Екатерина Маркина
Инновационный педагогический опыт «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе».
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду, постепенного перехода дошкольных учреждений на новую, перспективную систему мониторинга и развития интегративных качеств личности детей дошкольного возраста.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе“» размещена в разделах
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях.
В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, таких как увеличение родового травматизма, обстановка, недостатки медицинского контроля и помощи, ухудшение материально-экономического положения людей, возрастающая занятость родителей, неуклонный рост разводов и конфликтов в семье. Все это определяет распространенность состояний психического недоразвития, выражающихся в личностной деформации и дезадаптации детей, с которыми и встречаются образовательные учреждения.
Свою работу я начала с поддержания комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала ребенка. Одним из путей решения проблемы я нашла в освоении и введение в работу программы кружковой деятельности «Я и мир».
Программа основывается на естественной деятельности ребенка, такой как рисование, игры с песком. Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Песочная терапия и арт – терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке либо рисует у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки, проигрывает ситуации, которые тревожат его и являются проблемными. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, различными заданиями.
Данная рабочая программа составлена с использованием программы Л. А. Венгера «Психолог в детском саду», задействовались работы таких авторов как Е. Л. Агаева, Р. И. Бардина, В. В. Брофман, А. И. Булычева, И. А. Бурлакова, О. М. Дьяченко,О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова и другие практических рекомендаций по работе педагога-психолога в детском саду
Мой опыт может быть применён при сочетании с любой общеобразовательной программой, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время.
Ведущая педагогическая идея. Моя идея опыта заключается в сочетании различных заданий и игр направленных поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей.
Задачи программы:
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Обучение детей использованию социально-приемлемых способов снятия эмоционального напряжения, оптимизация уровня агрессивности и тревожности, обучение навыкам саморегуляции и релаксации, развитие и накопление положительного образного опыта;
- Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, создание предпосылок для их успешной адаптации к школе, мониторинг развития.
- Повышение родительской компетенции в вопросах развития, воспитания межличностного взаимодействия с детьми.
Работа на занятии направленна:
- на нахождение путей решения проблемы;
- организацию совместной игровой деятельности;
- развитие умений «слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли;
- совершенствовать умения и навыки речевого общения, используя вербальные и невербальные средства;
- развивать фантазию и образное мышление;
- способствовать проявлению эмпатии;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
В процессе занятия работа идет также и над речевым развитием, мелкой моторикой.
Первые занятия планируются как индивидуальные, последующие направлены на организацию коммуникативных, совместных форм деятельности. Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации эмоционально откликаются на яркие впечатления, используется в работе цветной песок, гуашь. Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.
Способ получения цветного песка прост: во влажный песок нужно добавить разведенную до консистенции густой сметаны гуашь, хорошо размешать массу и дать ей просохнуть. Подставки голубого цвета. Создавая «песочную» картину помимо основного материала в зависимости от сюжета используются игрушки, предметы, фигурки (животные, персонажи различного характера, символы социализации (транспорт, постройки). Чтобы игра получилась, необходимы правила, поэтому ребенку предлагается принять на себя роль творца, волшебника ритуал входа и выхода позволяет не ссориться, не бросаться песком и разрушить то, что создает другой волшебник. Эти правила отрабатываются в играх с песком – включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, трудностей.
Прогнозируемые результаты программы:
- понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
- осознание родителями социальной ответственности.
- положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогами.
- единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
- систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.
Результат нашей деятельности следующим: 80% родителей были вовлечены в процесс посредствам совместной деятельности, различных консультаций, папок передвижек. На 35 % снизилась тревожность, детей, кроме того снизилось число конфликтов, улучшились межличностные отношения в группе. Хотелось бы отметить влияние на полученные показатели частой заболеваемости детей.
В дальнейшем, мы планируем продолжать нашу работу, ведь мир ребенка — сложный и многогранный с которым, надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне.