Ерофеева Ольга Владимировна
Педагогический опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Встал малыш - он уже водитель
Сел ребенок на велосипед - он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир
И везде его подстерегает опасность.
Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда – то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать в идеях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из за незнаний правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из– за необходимого риска.
Улица для ребенок – это яркий мир, полный разнообразных и
Публикация «Педагогический опыт работы „Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге“» размещена в разделах
привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с детьми дошкольного возраста. С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех дорожно транспортных происшествий и несчастных случаев на железнодорожных путях происходит из за нарушений правил движения: ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, транспортный поток, каково время реакции водителя либо машиниста. Дети часто страдают от не
поминания той опасности, которую представляет собой транспорт.
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что- то новое, часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега.
Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15- 20% меньше, чем взрослого. Поэтому движущийся транспорт слева и справа остаются им незамеченным.
Он видит только то, что находится напротив. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде.
Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучении детей дошкольного возраста безопасному поведению.
Предупреждение детского дорожно транспортного травматизма и безопасному поведению в близи железнодорожных путей одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Начиная с дошкольного возраста необходимо не только обучить правилам дорожного движения и поведению в близи железной дороги необходимо привить им устойчивые знания, умения и навыки для того чтобы у ребенка не сформировались неправильные стереотипы поведения на дороге и правилам поведения в близи железной дор
Недаром В. А. Сухомлинский говорил: «Могучая духовная сила воспитания в том, что дети учатся, смотреть на мир глазами своих родителей становится ближе». Поэтому педагогам детского сада необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании и обучении правилам безопасного поведения на улицах города и железной дороге.
Первоначальная задача - выработка единого подхода, единых педологических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны детского сада и родителей. Как бы добросовестно не работал педагог, как бы он не старался дать всестороннее развитее ребёнку, если в силе не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов.
Принимая актуальность данного вопроса для решения поставленной цели, я для себя определила, что без совместного участия детей и родителей результата не будет достигнуто.
В связи с этим мною был разработан проект по теме : «Будь осторожен на дороге» .
Результат проекта, что у родителей значительно повысился интерес к данной теме, дети стали более активны и заинтересованные. Например: идя на экскурсию на железнодорожный вокзал, дети уже заранее говорят, что надо не забывать взять с собой флажки для регулировки на дороге, как надо переходить улицу. Что рядом с железнодорожным вокзалом находится перрон, повторить правила поведения на перроне, где движутся поезда.
Это зона повышенной опасности.
Для усвоения и закрепления материала по заданной теме практиковать в своей деятельности, давать задания на дом. Например: «Раскрасить знаки», «Изготовить дидактические игры».
В связи с тем, что в детском саду одним из главных направлений является ранняя профориентация дошкольников на железнодорожную тематику. Поэтому я считаю необходимо обучать детей именно с дошкольного возраста правилам поведения детей на железной дороге, знакомить их с железнодорожным транспортом.
В связи с актуальностью данной проблемы, я для себя определила следующую цель:
Сформировать и развевать у детей навыки безопасного поведения
в окружающей дорожной - транспортной среде и безопасность
на железнодорожных путях.
достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды
2. Знакомить детей со значением дорожных и железнодорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и железной дороге.
3. Формировать у детей навыки и умение наблюдений за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их.
Мною был проведён цикл занятий по безопасному поведению на дороги в близи железнодорожных путей. В утренние и верчение промежутки времени, на участке детского сада во время прогулок проводились игры с использованием световых сигналов светофоров. Дети сами придумывали загадки, рисовали виды транспорта, ситуации на дорогах. Также дети изображали знаки дорожного движения не только на бумаге, но и мелом на асфальте. Постройки, которые были сделаны руками детей, очень радовали не только детей, но и детей с соседних групп.
Работая над этой темой, я постепенно убеждалась в том, что тема безопасности детей на дорогах очень актуальна, так как автотранспорта очень много, нет специализированных игровых площадок для детей, порой дети часто бывают предоставлены сами себе.
Систематическая работа в данном направлении позволяет повысить уровень знаний у детей по правилам поведения на дорогах, дети стали более правильно вести себя в общественном транспорте, уметь двигаться колонной по обочине, по дороге, идти по тротуару.
В связи с поставленной целью и решением задач мною был разработан перспективный план работы с детьми. На основании моего разработанного плана воспитанники с уверенностью могут сказать
о виде транспорта и их значения, знать и называть знаки дорожного движения, чётко определять нарушения правил дорожного движения
на картинках и иллюстрациях, делать выводы и умозаключения. Хорошо ориентироваться на участке детского сада, составлять маршрут движения от дома до детского сада, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.
Для достижения результата согласно заданной цели мною в группе создана развивающая среда для расширения и обогащения знаний.
С помощью их внесения «Уголок по правилам дорожного движения, макетов улицы, макетов железнодорожного вокзала.
С помощью использования инновационных приемов и методов обучения дети научились, размышлять, рассуждать,которые позволили добиться значительных результатов в усвоении знаний по данной теме.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения и правилами движения на железнодорожных путях совместно с родителями были изготовлены следующие атрибуты:
1. Дорожные и железнодорожные знаки, жезлы.
2. Плакаты, сюжетные картины, отражающие дорожные ситуации.
3. Атрибуты для сюжетно ролевых игр, а также игры для ознакомления детей с транспортом различного назначения: грузовые и пассажирские, автобусы. Машины специального назначения. Поезда: грузовые, пассажирские.
В работе с детьми были использованы настольно печатные игры по обучению правилам дорожного движения и правилам безопасности поведения на железнодорожных путях. Составлена картотека подвижных и дидактических игр.
Исходя из полученных результатов, мною вносится корректировка в план индивидуального развития каждого ребенка.
На что следует обратить большее внимание, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми правил дорожной безопасности. Большое внимание отвожу и правилам на железнодорожных путях.
Большое внимание уделено практическим формам обучения : наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучали на практике правила для пешеходов, наблюдали за дорожным движением, за железнодорожными составами, закрепляли ранее полученные знания.
Проводя, целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам мною было обращено внимание детей на такие важные моменты как безопасность движений : освещение, погодные условия, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Экскурсии и прогулки закрепились в продуктивной деятельности. Увиденное впечатление от этих экскурсий предлагала детям выразить в своих рисунках, такая форма работы закрепляет знания детей об увиденном на прогулке.
В связи с тем, что большую трудность для детей представляют перехода ребенка через перекрёсток, регулированного, так и нерегулированного.
. По мнению выдающихся педагогов и психологов необходимо обучать детей знаниям и умениям в игровой форме. Поэтому в своей деятельности по обучению детей правилам поведения на дороге и железнодорожных путях решила использовать различные виды игр.
Деятельность детей по формированию знаний и умений по правилам поведения на дороге и на железнодорожных путях является комплексной и предусматривает активное участие в этот процесс всех участников образовательного процесса.
Так как эта задача всей общественности, и в первую очередь
дошкольного учреждения и семьи, вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города и железнодорожных путях должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитее личности ребёнка в дошкольные годы. Ведь в семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начинается с рождения ребёнка и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Для того чтоб с детьми был усвоен материал для работы с родителями я широко использую: папки передвижки, альбомы, плакаты стенды с детскими рисунками. В течение года в папках передвижках размещаю материал о правилах дорожного движения о правилах поведения на железнодорожных путях.
Учитывая индивидуальные возрастные особенности детей мониторинг показал высокий результат по обучению детей правилам безопасности на дороге и железнодорожных путях.