для игры в «Библиотеку», оформили читательские билеты.
• В центре речевого развития дидактические игры на развитие речи,
речевое дыхание, зеркала, картинки.
Слайд27
• Центр познавательно- исследовательской деятельности пробуждает
любознательность, чувственный и сенсорный опыт. Этот центр оснащён
оборудованиемдля опытов и экспериментов : «лаборатория», «морская коллекция», лупы,фонарики, компас.
• Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями,
используя алгоритм ухода, отмечают погоду в календаре наблюдений.
Слайд28
• Центр патриотического воспитания расширяет знания детей о Россиии малой родине. Изучаем основы краеведения, с этой целью оформили альбомы: «Знаменитые люди Зауралья», «Творчество Германа Травникова», «Памятники Кургана»
Слайд29
Комфортная «уютная» зона - объединяет центры уединения,СЭР, настроения.
В группе организовано место для уединения, где дети могут полистать
любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.
В этот центр поместили: экран – «Моё настроение», который позволяет
оценить комфортность пребывания ребёнка в детском саду, служит средством
формирования первичных навыков рефлексии, игрушки и игры для снятия
напряжения, фото группы и семей детей.
В результате проведенной работы заметила, что дети стали более
самостоятельными, инициативными, высока творческая и физическая
активность, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала
оценкадетьми своих возможностей.
Слайд 30 работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачунельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Тесная работа с семьей помогает нацелить родителей нанеобходимость поддержания в ребенке пытливости,любознательности. Дети с удовольствием рассказывают о своихоткрытиях родителям, просят найти интересный материал к занятиям.
Слайд 31 (формы)
Слайд 32 (собрание)
Одно изродительских собраний посвящено «Организации предметно-пространственной среды».
Консультация - «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной
деятельности».
Родители с большим интересом участвуют в проектах, конкурсах,акциях; оформляют альбомы, плакаты, делают презентации,организуютфотосессии.
Слайд 33 (оборудование)
В рамках проекта: «Современный центрдвигательнойактивности» родителями изготовлено нестандартное оборудование: воротца; мешочки, набитые песком; эспандеры; разноцветные флажки; «Бильбоке», «Моталочки».
В ходе проведения смотров-конкурсов родители приняли активное участие в оснащении центров: «Современный центр конструирования», «Игровой центр», «Познавательно-исследовательский центр».
Центр патриотического воспитания был оснащён материалами, собранными родителями в процессе участия в детско-родительском проекте «История Кургана».
Слайд 34
В рамках акции «Наш участок – территория безопасности»смастерили новое игровое оборудование – футбольные ворота, баскетбольное кольцо, качели, песочницу;
Слайд 35
Акция «Снежный городок» также не осталась без внимания родителей: их умелыми руками были изготовлены постройки из снега.
Слайд 36,37, 38 (грамоты) Вместе с детьми родители проявляют свое творчество, участвуя в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровня и выставках: «Осень - чудная пора», «Мастерская Деда Мороза», «Неопалимая Купина», «Зимние вечера», «И снова золотая осень».
Слайд39 (работа с педагогами)
Принимаю активное участие в методических мероприятиях детского сада : педсоветах, семинарах, конкурсах.
Слайд 40,41 (фото)Материалы из опыта работы по теме представила на совещании при заведующем, педагогическом совете, районном семинаре-практикуме «Современная предметно-развивающая среда, как условие качества дошкольного образования».
Слайд 42,43 (результативность)
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской активности. По результатам мониторинга 2017-2018 учебного года дети показали достаточно хорошие результаты.
Слайд 44 (Спасибо за внимание)